Хаос и провидение

ХАОС И ПРОВИДЕНИЕ



Хаос – это спонтанная, случайная последовательность событий, в которой невозможно обнаружить какую-либо закономерность. Обычно атеист считает, что все события в его жизни происходят без какой-либо системы, и то же самое – в жизни других людей.



К примеру, если кто-то переходил дорогу, и его случайно сбила машина – это случайность. Если кто-то нашёл клад, или выиграл лотерею – тоже случайность. Если человек склонен к мистике, то он полагает, что нет ничего случайного, все происшествия – это игра тайных сил. Под «тайными силами» могут также иметься ввиду скрытые, неявные законы природы. К примеру, некоторые считают, что долголетие происходит не от хорошего здоровья, а от настроенности прожить долгую жизнь. В такую теорию «настроек» верят многие, выпущены книги и фильмы.



Другие наоборот, полагают, что долголетие, богатство, успехи, неудачи тотально предопределены и мы в этом – лишь безучастные зрители. Поезд идёт по рельсам, не сворачивая, и дорога закончится там, где заканчиваются рельсы. В таком случае предпринимать что-либо для достижения успеха глупо и бессмысленно. Думающий паровоз может пыжиться сколько угодно, но ехать всегда будет строго по рельсам.



Свобода воли обычно относится до предметов духовной жизни, но свобода выбора между бедностью и богатством является спорным вопросом. Надеющиеся стать богатыми ищут ответ на вопрос как это сделать. Многие из них поверили в теорию настроек и уже многие годы тщетно пытаются разбогатеть. Если же кто-то и разбогател, то это не может обнаружить верность теории настроек, поскольку истинная причина обогащения не ясна. Может быть, это цепь случайностей, а не иное что привело к обогащению. Каждый умный человек должен согласиться с тем, что теория настроек научно не обоснована.



Промысел Творца обычно приписывается явлениям, которые были маловероятны, но всё-таки произошли. Например, если хороший человек попал в почти безвыходную ситуацию, но всё-таки выбрался из трудного положения – в таком случае он говорит, что здесь налицо Промысел Творца. Или наоборот, плохой человек собирался сделать много злых дел, но провалился в яму и умер. В таком случае говорят, что очень оно хорошо вышло, хвала Создателю.



В том случае, если бы можно было логическим путём доказать, что Промысел есть, то отсюда следовало бы, что есть и Он Сам. В Него не нужно верить, надо просто мыслить логически. Наличие в природе Высших Сил пока что логически недоказуемо, а значит, и Промысел есть личное дело каждого. Поэтому задача может состоять лишь в том, чтобы разобраться, в чём проявляется Промысел.



Само наличие Провидения исходит из слов Христа о том, что Творец заботится о «траве полевой», а также о людях. И что у апостолов с головы «не упадёт ни один волос». На эти слова обычный церковный христианин не обращает ни малейшего внимания. Он считает их словоблудием Христа, Который таким странным образом как-бы говорит: «Я есть, не забывайте об этом». Всё создаётся и процветает благодаря Высшим Силам, а разрушается из-за их отсутствия. Где не призывают имя Творца и где нарушают заповеди – там хаос. Апостолы, разумеется, это всё знали. Но Учитель, как думают они, решил ещё раз напомнить, кто есть кто. Я думаю, мы бы все удивились, если бы Иисус сказал: «не забывайте, что вы Мои ученики, а Я – ваш Учитель». Такого сказать Он не мог, потому что это было бы словоблудием. Но получается, как думают 99% верящих в Него, что Он это сказал.


 
Я думаю, что ни одно слово не было сказано Им просто так, от нечего делать. Если же Он что-то говорил, то хотел, чтобы услышали. Он не хотел бы, чтобы Его слова понимали иначе, чем Сам Он понимал их. Но что Он имел ввиду, утверждая, что мы все как-бы находимся «у Христа за пазухой», что обо всех нас Он промышляет, для каждого есть дело и каждый момент жизни имеет какой-то смысл и значение?



