Исаакиевский собор - памятник мастерству
Мне посчастливилось не только жить в Санкт-Петербурге, но и работать в Исаакиевском соборе экскурсоводом. Это было удивительное время. Это было наслаждение от работы, от общения с людьми, от своей причастности к Великому творению гениального мастера Огюста Монферрана.
Для меня Исаакиевский собор, прежде всего, - это памятник мастерству: памятник художникам, скульпторам, школам строительного искусства и тысячам безымянным мастеровым земли русской.
Петербург строился, чтобы стать имперской столицей, так и Исаакиевский собор возводился как главный кафедральный собор санкт-петербургской епархии. Он призван был служить не только центром православной жизни, но и отражать идеи государственности, демонстрировать силу и богатство российской империи.
И мы с вами понимаем, что строительство такого грандиозного сооружения было далеко непростым.
У КАЖДОГО СВОЯ СУДЬБА И СВОЕ ВРЕМЯ
Может ли один человек, его идеи, его неудержимая воля и огромное желание изменить свою судьбу и судьбу своего творения?
Мы знаем, что Исаакиевский собор, который сейчас украшает наш город, это четвертая по счету церковь, которую строили в честь Исаакия Далматского, византийского монаха, небесного покровителя Петра I.
Незавидная участь была у предыдущих церквей, хотя великие мастера работали над их возведением, но, видимо, у каждого своя судьба и свое время.
Существует красивая легенда появления Монферрана в России: когда русские войска победоносно вошли в Париж, Монферран, будучи начинающим архитектором, «прекрасным рисовальщиком» преподнес нашему императору Александру I великолепно выполненный альбом с чертежами триумфальных арок, обелисков и других памятников, произнося при этом такие слова: «Великому императору в честь победы русского оружия!» Александр I был растроган, фамилию зодчего запомнил.
К тому времени в течение нескольких лет в Санкт-Петербурге был проведен конкурс на лучший проект по перестройке предыдущей ринальдиевской церкви. К сожалению, ни один не дал положительно результата: никто из призванных архитекторов не согласился перестраивать здание, которое уже не единожды подвергалось серьезной перестройке.
АМБИЦИОЗНЫЙ ПРОЕКТ
Монферрану же удалось собрать вокруг себя талантливых людей, которые будут, как и он сам, самоотверженно трудиться над воплощением своей мечты. Это был амбициозный проект тридцатидвухлетнего архитектора, в успешный исход которого мало кто верил.
Что знали тогда о Монферране?!
О французском периоде сведения скупы и противоречивы. Известно, что родился он в 1786 году в городе Шайо департамента Сены. Окончил королевскую архитектурную школу. Во время наполеоновской компании получил орден почетного легиона.
Строительство Исаакиевского собора явилось целой эпохой в истории развития русской строительной техники и не имело себе равных в строительной практике того времени: при возведении собора были использованы высокие инженерные технологии, обгоняющие свое время. «Мы шли в ногу с прогрессом», - так скромно запишет потом Монферран в своем дневнике.
Монферран был увлечен своим будущим творением и мечтал о сооружении, которое будет поражать богатством материалов, благородством архитектуры и соперничать с великолепными храмами Италии.
Строительство Исаакиевского собора продолжалось 40 лет, из них 17 лет только ушло на выполнение отделочных работ. По своему размаху оно превосходило подобные работы не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России.
Фундамент храма сооружался около 5 лет. Все работы проводились под непосредственным контролем Монферрана, который поражался силе и умению русских рабочих, их способности трудиться дружно и слаженно.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ МОНОЛИТЫ
Уникальный способ выломки гранитных монолитов для величественных колонн собора был придуман и осуществлен под руководством мастера Самсона Суханова. На берегу финского залива, неподалеку от Выборга, шли эти работы.
Как же доставляли эти громоздкие колонны в Петербург, спросите вы?
На одном из заводов петербургского промышленника Чарльза Берда были построены специальные баржи для перевозки гранитных заготовок. Каждую баржу с заготовкой буксировали два парохода до пристани на Неве; у Сенатской площади их выгружали и отправляли на строительную площадку по рельсовому пути на конной тяге, который впервые был использован в России еще до строительства железной дороги.
УНИКАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПОДЪЕМА КОЛОНН
Уникальна была и конструкция подъема колонн, не имеющая аналогов в мировой строительной практике. Изобрел ее испанский инженер Августин Бетанкур, а изготовили мастера Д. Биллинг и братья Столяровы. Благодаря этой совершенной конструкции, грамотным расчетам инженеров и слаженной работе наших мастеров за 40-45 минут колонны высотой 17 метров и весом в 114 тонн становились ровно в указанное место. За всю историю возведения колонн в соборе, а их было без малого 112, не было ни одного случая сбоя в работе механизма.
