Птицы небесные, птицы вольные...

   "Сорока-белобока кашу варила, гостей кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не досталось. Ш-у-у, полетели, на головку сели!.."

   Кто не помнит этой присказки-игры с малышами? Водишь указательным пальцем правой руки ребёнка по ладошке его левой руки ("варишь кашу"), потом загибаешь поочерёдно, начиная с большого, его пальчики ("этому дала, этому дала..."), доходишь до мизинца: "А этому не досталось..."

   Помню, мама рассказывала, как однажды, когда она играла так со мной, маленькой, я расплакалась: пожалела мизинчик, под которым подразумевался один из гостей "сороки-белобоки" и которому не досталось каши. Детское сочувствие "оставшейся голодной "птичке" не мог стереть даже весёлый конец игры: взмахивание ладошками и последующее водружение их на голову...

   Будучи взрослой, я и сама много раз играла в "сороку-белобоку" с малышами, начинающими познавать окружающий мир. И каждый раз чувствовалось, как остро они реагируют на обделённый вниманием сороки мизинчик-птичку. Видимо, с определённого возраста дети начинают постигать свою общность, родство со всем живым на земле, в частности, с пернатыми.

   Интерес к птицам, любовь к ним, существующим рядом с нами, живут в нас постоянно. Вспомните, как радуемся мы прилёту скворцов и ласточек весной, удивительному пению соловьёв, или чистому звону жаворонков в небесной вышине; как светло становится на душе при виде строящих гнездо аистов... А печаль при отлёте на юг журавлей! А праздничное настроение от зрелища стайки снегирей, усевшихся на заиндевевшие ветви клёна, когда вокруг - зима, и всё белым-бело!
   А вы замечали, как птицы своими повадками похожи на людей? (А может быть, это мы похожи на них?) Понаблюдайте за пернатыми, и вы увидите немало интересного, многие "манеры" крылатых существ заставят вас улыбнуться или, возможно, взгрустнуть, а то и просто подумать: "Надо же, птица, а как напоминает своим поведением человека!"

   Однажды я видела, как на ступеньку крылечка, ведущего в магазин, опустилась, видимо, отдохнуть, пролетавшая мимо сорока. В клюве она держала небольшое птичье пёрышко, наверное, подобрала его где-то для одной только ей известной цели. Держала она его, держала да и выпустила (положила) из клюва на ступеньку, вероятно, для того, чтобы дать "передышку" и клюву. Отвлеклась "белобока" от своей заботы, огляделась по сторонам... Внезапно дунул ветер, его порыв подхватил лёгкое пёрышко и унёс вдаль. Посмотрела сорока вниз - пёрышка нет. Повернула голову направо, повернула налево, попятилась назад, потопталась на месте, походила туда-сюда, внимательно оглядывая поверхность ступеньки... Нет пёрышка, пропало! Надо было видеть, как уморительно выглядела птица, разыскивая пропавшее перо. Её облик выражал неподдельное изумление и досаду от произошедшего...

   В холодный зимний день заметила как-то на заснеженном пустыре ворону. Взъерошенная, худая, она, придерживая лапами свёрнутую в кулёк бумагу, клювом пыталась развернуть её. Ясно: хотела узнать, нет ли внутри чего-нибудь съестного. Увы, кулёк оказался пуст. Птица отпустила его, отошла в сторону... Замёрзшая, жалкая, она была похожа в эти минуты на голодного бесприютного бомжа.

   Да, голод, говорят, не тётка. Особенно страдают от него пернатые в морозы. Вот уже несколько лет подряд, каждую зиму, я делаю кормушки для синиц и кормлю на карнизе кухонного окна голубей, хотя делать это не рекомендуется: говорят, они могут занести какую-нибудь заразу. Но зябнущих, голодающих птиц жалко до слёз, и я часто насыпаю им на выступ окна ту или иную крупу.

   Голуби слетаются, кажется со всей округи... Они садятся друг на друга в два-три слоя, дерутся, сваливаются с "кучи-малы" и снова садятся на неё - в надежде ухватить одно-другое зёрнышко.

   И всегда найдётся среди них самый сильный и нахальный, который, невзирая на трудности, пребудет только внизу, там, где крупа. Именно он и склюёт зёрен больше, чем другие. И непременно обнаружится среди всех и самый слабый, неловкий голубок, "лох", который, если и окажется случайно внизу, то придавленный и растерянный, не клюнет ни одного зёрнышка, ибо более проворные товарищи по борьбе за хлеб насущный тут же спихнут его с карниза вниз... СкажИте, разве это не напоминает сообщество людей, человеческие характеры?

...Скоро наступит ноябрь, станет ещё холоднее. Вот уже и голуби наведываются на подоконник. Я занимаюсь на кухне домашними делами, изредка взглядывая на них через оконное стекло.

   Вспоминается: "О, голубка моя!" А ещё: "Ласточка моя, касатушка!", "Сокол мой..." Этими и другими птичьими "именами" называют друг друга влюблённые. Случайно ли это? Нет! В этом, наверное, и проявляется понимание той самой нашей общности, родства с птицами, о которых я говорила вначале. А ещё - нашей любви к существам, имеющим крылья и умеющим летать (мы же только мечтаем об этом: "Были бы у меня крылья, полетела бы я к тебе, любимый, посмотрела бы на тебя хоть одним глазочком..." Увы нам, увы!)

   Открываю окно, чтобы насыпать на подоконник зёрен пшеницы. Голуби с шумом поднимаются вверх - к седьмому этажу. ("Ш-у-у, полетели!") Но я знаю, что через минуту сизари вернутся обратно...

   Птицы небесные, птицы вольные... Наша любовь многое значит для них, особенно для тех, кто остаётся зимовать с нами. Без неё они иногда просто не могут выжить.   


Рецензии
Да, птицы - интереснейшие создания. Они и вестники, и сигнальщики для всхода растений, и примеры для нас. Кукушкой называют плохую мать. А есть лебединая верность.
Птицы небесные не сеют, не жнут - говорится в Писании. Им даётся...

С теплом

А это по теме
http://proza.ru/2019/05/29/616

Екатерина Щетинина   23.03.2021 11:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.