Нельзя не обратить внимания, как он говорил про «волос», который не упадёт с головы апостолов. Если вспомнить, то почти все апостолы умерли насильственной смертью, апостол Пётр был распят на кресте. Если же мы отправляем кого-то в дорогу и говорим, что не надо бояться, у тебя там и прыщик не соскочит, то можно увидеть, что прямого смысла тут не может быть. Иисус не давал гарантию безопасности, отправляя на опасное дело. Скорее наоборот, он отправлял апостолов, заранее зная, чем это кончится.



Все события, которые происходят, представляют из себя столкновение тёмных сил с Высшими. При этом в любой ситуации зло не беспредельно, а ограничено в своих возможностях. Если мы говорим о том, что Творец о нас заботится, то мы говорим лишь о том, что действие Высших сил проявляется в полной мере, на пределе своих возможностей. Это походит на выжимание предельной скорости из двигателя. Творец помогает нам настолько, насколько возможно. Эту функцию Промысла можно назвать «продолжением бытия Творца». Функция предельно проста и понятна, самый необразованный и тёмный монотеист знает о ней. И, если ему лишний раз напоминают об этом, то это будет примерно то же, как если бы некий человек принял крещение, а затем бы ему сказали: «Бог есть!». Он бы просто подумал: «А зачем они это мне говорят?».



Вторая функция Промысла состоит в уникальности событий. Думая о себе, каждый может сказать, что его биография самая обыкновенная, и в ней нет ничего особенного. Но в какие-то моменты он начинает ощущать, что и сам он уникален, и всё происходящее с ним тоже уникально. Ощущение посещает всех, в том числе и атеистов. Некоторые от него отмахиваются, другие признают. Но что может быть уникального в нас самих и в нашей биографии? Каждый из нас есть единичный субъект, он такой один, и судьба тоже одна. Неповторимость есть всего лишь банальный факт, примерно как если считать, что нет двух одинаковых деревьев, каждое чем-то разнится. Можно сказать, что на самом деле мы не уникальны, а всего лишь различны. Уникальными нас делает Творец, который и обнаруживает Себя в этом.



Но, обнаруживая, Он не делает это явно, линия событий продолжает казаться случайным набором элементов. Если же нам начинает казаться, что в событиях есть какая-то логика, то остаётся неясным, какая именно. Если бы логика обнаружилась, все стали бы говорить, что кто-то управляет судьбой.



Рассматривать события своей жизни вовсе не есть нарциссизм. Наоборот, мы начинаем видеть Творца, хотя и не можем объяснить, каким образом. Чтобы не сомневаться, Он и Сам повелел нам делать это, когда говорил про «волос», и во многих других случаях. В ином случае Он не стал бы говорить, что заботится о нас, в то время, когда мы подвергаемся тяжелейшим испытаниям, не имея избавления от них. Некоторые говорят, что истинно верящий во Христа получает испытания лишь по мере своих сил. Но тут неясно, кто такой «истинно верящий», и неясно, где испытание по силам, а где сверх сил. Когда что-то болит, и болит сильно, ты не можешь сказать, по силам тебе это или не по силам. По силам обычно бывают лишь какие-то задачи, которые либо можно выполнить, либо нельзя.



Извлечь какую-либо пользу из знания функций Промысла невозможно. Если кому-то предстоят испытания, то избавление от них, или их облегчение может придти лишь от Творца, а не от знаний о Нём. Поэтому, когда Иисус отправлял апостолов на трудное задание, он не давал им совет, как облегчить свои страдания. И Он не говорил им, что «Я буду рядом». Это всё они знали и так, проговаривать не было смысла. Но, рассматривая события своей жизни, опытный последователь начинает видеть в них Творца. Такое зрение называется «Боговидением». Начало такого навыка уже дано всем нам, надо лишь развивать эту функцию. Подобные качества и явления обычно называются «религиозным мистицизмом».



Таким образом, можно заключить, что для верящего в Промысел все текущие события не случайны и не хаотичны. Хаос присутствует только при явлении тёмных сил, которые стремятся к разрушению. Хаос проявляется там, где ослаблена защита от зла. Хаос ограничен. Хаос – это дезорганизация внутри какой-либо системы, задуманной идеально и утопично. Неутопичной систему делает хаос. Сама же утопия не есть то, что невозможно вообще, а всего лишь то, что невозможно у нас, по причине сильного сопротивления. Если же представить, что наступил конец зла, то вместе с тем можно сказать, что наступила утопия.




Конец.


Рецензии