Это было знаменательное событие для жителей и гостей нашего города. Чувство изумления и восхищения испытали все очевидцы этого впечатляющего зрелища, потому что в мировой строительной храмовой практике не было опыта подъема таких огромных колонн, и никто в первой половине XIX века не верил, что их можно не просто приподнять, но и установить.
ЗОЛОЧЕНИЕ КУПОЛА И КЛЕЙМО МАСТЕРА
Интересное техническое решение было найдено Монферраном и при возведении купола: архитектор предложил заменить традиционную кирпичную кладку купола металлическими конструкциями (из чугуна и железа). Это давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку. Все металлические части были изготовлены на заводе Берда (ныне Адмиралтейском). Медные листы купола золотили 8 лет достаточно необычным, огневым способом. Их покрывали амальгамой (сплав золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. На каждом листе ставилось клеймо мастера, который отвечал за качество позолоты. За всю историю собора купол, в отличие от куполов и шпилей других зданий, не требовал повторного золочения. Но это и печальная страница в истории строительства собора. Более 60 позолотчиков пострадало от отравления ртутью, так как действующих средств защиты никаких не было: рабочим выдавали особые стеклянные маски с висящей вниз трубкой для дыхания. А эти примитивные приспособления помогали плохо.
ХУДОЖНИК-САМОРОДОК
Среди мастеров, которые трудились на строительстве собора, выделяется имя Максима Салина, талантливого художника-самородка. Это бывший крепостной Рязанской губернии, который проработал на строительстве собора 27 лет в качестве смотрителя строительных работ. С увлечением занимался резьбой по дереву. Благодаря своему таланту и природному мастерству, ему удалось выполнить модель Исаакиевского собора из липового дерева без применения гвоздей и клея в 1/166 натуральной величины здания. Это уникальное произведение точно воспроизводит внешний вид собора с его сложным архитектурным и скульптурным убранством. Таких моделей было выполнено этим мастером две: одна была подарена прусскому королю, а другая находится у нас в Исаакиевском соборе. Монферран был очень доволен филигранно выполненной работой русского мастера.
ШОКШИНСКИЙ ПОРФИР НАПОЛЕОНУ
Исаакиевский собор – единственный памятник архитектуры, в отделке которого в таких масштабах применялись различные виды природного камня. Все камнерезные работы выполнены с исключительным совершенством, они демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев. Широко был использован отечественный декоративный камень.
А по иронии судьбы именно шокшинский порфир, который добывают у нас на берегу Онежского озера к югу от Петрозаводска, Николай I отправил во Францию на изготовление саркофага Наполеона I.
В Исаакиевском соборе мы можем увидеть и скульптурный бюст Огюста Монферрана, выполненный его учеником А. Фолетти в классическом стиле из разновидностей мрамора, «собранных» под сводами собора еще при жизни архитектора.
РУССКИЕ МАСТЕРА-СМАЛЬТОВАРЫ
В оформлении интерьера собора широко использована мозаика. Первое применение мозаики в России относится к IX веку и связано с постройкой Софийского собора в Киеве, позднее это искусство пришло в упадок. Только в XVIII веке Михаил Ломоносов вновь разработал утраченные способы изготовления смальт.
Идея о постепенной замене живописи на мозаику появилась у Монферрана еще в то время, когда он понял, что в Исаакиевском соборе невозможно создать летом и зимой постоянную температуру. Влажность нещадно разрушала великолепные полотна.
Русские мастера-смальтовары добились и здесь значительных успехов. Они изобрели так называемые смальты «отражательного огня», которые позволяли передавать мельчайшие оттенки изображаемого предмета: это и холодный блеск металла, и атласные одежды, и тепло человеческих рук.
В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».
СКУЛЬПТУРНОЕ УБРАНСТВО И МЕТОД ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ
Наряду с мозаикой значительную роль в убранстве интерьера собора играет скульптура, выполненная из золоченого металла (бронзы и меди) методом гальванопластики. Разработал его русский профессор Б.С. Якоби. За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой, казалась невесомой, парящей в воздухе.
Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, скульптура на которых была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Интересны многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах, которые воспроизводят чьи-то конкретные черты. Вероятно, художники «лепили» с натуры, и это были безымянные строители собора.
