Домик для лягушки Золотое кольцо 103 21. 06. 13

 Давно, еще десять лет назад, я прочитал в журнале « Наука и жизнь» интересную заметку о том, как в Европе с целью привлечения и сохранения лягушек и жаб для них изготавливают специальные укрытия в виде маленьких домиков. Там же была помещена фотография, изображающая довольную лягушку, сидящую в укрытии, похожем на керамическую крынку. В заметке так же сообщалось, что такие укрытия выпускаются специально и имеют хороший спрос. Безусловно, в нашей стране у людей с приличным достатком при желании найдутся деньги для приобретения таких укрытий для земноводных, но я решил изготовить сам подобный домик из подручных материалов. Используя в качестве опалубки старое ведро и цветочный горшок, я отлил из цементного раствора два укрытия и поместил их на огороде. Одно укрытие я переношу и устанавливаю рядом с грядой, где растет капуста – в нем всегда прячется жаба, а другое я разместил недалеко от маленького, фактически символического водоема (громко сказано), сделанного мной из старой детской ванны. Этот объект расположен в цветнике на виду и вместе с небольшой альпийской горкой и столом с двумя лавочками является для нас скромной зоной отдыха среди возделанного огорода. Здесь всегда приятно посидеть, отдохнуть, разобрать принесенные из леса грибы и ягоды, почитать книгу, а то и просто посмотреть на окрестности. По весне и в начале лета из «водоема» часто слышится довольное урчание лягушек – их там собирается две-три особи, но нас не радует их песня, предвещающая ухудшение погоды и дожди. А в жаркую погоду лягушки любят сидеть, высунув голову в этом символическом «спа-салоне», и только под вечер довольно урчать, накушавшись комаров. Что касается изготовленного мною укрытия, то лягушки часто бывают в нем, но «привязать» их посещения к изменению погоды мне не удается: иногда даже в жару они забираются туда, а то и в дождь не хотят там сидеть. Очень часто они прячутся в камнях альпийской горки – может быть наличие разнообразных мест для укрытия в зависимости от погоды, наличия комаров, изменения атмосферного давления и позволяет лягушкам осуществлять свободу выбора мест обитания. Но скажу одно, в изготовленном мною укрытии они любят сидеть чаще. Сделать такое укрытие может каждый, дело только за желанием.
 Попутно отмечу, что в камнях альпийской горки у меня живут еще одни представители живого мира – ящерицы, которые в солнечные дни вылезают греться на солнце.
 Еще один своеобразный домик для земноводных возник у меня случайно: сделав самый простой летний душ, и расположив его рядом с водяным баком, я изготовил для него и подставку. Однажды я в жаркий день приподнял подставку и увидел там компанию из трех лягушек и жабы, мирно сидящих в самом мокром месте огорода. Оно и понятно: из бака мы всегда берем воду для полива, для хозяйственных нужд, не говоря уже о водных процедурах – вода при этом всегда попадает на землю. Теперь мы время от времени стали приподнимать  подставку и наблюдать за «квартирантами». Иногда вся компашка была в сборе, а иногда  присутствовала только жаба, бывало, и она исчезала, и мы начинали беспокоиться: шустрый ёжик каждый вечер бегал по огороду в поисках добычи, которой могли и оказаться и наши «квартиранты». Однажды мы обнаружили, что жабу кто-то ранил в голову, и она в течение недели сидела в своем укрытии, недоступном ни для ёжика, ни для птиц, но потом рана зажила, и жаба вновь стала эпизодически пропадать. Кстати, во время её болезни мы специально искали под камнями или листьями слизняков и подкармливали нашу «квартирантку». Интересно было смотреть, с какой жадностью она ела!
 А устанавливая еще один бак для воды на подставку, я обнаружил под ним рыхлую землю и в ней ходы, похожие на ходы кротов. Сначала я так и подумал, но устанавливая кирпичи, я обнаружил сидящую в одном из ходов жабу. Разумеется, мне не хотелось тревожить это полезное животное, уничтожающее массу слизняков, но для установки кирпичей мне было необходимо выровнять почву и тем самым нарушить жилище жабы. Чтобы случайно её раздавить, я временно принес и установил неподалеку домик, предназначенный для лягушек, и туда посадил жабу. Во время работы я несколько раз смотрел: на месте ли жаба, но ей похоже нравилось в этом жилище, и она не покидала его. Установив бак, я решил оставить домик на месте, имея в виду, что бак осенью я буду переворачивать и, следовательно, опять могу потревожить жабу, а лягушки могут посидеть и в камнях. Но спустя пару дней жабы я не обнаружил но, судя по вновь взрыхленной земле под баком, жаба предпочла вернуться домой.


Рецензии