Первая рыбалка

   Война – занятие не только  взрослых. Мне шел пятый год, и потому мама доверяла человеку ответственнейшее дело: сходить за двести метров в госпиталь и получить дневное питание - по черпаку щей на человека. К положенному времени десяток ребят собирался возле окошка раздачи,  мы подавали повару котелки и со всеми предосторожностями несли обед домой. Перед этим   дома происходил непременный инструктаж – нигде не останавливаться, даже если будет плыть пароход на Волгу не ходить, ни с кем в разговоры не вступать и упаси бог драться, даже по делу. Щи состояли из воды и небольшого количества капусты. Такое было питание для всех – раненых, врачей, медсестер и всех других  сотрудников госпиталя. Если в котелок  попадали один – два кусочка картошки, это считалось большой удачей. Шел второй год войны, самый тяжелый и голодный.

   Выполнив важное поручение, я шел гулять. Играть со мной было некому, сестра Ася ходила в школу или учила уроки, мама чинила госпитальное белье или перешивала из старой папиной формы одежду для нас с сестрой. В результате мы ходили во всем зеленом х/б – гимнастерках, брюках и юбках.  Чаще всего я проводил время на берегу Волги. Меня интересовали «чертовы пальцы» - окаменелые предки нынешних кальмаров. Однажды к пристани на буксире притащили пассажирский пароход. Буксирный катер подошел к самому берегу. Дверь в машинное отделение открыли, и моему взору предстала сверкающая надраенной бронзой машина.
  Я стоял зачарованный, разглядывая чудо техники. Меня отвлекла  большая группа сотрудников госпиталя и выздоравливающих. Они несли с собой носилки. Впереди шел папа, как всегда на службе одетый в белый халат поверх военной формы.. По сходням они поднялись на пристань, перешли на пароход и начали уносить людей. Их было много, они тесно лежали прямо на прогулочной палубе под открытым небом. Молоденькая медсестра носила им воду, переступая прямо через лежавших, да так ловко, что ни на кого не наступила. Я бы так не смог. Когда часть палубы освобождалась, начинали выносить людей из кают. Папа велел мне передать маме, что вечером  не придет, и ушел в госпиталь.  Он появился дома через неделю. Все врачи в госпитале, включая терапевтов и невропатологов, в это время оперировали раненых. Хирурги по очереди спали, ели и отдыхали в предоперационной, потом сменяли коллег.  Позже папа рассказал, что раненые поступили прямо с поля боя, как их перевязали, так они и попадали на операционный стол. Под Ржевом шли тяжелые бои, полевые медсанбаты просто не справлялись с потоком раненых. Больше этого парохода я не видел.
                *   *   *
   Был самый обычный день. Мама возилась на кухне и попросила меня не мешать.  Сидеть в комнате пришлось долго, потом меня позвали.  Возле ведра с водой стояли мама, папа и сестра, причем с такими торжественными лицами, что я стал озираться, чтобы найти причину их необычного поведения. Но больше в кухне ничего особенного не обнаружилось. Папа попросил  меня подойти ближе к ведру. Я заглянул туда и ахнул – там плавали четыре медно-красных рыбы! Откуда-то появилась игрушечная удочка с настоящей леской, крючком и поплавком, на крючок прицепили кусочек хлебного мякиша и предложили  взять снасть и поймать карася. 
  Увы! Караси брать насадку отказывались, хотя она плавала у них буквально перед самым носом.  Караси медленно плавали по кругу, иногда всплывали к поверхности, но предпочитали держаться у самого дна. Хлебный мякиш их явно не интересовал. Пришлось оставить их в покое и перейти за праздничный стол, накрытый по поводу моего пятого дня рождения. Чем нас угощала мама, не помню. Зато этих четырех почти круглых цвета темной меди карасей запомнил и всегда мечтал поймать.


Продолжение см. http://www.proza.ru/2013/10/21/1423


Рецензии