Телескоп духовного мышления

"О горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:2).

Человек, как миниатюрная копия Божества, обладает исключительной способностью мыслить, думать, анализировать, выводить умозаключения. Мыслящей частью нашего существа, безусловно, является душа. Правда оттого, что её называют сознанием, субъектом психической деятельности, нашим "я", суть дела не меняется. Проводя по струнам специфического инструмента мышления — мозга — она извлекает вдохновенные мелодии разумной деятельности. Если интеллектуальный аппарат человека повреждён — он представляет собой плачевное зрелище. Справедлива поговорка: "Деньги потерял — ничего не потерял, здоровье потерял — половину потерял, ум потерял — всё потерял".

Именно способность мыслить делает человека человеком. Всем известен афоризм Декарта: "Я мыслю, следовательно, существую". Однажды этот ученый муж усомнился... в своём существовании. Когда он стал тонуть в болоте пессимизма и отчаяния, внезапно его сознание, как молния, озарила мысль: "Я сомневаюсь. Значит — мыслю. А мыслить и не существовать — нельзя. Отсюда вытекает, что я существую как мыслящее существо". Кроме того, Декарт пришёл к выводу, что быть одновременно субъектом и объектом мысли нельзя, и, следовательно, продуцентом мысли служит душа человека.

В наш технотронный век создаются "думающие" кибернетические машины. Однако мышление этих роботов ограничено рамками информационной программы, вложенной в них человеческим разумом. До сих пор встречаются, к сожалению, ещё люди утверждающие, будто не мышление, а труд делает человека человеком. Не отрицая полезной роли труда, заметим: в природе немало трудолюбивых животных: муравьев, пчел, ишаков... С утра до вечера они усердно работают — но, увы! — ни на йоту не эволюционируют при этом. Их поведение обусловлено не разумом, а инстинктами.

Учёные проделали такой опыт: посредине озера плавал плот, на котором находились бананы, окружённые кольцом горящих свечей. На берегу был кран с водой, который открывала обезьяна, наполняла водой ведро и, отправляясь к плоту, заливала огонь и добывала пищу. Опыт видоизменяли: обезьяну с пустым ведром помещали в лодку и направляли к плоту. Она неизменно возвращалась на берег за водой из крана. Обезъяна была не в состоянии отвлечься, создать образ воды вообще, и наполнить водою из озера свое ведро. Мышление обезьяны было не абстрактным, а конкретным, примитивным, продиктованным инстинктом.
Все животные, включая обезьян, дельфинов или попугаев, могут быть подвержены дрессировке, а не обучению.

Что же такое разум или как теперь принято выражаться, интеллект? Исчерпывающее определение, на мой взгляд, выглядит так: "Интеллект — это умение владеть своими мыслительными операциями". Теперь остаётся только понять: могут ли животные или машины управлять своими мыслительными операциями?
Осмысленное восприятие окружающего мира резко выделяет человека на фоне других земных существ. "Что же и составляет величие человека, как не мышление?" — писал Александр Пушкин.

Рассудительный царь Соломон просил у Бога сердце разумное. Разум и сердце — органически взаимосвязаны. Мысли, словно семена. Без сердечной почвы и содействия небесных сил они не могут быть плодоносными. При дисгармонии разума и сердца интеллектуальность будет сочетаться с низостью характера. Интеллектуальный, просвещённый человек станет, по выражению Джека Лондона, "двуногим волком" — впрочем, как бы тут не оскорбить волка, — по крайней мере, странным чудовищем. Пожалуй, современные преступления по дикости и жестокости ужаснули бы индейцев в американских прериях, дикарей и даже людоедов на малообитаемых островах.

Кстати, личность человека зависит от образа его мышления.
— Какого цвета человеческая душа? — спросили как-то Сократа.
Душа человека окрашена в цвет его мыслей — ответил философ.  С этим нельзя не согласиться. Соломон резюмирует: "Каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит. 23:7). Высокообразованный ученый своего времени апостол Павел классифицирует мышление двояко: "ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном" (Рим. 8:5), предлагая: "О горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:2).

