Копейка

(из переписки)
Напишу про Копейку. Знаешь, я довольно поздно узнала, что его зовут Игорь, все Копейка да Копейка.Первое знакомство с ним произошло зимой. 
        Когда мы жили в частном доме, за углем ходили к кузнице, а когда переехали в квартиру, я с братом (или одна) ходили на котельню. Обламывало жутко. Мороз (мы приехали из Краснодарского края), ничего не видно, тебя закутывают, дают ведро и вперед. И вот тащу я это ведро с углем, продираясь сквозь туман и тут из ни откуда выходит мужик и молча пытается забрать ведро. Потасовка сначала происходила молча (я почему-то боялась закричать). Больше всего меня пугал приход домой без ведра. А то, что он пытается у меня его отнять – не вызывало никаких сомнений. Потом у меня прорезался голос. Неожиданно из тумана вышел знакомый моих родителей (шел к нам в гости), посмотрел на нас, говорит, отдай ему ведро, он просто хочет тебе помочь. Так мы втроем и дошли до дома.
       А на следующее лето, я сдружилась с Ладой Ивановой. Ее сестра была хозяйкой одной половины домика на двоих хозяев. На другой половине жил Копейка.
Наверное, это называется «сени», так вот у сеней в этом доме крыша была общая, но не разъединенная стеной, и если взобраться по вбитым в дерево скобам, то можно оказаться в доме у Копейки.
       В наше время было «модно» сооружать всякие «штабы», некое подобие постройки, где можно было спрятаться от глаз взрослых и рассказывать всякие истории и анекдоты. Сестра в этом доме не жила, но ключи Ладе давала, это был наш своеобразный «штаб». Там были книги, мы с Ладой заваливались на диван и читали. Иногда приходила сестра.  Она была художницей и закончила какой-то  художественный институт. Она учила меня технике рисования. Тогда суть я запомнила, а потом в жизни пригодилось.
      Читать книги, можно было до поры до времени, особенно летом и мы стали обследовать дом и сделали открытие в виде сквозной крыши к Копейке. Залезли на стену и стали за ним подглядывать сверху. Он время от времени, то выходил, что-то брал, потом заходил в дом. Мы представляли, что мы разведчики и следим за врагом. И вот как-то в очередной раз, он вышел и слишком близко подошел к той части стены, где мы свисали. Нам показалось в полумраке, что он нас увидел и завизжали. И так получилась, что Лада свалилась на свою территорию, а я на территорию Копейки. Я его, как и все поддразнивала, иногда он гонялся за мной, что бы поймать и накрутить уши обидчику. Представляешь ситуэйшн, разведчик сам свалился на территорию врага?! У Игоря, явно такое никогда в доме не происходило, он смотрел на меня сверху вниз и на лице был вопрос – откуда это и что с этим делать. Я смотрела на него и думала, что судьба у разведчика не завидная – или расстреляют или плен. Родина за стеной молчала, понимая весь ужас моего положения. И вот пока мы друг на друга смотрели, оценивая происходящее, вышла мама Игоря. Маленькая, сухонькая, седая, но довольно миловидная старушка. Наверное, она и была моим спасением. Посокрушавшись, что ребенок упал, она предложила Игорю напоить меня чаем. Он очень этому обрадовался, и мы прошли в дом. Меня поили чаем, угощали конфетами, правда, этот процесс давался мне с трудом. Но плен так плен, приходилось принимать чужие правила. Жить то хочется. И вот вышла я от них, чуть поодаль стояла Лада.
- Что ты там так долго была, он тебя пытал?
- Нет. Мы чай пили.
Она посмотрела на меня как на полоумную, но я к этой теме возвращаться больше не хотела.
      После этого случая, я никогда его больше не дразнила, а дразнящие его были моими врагами. Следующую зиму, Игорь практически всегда носил мне уголь с котельной. Как он узнавал, когда я туда приду с ведром – я не знаю. Иногда мне казалось, что он живет возле кучи с углем. Но каждый раз, когда шла на котельную, всегда знала – он там, если нет, то сейчас подойдет. Ошибалась редко. Считала, что это своеобразный паритет, за то, что бы я его не дразнила. Но если бы он не носил мне эти ведра, я бы его все равно не трогала. Когда его не было, набирала уголь, ждала и думала, не случилось ли чего-нибудь, уйду сейчас, придет и будет стоять на морозе.
        Пока я была у него в доме, меня поразила одна вещь, даже не поразила, а сломала во мне что-то. Мы, дети, всегда ходили друг к другу в гости, нас знали родители, естественно мы знали и видели взаимоотношения в семьях. Но такого я не видела никогда. Он с таким трепетом, нежностью и заботой относился к своей матери, как бабочка порхал вокруг нее, светился от счастья, если она просила его о чем-нибудь. Мне казалось, что он качает ее на сильных руках как младенца.
        С тех пор прошло лет 20. Когда Лена рассказала как его жестоко убили местные пьянчуги, восприняла это как личную трагедию. Просто шок. Узнала почему его звали Копейкой. В детстве он переболел минингитом. По слабоумию его не взяли в Армию и он ходил по деревне и просил копеечку. Собирал деньги на форму, чтобы уйти в Армию самому. Потом подняла его документы на работе, перерыла кучу бумаг (должны были остаться, не так много времени прошло). Нашла. Он был выписан как умерший.  Я гладила его документы ладонью и мне казалось, что я качаю его на своих руках.


Рецензии
-- Дети склонны дразнить непохожего на них и не умеющего дать сдачи.
Дети жестоки, а, если не получили прививки-установки на добро. такими и остаются. Хороший рассказ, уже несколько раз читал)

Анатолий Шинкин-2   13.10.2015 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.