ВИТРАЖ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОТИКИ
Своеобразным цветовым акцентом интерьера являются иконостасы, которые производят эффектное впечатление яркостью мозаик, нарядным сочетанием насыщенных зеленых тонов малахита и синих – лазурита с блестящей золоченой бронзой.
В глубине алтаря находится витраж, изображающий воскресшего Христа. На фоне желто-голубого неба Иисус облачен в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами. Фигура Иисуса Христа занимает почти все пространство алтарного окна, ей как будто тесно в этих рамках, и создается впечатление, что через мгновение Господь войдет в храм со словами: «Дана мне всякая власть на небе и на земле».
Витраж, конечно, элемент католического убранства и едва ли не единственный в православной церкви. Его появление в соборе вызвано увлечением Николая I готикой и одобрено Святейшим Синодом.
МАЛАХИТОВЫЕ И ЛАЗУРИТОВЫЕ КОЛОННЫ
Величественные десятиметровые колонны из малахита и лазурита с пышными капителями привлекают каждого, кто входит в собор. Это один из немногих примеров использования таких минералов в отделке интерьеров подобного масштаба. Малахит – непрозрачный, хрупкий и исключительно красивый по цвету камень. Он был известен еще в Древнем Египте. В России крупные месторождения малахита были открыты в XVIII веке на Урале. Этот минерал легко обрабатывается и полируется, но из-за хрупкости его невозможно использовать для создания монолитных изделий. Нашими мастерами был придуман уникальный метод «русской мозаики», который позволял создавать художественное произведение с минимальной затратой камня. Для этого камень распиливали на тонкие пластины, толщиной всего несколько миллиметров, затем составляли изящный узор согласно рисунку камня и плотно подгоняли так, чтобы швы между пластинами были незаметны. Набор наклеивали на бронзовые барабаны с помощью горячей мастики из воска и канифоли, а неровности зашлифовывали и полировали. Вставки, медальоны и колонны Исаакиевского собора считаются самыми значительными как по красоте, так и по объему работ из малахита.
А две центральные колонны, которые обрамляют царские врата, выполнены из темно-синего с золотистыми искрами афганского лазурита – одного из самых дорогих полудрагоценных камней. Набраны они также методом «русской мозаики». Особый эффект создается, когда на иконостас падают косые лучи заходящего солнца и колонны как бы зажигаются изнутри синим пламенем: тогда редкая красота камня проявляется в полной мере.
ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ МОНФЕРРАНА
Монферран считал создание Исаакиевского собора делом всей своей жизни, любимым детищем и гордился оказанным доверием. И действительно, Монферран вошел в историю архитектуры как автор и строитель Исаакиевского собора, но деятельность его была многограннее: уже через год, как он приезжает в Россию, ему поручается разработать проект Спасского собора для ярмарки в Нижнем Новгороде; он входит в специальную комиссию по строительству храма Христа Спасителя в Москве.
Особое место в творчестве Монферрана занимает один из лучших памятников XIX – Александровская колонна, которая была задумана и воздвигнута как величественный монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
Затем ему поручается подъем и установка на пьедестал знаменитого Царь-колокола в Москве, который является замечательным произведением русского искусства художественного литья. Колокол не имеет себе равных как по величине, так и по весу (250 тонн). Он был отлит еще в 1735 году и сто лет пролежал в земле.
Архитектор выполнял и частные заказы: из немногих, что дошли до наших дней, интересны два дома промышленника Демидова; дом князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади. А одной из последних работ Монферрана было создание проекта памятника Николаю I на Исаакиевской площади.
Перед смертью великий зодчий составил завещание, в котором просил императорское величество, чтобы тело его было погребено в одном из подземных сводов построенной им церкви. В Европе существовал такой обычай: архитектора хоронили под самой любимой церковью, им построенной. Александр II его просьбу отклонил.
Спустя месяц после открытия собора Монферран скончался в возрасте 72 лет. Вдова архитектора увезла тело мужа на родину, где могила зодчего затерялась. И только недавно пришло известие из Парижа, что тело зодчего покоится в одной могиле с матерью на кладбище Монмартра.
Соотечественники мало знают о Монферране, так как большая часть жизни архитектора прошла в России. Здесь расцвело его творчество, здесь создал он свои лучшие архитектурные творения.
Величественный и торжественный Исаакиевский собор объединил прилегающие к нему архитектурные ансамбли, всему придал подлинно столичный, державный характер. В зависимости от времени года он воспринимается по-разному: он изменчив и многолик как загадочная душа Санкт-Петербурга.
Свидетельство о публикации №213102100574