Мысли, таким образом, являются невидимой, тайной сферой нашего бытия. Наши ближние не видят их. И хотя немало пишут о так называемой телепатии — возможности передачи мысли на расстоянии, проблеме чтения мыслей — нам все же следует признаться: "чужая душа - потемки". Только сердцеведец — Бог, словно рентгенолог, читает наши мысли. Вспомним, к примеру, Нафанаила, самарянку, Фому. Известно, что мысли постоянно пульсируют в нашем сознании — мотивируют поступки, предопределяют поведение, и, в конечном счете, образуют определённое качество нашей личности.
Так же, как сердце способствует жизнедеятельности тела — здоровая мысль, несомненно, содействует духовному благополучию внутреннего человека.

Мысли — строительный материал нашей души. Если продолжить аналогию и поведение человека уподобить дереву — то можно с уверенностью сказать, что листья его слов и плоды дел растут из корней мыслей. Поэтому, если кто-то заявляет, что совершил поступок необдуманно — это неверно: дремал он обязательно. Беда только в том, что он недостаточно хорошо обдумал. Поэтому Писание советует накануне задуманного мероприятия предварительно сесть и вычислить издержки, чтобы не оказалась постройка на песке и не рухнула бы.
К тому же злые помыслы отравляют нашу кровь, даже убивают наше тело скорее, нежели раковая опухоль.

Скептики говорят, что мы не властны над нашим мышлением, как и над нашим кровообращением. Однако, по выражению Мартина Лютера, мы не должны разрешать нечестивым мыслям оставаться в голове, вить там гнездо и высиживать нечестивые поступки.
Мы можем и должны управлять своим мышлением, и, больше того, ответственны за него.

Обратим внимание, на чем были сфокусированы мысли допотопного человечества. "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их и помышление сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6:5). Зло коренится в злых помышлениях. А кузницей злых помыслов, как известно, является сердце. Отсюда актуальной проблемой была — замена старого "каменного" сердца новым — "плотяным". Эта операция пересадки сердца именуется "метанойя", иначе говоря, перемена образа мышления или, одним словом покаяние. Бог предложил эту операцию. Человечество категорически отказалось. Заметим, о чем думали и о чем не думали люди в то время. Сопоставим их мышление с мышлением наших современников. "Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:38-39).

Потомки Каина интенсивно размножались и так же быстро развращались,   словно  болезнетворные   микробы,   обеспечивающие гниение в кишечнике. Падала нравственность. Свободная любовь стала продажной. Остыли духовные интересы. Зло приняло глобальные масштабы, стало эпидемическим. Люди не думали и не видели, что земля растлилась перед Богом и наполнилась злодеяниями, они утратили способность трезво мыслить, здраво рассуждать. Давид рассказывает об одном безумце, заявившем "нет Бога". Такая теоретическая концепция сразу же ведёт к практическим выводам: "Они развратились, совершили гнусные дела, нет делающего добро, нет  ни одного" (Пс. 13:1).

"Не думали" допотопные люди, хотя, наверняка гордились прогрессом цивилизации, — что они созрели для Божьего суда. Нельзя сказать, чтобы они вообще ни о чем не думали, что их сердца были духовным вакуумом, а головы — "торричелевой пустотой". Так быть не может. Природа не терпит пустоты. Они были заняты другими  мыслями  — что есть и  пить,  где  жить?   "Ели, пили, женились, строили". О "горнем" и о Боге у них мыслей не было, пока не пришёл потоп, погубивший всех. То же самое и во дни Лота: не думали, не ожидали. То же — без сгущения красок — и в наши дни. Думают ли, что сегодня придет Христос?
Один священнослужитель задал этот вопрос своим слушателям. И к удивлению, получил однозначный ответ: "Может быть, и придёт, только сегодня вряд ли". Опросив аудиторию, проповедник громко повторил: "Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий".

Есть такая наука о правильном мышлении — логика. Она учит избегать ошибок, формируя умозаключения. Для этого необходимо строго придерживаться логических законов, в первую очередь закона достаточного основания. Это значит, что неверная исходная посылка, неправильное предположение — неизбежно приведет к неправильному умозаключению. Допустим, атеистический лектор категорически восклицает: "Атеизм отрицает Бога в  силу своей  научности!" Его спрашивают:  в чём же  состоит научность атеизма?
Оратор, не задумываясь, выпаливает: "В том, что он отрицает Бога!" Такая логическая ошибка называется "порочным кругом".

