Как я спасал лягушек. Золотое кольцо

  Материал, представленный ниже, был послан мною в «Комсомольскую правду», и помещен в рубрике «Окно в природу» в недельном выпуске «КП» за 18-25 декабря 2008г. в несколько сокращенном виде. К тому же он был пересказан составителем рублики В. Песковым своими словами, что и вполне понятно, так как размеры газетной статьи не позволили привести полностью мою статью.               
        Золотое кольцо № 2 от  12.01.2010.
  В конце восьмидесятых годов я решил вырыть у себя на даче погреб. Дело это трудоемкое, требующее тяжелого физического труда. Использовать для копки котлована технику  я не мог, т.к. погреб должен быть находиться рядом с моим домом, а вокруг располагался огород. Вот и копал я лопатой яму  в тяжелом глинистом грунте глубиной более трех метров и шириной два на три в течение двух лет.
  В первое же лето каждый день по утрам я обнаруживал в яме пять – десять лягушек, как я понимаю, попавших туда в ночное время, во время их охоты на комаров. Поэтому мне приходилось начинать свой рабочий день с отлова и выпуска на свободу этих полезных земноводных. Дня через два я догадался в яму на ночь устанавливать широкую доску под наклоном, насколько это было возможно – в результате лягушки сами научились выходить на свободу.
  Поскольку выкопать за один год такой котлован мне было не под силу, а к и тому же в то лето шли дожди, и я не мог увозить глину от ямы, мне пришлось оставить это «удовольствие» на следующую весну.
  В мае следующего года, углубившись еще на два штыка  лопаты, я обнаружил, что наклон доски стал неподъемным для лягушек, и мне опять пришлось их ежедневно отлавливать. Тут я временно занялся другими делами – в деревне их всегда великое множество, потом мой отпуск закончился, и копку мне приходилось вести или вечерами или в выходные дни. Понятно, что лазать каждый день в яму, для освобождения лягушек порой не было времени. Тут мы стали замечать, что когда кто-то из нашей семьи проходил мимо ямы, лягушки начинали усиленно квакать – в их голосах звучала какая-то печаль, казалось, что они просят о помощи, будто они плачут на своем лягушином языке. Это казалось еще более странным, что в остальное время из ямы не доносилось никаких звуков, как будто там никого и не было.
  Нам стало жаль бедных квакушек, и еще раз подумав, как организовать выход лягушек на свободу, я, наконец, догадался и сделал что-то вроде серпантина – установил под  уклоном одну доску, закрепив ее в земле стены погреба, затем  рядом поставил вторую доску, уже положив её на край ямы. Стоило мне это сделать, как через несколько минут, можно было наблюдать движение лягушек по доскам – они медленно, почти ползком, одна за другой начали подъем наверх, затем  в месте перехода перебирались на другую доску и, как мне показалось, довольные выпрыгивали из ямы. С той поры утром лягушек в яме уже не было, а по вечерам или перед дождем из травы и кустов слышались их голоса совсем другой  интонации.
  А вообще, мы с уважением относимся к лягушиному народцу – делаем для него в саду и на огороде небольшие укрытия, где лягушки и жабы могут укрываться от летней жары, теперь и вредителей стало значительно меньше.
 Отмечу, что лягушки являются одним из самых полезных (и безобидных) животных, поэтому их надо всячески охранять и стараться «привлекать» и «содержать» на своем огородном участке. На Западе для этих земноводных изготавливают специальные домики из обожженной глины (что-то типа горшков), где лягушки спасаются от летней жары - об этом я читал в журнале «Наука и жизнь» в 2002 г.
  Я, кроме подобных укрытий (их я выполнил из цементного раствора), специально вкопал в землю старую детскую ванну, куда постоянно наливаю воду, - там лягушки очень любят проводить время, и откуда с наступлением вечера раздается довольное кваканье.
 Ну, а той осенью я закончил свою работу и построил прекрасный погреб, служащий мне уже много лет и которым я очень доволен.


Рецензии