Сопка Тихонькая - символ Биробиджана

Сопка Тихонькая – символ Биробиджана. ( К 80-летию ЕАО.)
 |Глава из  книги “Трижды еврей Советского Союза”|
Перед пенсией моя мама, учительница русского языка, перешла на работу в колонию для малолетних преступников.Там платили больше на 25%. Её подопечные часто давали ей письма для отправки родителям. Это разрешалось,  но только после перлюстрации, т.е. прочтения. Иногда, мама читала нам эти письма, они были очень трогательны.
              -“Я живу рядом с большой горой. Ты, мама,  такой   горы никогда не видела. Она заслоняет нам солнце, a подняться на неё нельзя”.
Эта гора из письма - сопка Тихонькая, символ Биробиджана, её видно с любого места города потому, что в городе нет высотныx домов. Одна единственная экспериментальная девятиэтажка, постепенно оседающая, отбила охоту строить высотные дома. Почва болотистая, не держит.
Сопка никогда не скрывается в тумане, всегда кажется от тебя в  трёх шагах. Мы дети, однажды решили до неё дойти . Перешли Биру по большому деревянному мосту и пошли мимо Партизанского посёлка, мимо Корейского посёлка, вошли в военный городок, а сопка всё ближе, но ещё далеко. Вот уже видны  её склоны, покрытые лесом, её подножие с  проплешинами и ,наконец, шлакбаум и надпись - вход запрещён . Воинская часть .
Между Хабаровском и Биробиджаном есть несколько сопок , говорящих своим присутствием об отрогах Малого Хингана, голубеющих на Юго-Западе.  Одна из них –знаменитая Июнь Корань, сопка в Волочаевке, посёлке Еврейской Автономной Области, где проходили те самые “Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни.” Недалеко от сопки Тихонькая есть ещё одна сопка, у подножия которой   - наш деревянный дом.  Квартиру в доме мне выделил КЭЧ  воинской части, я работал учителем в школе № 6, где учились дети офицеров  и военных врачей. Достопримечательностью пос. Сопка был военный госпиталь, единственное каменное здание, остальные все дома, где жили офицеры, были деревянными. На госпитале была выделена дата постройки -1938 год.
Все члены нашей семьи, кроме бабушек, работали в пос.Сопка, за рекой.  В июне 41-го горком партии назначил папу комиссаром госпиталя, но Новый 1942 год папа уже встречал в блиндаже на Волховском фронте.  В новогоднюю ночь он вышел подышать вместе с  высоким кавалеристом. Внезапно прилетевший осколок снаряда, разорвавшегося поблизости, снёс кавалеристу полчерепа, мозг залепил папе всё лицо. Больше про фронт я ничего никогда от него не слышал, но мама говорила, что после возвращения, папа стал кричать по ночам.  Один случай, заставивший меня вспомнить, что мой отец воевал, произошёл через много лет после войны.
Однажды, мы с отцом шли на концерт в местный Дом офицеров. Уже подходили к дверям .Внезапно из штабной машины вышел высокий полковник и с криком:- Товарищ политрук, товарищ политрук-, кинулся к нему и стал его обнимать. Оказалось,что он был  18-ти летним рядовым в танковом батальоне 60-й дивизии, где папа был политруком. Бывший сослуживец  рассказал, что назначен здесь начальником политотдела. Папа его не помнил, но вида не подал.  Жена полковника, Лисицкая Татьяна Петровна, учительница русского языка, позднее работала со мной в той же школе №6 на Сопке. Была она очень замкнутая и часто болела. Я преподавал математику в классе, где училась её дочь.Oднажды, когда я пожаловался ей, что её дочь очень пассивна на уроках, она рассказала мне, что они жили на одном из Курильских островов,(военный городок Северокурильск на острове Парамушир) где произошло сильнейшее землятресение с цунами. Громадная волна смыла всё на острове. В живых остались несколько семей и солдат, которые жили рядом с  единственной на острове сопкой  и успели на неё взобраться. Лисицкая несколько лет не могла работать и всё время лечилась. О происшедшем  долго не могла даже вспоминать.
Директором школы на Сопке была Ольга Фёдоровна, бывшая связистка  на фронте. Одинокая. Oтличалась от директоров школ города очень уважительным и мягким отношением к учителям и всем сотрудникам. Вышла замуж за пьющего капитана, сделала его непьющим и родила троих детей  будучи в возрасте после сорока: двух мальчиков - близнецов и,через год, девочку. Замечательный человек, проживший долгую и плодотворную жизнь.
                Госпиталь на Сопке.