Или берётся в основу утверждение: "То, что ты не терял — ты имеешь". Вроде бы справедливо. Следует вывод: "Ты не терял очков — следовательно, ты их имеешь". Ошибка. Вовсе не обязательно, чтобы не потерявший очков — их имел. Здесь нарушается закон достаточного основания, в итоге мышление оказывается однобоким, односторонним, необъективным.
Придерживаясь законов логики, мы избежим соблазнов "тавтологии", "порочных кругов". То же самое относится и к духовному мышлению. Вспомним нечестивого раба из притчи Спасителя: "Если  же  раб  тот... скажет  в  сердце  своём: "Не  скоро придёт господин мой". И начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придёт господин раба того... в тот час, в который не думает — и рассечёт его" (Мф. 24: 48-51). Без сомнения, крушению раба предшествовала неверная предпосылка одностороннее мышление "не скоро придёт господин". На этом однобоком самовнушении "не скоро" он строит все здание своего беззаконного поведения. И, сходя с платформы правильного духовного мышления, терпит "кораблекрушение в вере". В час, в который он не думал, неожиданно возвратился хозяин.

В наши дни многие люди настолько увлечены повседневной суетой, что некогда им думать о горнем. Как-то вечером английский учёный Резерфорд зашел в лабораторию. Несмотря на позднее время, один из его учеников сидел над приборами.
— Что вы делаете так поздно? — спросил молодого учёного Резерфорд.
— Работаю,— последовал ответ.
— А что вы делаете днём?
— Тоже работаю.
— И рано утром тоже работаете?
— Да, профессор, — подтвердил он, рассчитывая на похвалу учителя. Резерфорд задумался и закончил разговор вопросом:
— Послушайте, коллега, а когда же вы думаете?
Как было бы хорошо, если бы заботы не отвлекали нас от размышлений о "горнем", чтобы день встречи с Богом не застал нас врасплох.

Сердце наше подобно стартовой площадке, откуда мысль, словно космический корабль стартует к горнему миру, к небесным высотам, к Новому Иерусалиму. И оно должно быть чистым. "Что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте" (Фил. 4:8). "Кто будет обитать на святой горе Твоей? Кто взойдёт на гору Господню и станет на святом месте Его" — спрашивает псалмопевец.
— Тот,  у которого сердце чисто, имеет в сердце — любовь, не мыслящую зла. "О горнем помышляйте, а не о земном". Некоторые превратно толкуют "горнее", как звёзды, космос, светила, считая, что те влияют на судьбы людей. Звездочёты нашего века преуспевают в обмане. В США астрологические газеты и журналы читают десятки миллионов американцев. О таком ли помышлении о "горнем" идёт речь? Разумеется, нет. Да и откровенно говоря, сторонники ложного знания больше помышляют о том, как набить свой бумажник валютой, нежели искать горнего, где Христос сидит одесную Бога. Под "горним" миром следует понимать не Фавор, Джомолунгму, Эльбрус, но обладание моральной высотой, высоким нравственным идеалом!

Земное — низменное и грязное, временное и проходящее! Какое счастье, подобно Стефану, находясь на земле, видеть отверстое небо, парить в атмосфере горнего мира! Возводить очи к горам, откуда  приходит  помощь наша! Забывая всё ненужное, будем простираться вперёд, стремиться  к цели, к почести  вышнего  звания  Божьего во Христе Иисусе, как призывал апостол Павел. Поэт Дмитрий Мережковский восклицал:
 
Я людям чужд и мало верю
Я добродетели земной;
Иною мерой жизнь я мерю,
Иной, бесцельной красотой!

Я верю больше в голубую,
Недосягаемую твердь;
Всегда единую, простую
И непонятную, как смерть.

О небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.

Давайте настроим наш сердечный телескоп на духовную волну и скажем:

На духовной волне
Вижу новое небо —
Ии я счастлив вполне,
Хотя там еще не был!

Отставим своё плотское мышление, примем духовное. Этой переменой мышления мы сориентируем нашу земную жизнь на высокую цель. "О горнем помышляйте, а не о земном". Сквозь линзу небесного телескопа, сквозь тусклое стекло этого текста Писания вглядимся ещё раз в перспективу скорого бессмертного будущего. "И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил. 4:7).

(Из авторской книги «Пальма», 1995)


Рецензии