Эта удивительная оляпка. Рыбинская среда 3. 2013

   
 О существовании этой совершенно неприметной птицы знают немногие, хотя она и не редкость в наших местах. Я впервые встретился с ней совершенно случайно и уже давно: в начале восьмидесятых годов, причем, увидев её, я не знал, как она называется, и только удивился одной её необычной способности.
 Зимой в те, уже далекие времена, я любил кататься на лыжах по зимнему лесу и находить в нем знакомые по летним прогулкам места, выглядевшие зимой совсем по-другому. А лыжи давали мне возможность перемещаться по лесу очень быстро, несмотря на то, что я часто ехал по целине. Так, разглядывая лесные следы, я ехал тогда по лесным тропинкам и, наконец, спустился к реке. В этом месте река, в большей части своего течения быстрая и неглубокая, преображается – она становится спокойной, если так можно сказать о небольшой реке - широкой. Я решил поехать по льду и посмотреть на окружающие реку места с совсем непривычной точки зрения. С одной стороны реки рос молодой густой сосновый лес, выросший буквально на моих глазах, а с другой – на крутом склоне рос чисто еловый лес, уже старый и поэтому немного таинственный, как все еловые леса.
Я рассчитывал доехать до места, где до концов пятидесятых годов была электростанция, впоследствии смытая водой после неожиданной грозы, а потом вернуться домой. Но скоро впереди на течении реки я увидел незамерзший перекат, и, подойдя к нему, остановился. Было тихо, и только подо льдом журчала вода, да где-то на другом берегу слышался стук дятла. И тут я увидел небольшую птичку темной окраски размером несколько больше воробья, которая взлетала от чистой ото льда воды переката, садилась на куст ивы или же на лед, и, как мне показалось, снова ныряла в воду. Заинтересовавшись увиденным и подойдя поближе, я заметил на грудке птицы белое пятно, а сама птица показалось мне похожей на небольшой шарик с короткими крылышками. Хотя я находился примерно в пяти метрах от переката, птица совсем не обращала на меня внимания, но подойти ближе я не решался, боясь, что лед меня может не выдержать, к тому же объект моего наблюдения мог просто улететь. Я долго смотрел не птичку, думая сначала, что она просто ловит плывущие в воде водоросли, семена, мальков рыб и другой корм, но, приглядевшись, увидел, что птичка действительно ныряет в воду, и, пробыв там несколько секунд, вылетает оттуда как ни в чем не бывало. Таких чудес я раньше не видел!
 Приехав в город, я нашел в книгах упоминание об этой необычной птице – оказалось, что называется она оляпкой, а по-другому – водяным воробьем. Пара оляпок живет на строго определенном участке реки длиной около двух километров, там, где ей хватает корма – поэтому мы редко можем её увидеть, хотя она и живет рядом с нами. Интересным оказалось и гнездо оляпки, сделанное изо мха и соломинок, и похожее на зеленый шар, размером с футбольный мяч. Я вспомнил, что иногда видел что-то подобное у воды, но особого внимания на это не обращал – гнездо какой-то птицы и всё, и всегда старался отойти от этого сооружения, боясь ненароком потревожить обитателей.
 К сожалению, прошедший два года назад ураган образовал завалы из деревьев в том месте, где я впервые увидел оляпку, и подойти туда невозможно, но на небольшом бочажке, где мы купаемся летом, я их иногда вижу. Правда сейчас зимой там лежит лед, но весна уже наступила и остается дождаться лета!


Рецензии