В военный госпиталь на Сопке я попал после мучительной борьбы с ангинами. Военный врач, майор Соколков, после безуспешного лечения, включающего прямые уколы в гланды, решил их вырезать.
Не буду описывать эту мучительную операцию, ужасные  последующие после операции дни. И вот я уже оживаю,уже могу немного глотать, разговаривать с солдатами, моими соседями по палате. В основном, деревенские ребята из разных областей средней полосы России. Украинцев, белоруссов, азиатов нет, ко мне относятся с сочувствием, видя мои мучения. Когда солдаты через пару дней начинали подшучивать, видя меня катающимся по кровати  от боли  после каждой еды, мне становилось легче, это внушало оптимизм.
В палате скучновато. Кто-то принёс шашки. Начали играть. Однажды, зашёл пациент из соседней палаты, стал у всех выигрывать. Предложил играть на порцию масла за ужином. Обыграл нескольких и ушёл. За ужином ему честно отдали своё масло мои соседи.
На следующий день он опять пришёл. Проигравшие вчера захотели отыграться, но опять проиграли. Я ещё страдал от боли в горле, там, по существу, была открытая рана, которую залечить могло только время, но мне захотелось наказать наглеца. Играл я в шашки хорошо, это была моя любимоя игра, я даже изучал теорию шашечной игры по книге Слёзкина.
И вот игра началась “при большом скоплении народа”.Я выбрал для игры шашечное начало, которое называется “кол”. В дебюте одна шашка вводится в расположение противника, и чем больше противник пытается от неё избавиться, тем больше его положение ухудшается. Шашка – как “кол в горле”, отсюда и название.
Я не ошибся в выборе начала. Нахал не знал, как избавиться от “кола”. Он проигрывал одну партию за другой. Я уже отыграл масло всех моих соседей и начал играть на масло моего противника. Проиграв партий пять, он ушёл в свою палату, под ехидные улыбки моих соседей. На ужине парень принёс мне своё масло . Я отказался, отношения стали дружескими, больше он в шашки не играл.
Постепенно, интерес к игре иссяк. Чтобы скоротать время, я стал рассказывать ребятям кинокартины, которые мне хорошо запомнились: “Римские каникулы”, “Банкнот в миллион фунтов стерлингов” , “Скандал в Клошмерле”, ещё какие –то картины.  Имел успех ,меня слушали с интересом.
Настал день выписки.  Я уходил утром, в суматохе лечебного дня. Провожали только соседи по палате. Мой ближайший сосед Дима Лосев, которому майор Соколков вырезал полипы в носу, притащил большой кусок полотна с госпитальным штампом посередине, видно оторвал от простыни. Химическим карандашом написал популярные в его части стихи:
-Вам привет из далёкого края, где махорку бесплатно дают ,
Где за сорок секунд собирают, и в столовую с песней ведут.
Я жену приучу к распорядку ,будет знать, что такое отбой ,
Будет пулей летать на зарядку ,вообщем, так ,как бывало со мной.
Даже дети, пред тем, как родиться, пройдут курс молодого бойца,
И в последствии будут гордиться, что имели такого отца.
Все поставили свою подпись, домашний адрес, каждый что-то написал, приглашали приехать в гости, обещали познакомить с настоящими русскими деревенскими красавицами.
Я привёз этот кусок простыни в Сан - Франциско, когда беру его в руки, вспоминаю госпитальную палату, но не пережитую боль, а искреннее сочувствие, которое не очень часто встречается в жизни.
A сопка Тихонькая обернулась золотым самородком. На её  вершине установили ретранслятор, и уже много лет жители Биробиджана  и окрестных сёл смотрят телевизионные передачи прямо из Хабаровска. Военных частей в районе Сопки уже нет, в офицерских домах живут гражданские лица. Сопка стала доступна для туристов и альпинистов. Сел на автобус и через 20 мин., переехав железобетонный новый мост, ты - у Сопки. А она попрежнему, как и в моём далёком детстве, манит к себе, зовёт на вершину, откуда открывается прекрасный, неповторимый вид на излучину красавицы-Биры и мой любимый город . 
До встречи!

на снимке -мой отец на Волховском фронте.1941год.
Владимир Бердичевский.   Сан - Франциско. Vova1937@sbcglobal.net  тел. 415-637-7704











Рецензии
Очень искренне.
Спасибо за впечатление.

Татьяна Дума   24.05.2019 07:29     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Бладимир

Владимир Бердичевский   24.05.2019 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.