Дотя молодая

 / фото http:www.google.ru




История, о которой хочу вам поведать произошла со мной в последний день августа сего года.
В назначенное время я ожидала настойчивую читательницу, которая добивалась в электронной переписке личной встречи со мной, приводя доводы от которых мне неудобно было ей отказать.
Мелкий назойливый дождь моросил в этот последний день лета несколько часов, и из автомобиля выходить совсем не хотелось. Дама опаздывала, и от скуки я стала приглядываться к редким спешащим прохожим. Удивительная находка  - разглядеть очередного литературного героя для новой истории.

Она стояла под сломанным зонтиком, то и дело поправляя его, в надежде на то, что чудесным образом механизм восстановится и шелк распрямится как новенький. Губы скривлены набок и от этого лицо старушки казалось зловещим через мутную пелену дождя. Заостренный длинный нос привел мое воображение к мысли, что вот он, типаж ведьмы для очередной сказки. Левый глаз полностью закрыт подрагивающим веком.
Непропорционально коротенькие ручки дергали защелку, тормоша зонт.
Встречные люди пугались бедолагу и спешно отводили взгляд от уродливого создания.

Я не выдержала и сдалась.
- Садитесь в машину, я подвезу Вас, - крикнула я ей, открывая дверцу, и у меня найдется лишний зонт, - мне непременно захотелось пообщаться с такой необыкновенной личностью.
Чихнув, я протянула пожилой женщине ладонь.
Неестественно быстро, будто совершив прыжок, та оказалась рядом.
Порыв ветра окончательно разлучил ее с "крышей над головой".
- Дотя, - она протянула обрубок вместо руки.
Сразу за мясистым локтем начиналась ладонь, как будто с отсеченными пальцами. Заостренные черные ноготки обрамляли культяшки неразвитых рук.
- Инвалид детства, - пояснила та, перехватив мой сочувствующий взгляд.
Мне стало стыдно. Как я могла подумать такое! Выбрать лицо из толпы и решить, вот она - Ведьма!


Моя рука подхватила старушку под локоть и... закружилась голова. Запах цветущей черемухи заполнил салон автомобиля, и не только терпкий запах ощутила я, но и прикосновение нежных белоснежных лепестков.
Легким дуновением ветерок шевелил волосы у моего виска и, поправляя непослушную прядь, я как будто потянула гроздь весенней черемухи.

***

В начале лета сорок пятого Доте исполнилось семнадцать.
- Дерись за свое счастье, внучка, зубами и ногтями. Девок хоть ковшом мешай, невпроворот, а женихи во сырой земле лежат. Тех, что с войны возвернулись разберут, не успеешь глазом моргнуть. Как на ярмарке товар ходовой - не заваляется, - старушка воткнула в волосы Евдокии кисть душистой черемухи, - беги, ищи своего суженного!
Полным именем девку в селе никто не называл, как в метриках прописали. Родная бабка кликала Дотей, так и прижилось. Матка девочки умерла при родах, расплатилась жизнью за неполучившийся кустарный аборт. Крошка выжила. Только родилась с недоразвитыми ручками. Будто отрезанными.
Лицо ее скривилось уже в старости, после инсульта, а тогда, в то послевоенное лето, ее можно было смело назвать первой красавицей на селе: глаза цвета прозрачного неба, толстущая темная коса вокруг головы и правильной формы удлиненный нос. Который совсем не портил красавицу, а наоборот придавал индивидуальность среди курносых деревенских девок.
Ущербной Евдокия никогда себя не считала. Звонкий смех ее задорно разносился, журча ручейком, то на ферме, то в поле, эхом отзываясь на другом берегу реки.
Вот на этот добрый искренний смех и поймала она солдатика с гармошкой.
Девчата деревенские перед ним выплясывают, выбирай любую! Лицом круглы и телом не обижены. Да только запал он на Дотин смех, притягивающий, звенящий. Так и манит к себе, и невозможно более представить свою жизнь без него. В душу глубоко залег.
С такой дивчиной любая беда нипочем, а в веселый час и умирать не страшно.

- Кому "Катюшенька" споет
  Тот минуту проживет,
  Бей фашистов, братцы,
  Как били Сталинградцы! - растянул гармошку Егор, приглядываясь к деревенской хохотушке.

Та в ответ выдала:
- Бегал Гитлер за кусты
  Полоскать свои портки,
  Советская мина
  Долетела до Берлина!

Грохнуло село от хохота, а Дотин голосок над ним возвышается, искрясь хитринкой в глазах цвета неба.

Их любви завидовали. Иные девки "камнем" в след пускали:
- Чего он в ней нашел? Красавчик, а позарился на калеку. Какая с нее хозяйка будет, морока одна. Дитё родится и того в руках не удержит. Вот я бы, да я бы...

Счастливую жизнь прожили Дотя и Егор, как на дыхании одном, детей народили, внуки пошли, правнуки...
 Фронтовик купил обнову сам, принципиально, чтобы встретить пятидесятый День Победы в новом костюме. Затем и свадьбу отметить золотую. Не вышло.
Сразила "пуля" старого солдата. Остановилось сердце. Костюм для последнего пути сгодился.
 С горя вдова рыдала так, как всю жизнь смеялась, отгоняя веселым нравом своим беды от семьи.
После похорон мужа ее и скривило, в девяносто пятом, тогда дети и в город ее забрали.

*

 - Выходит Вам восемьдесят шесть годков, а ведь не дашь, - я удивилась, вспомнив, как старушка проворно запрыгнула в салон автомобиля.
- Так это только с виду я старая карга, а в душе так и осталось семнадцать, как тогда, когда Егорушку своего встретила, ненаглядного. - Дотя дрожащими пальцами закрутила выпавшую седую прядь назад в жиденькую "фигу" на макушке.
Сгорбленная старушка засмеялась молодым звонким смехом. Энергетика ее доброй души передалась мне и я вновь ощутила запах цветущий черемухи того сорок пятого года. Увидела в ней молоденькую девчонку в беленьком простеньком платьице с веточкой черемухи в косе, вокруг головы.
 Евдокия теребила коротенькими ручками пуговицу на кофте: -  никогда счастья своего зубами не выгрызала, когтями не гребла и никому не завидовала. Оно само ко мне прилипло. Одна беда: жизнь свою помню,  все как будто вчера было, а что сегодня с утра, запамятовала. Какое сегодня число? - Дотя взглянула в мои глаза с волнением.
- 31 августа.
- А год?
- 2013.
- Много времени прошло. Пойду я, сегодня у внука моего Егорки день рождения, аккурат тридцать первого числа.

Дождь закончился, и Дотя выпорхнула наружу. Я протянула ей свой зонтик на всякий случай, но она, мотнув головой, отказалась: - мне недалече.
Я смотрела вслед счастливому человеку, у которого нет счета времени.

- Мама, Вы нас напугали! А если опять потеряетесь, зачем одна в город вышла! – Какая-то женщина обняла Дотю за плечи.
Видимо сноха.
- Егорушку своего все жду.
И мокрая унылая улица заполнилась звонким смехом.


 

14.10.2013.
Ираида Трова.


Рецензии
Трогательная история. Пишите. Творите. Радуйте. С теплом.

Наталья Скорнякова   17.12.2016 08:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.