Христианская Церковь - 3. Жизнь в Церкви
Итак, в некоторый момент своей жизни человек приходит к вере. Некоторый период его жизни уходит на то, чтобы в нем созрела решимость принять Крещение. С Крещения, собственно, начинается его христианский духовный путь. Каковы же особенности этого пути? С какими трудностями он на нем сталкивается, какие основные духовные этапы проходит? Размышлению об этом и посвящены следующие страницы.
В силу этого они будут значительно отличаться от предыдущих. Прежние страницы были адресованы человеку, лишь проявляющему некоторый интерес к вопросам веры. Они содержали общие размышления на эти темы и описание первых шагов, которые может совершать интересующийся верой человек еще до крещения. Следующие предназначены уже людям, живущим церковной жизнью. Более того – тем, кто уже имеет в этой жизни некоторый опыт. Человеку, стоящему лишь на пороге Церкви, многое в них может оказаться непонятно и даже в какой-то степени его смутить. Но, поскольку эти страницы могут попасться в руки самым разным людям, в т.ч. и читающим их из простого любопытства, автор все же постарается, чтобы они были максимально понятны любому читателю, в т.ч. даже и далекому от веры. Автор надеется, что даже и такой читатель при чтении их сможет ощутить, что церковная жизнь — это нечто реальное и ощутимое, что в ней открывается целый мир живых, подлинных человеческих отношений и чувств, не лишенных и своих сложностей и проблем, как и везде в жизни. Такому человеку, во всяком случае, станет ясно, что ему есть еще к чему стремиться, есть куда идти. А более воцерковленный читатель, надеюсь, получит более глубокую пищу для размышлений.
После крещения
Мы остановились на Крещении. Крещение — это как бы «дверь» в Церковь, первая, отправная точка духовной жизни. Но, пройдя дверь, нужно войти и в само здание. Нужно пройти в его комнаты, освоиться, обжиться в нем. Этим теперь и занимается новокрещеный. Он продолжает совершать усилия, необходимые для духовной жизни, и главное из них — молитва. Внешне, на первый взгляд все выглядит так же, как и прежде – он продолжает также посещать храм, читать Св. Писание, по мере сил работать над своей душой. В чем же разница? Мы о ней уже говорили. В том, что он теперь твердо встал на этот путь, что в Крещении произошло его новое рождение, что в результате этого для него началась новая жизнь.
В этот период особую важность приобретает покаяние. Как уже было сказано, это особая сосредоточенность человека на собственной душе с целью понять, что он сделал неправильно, в чем ошибся, и в молитве испросить у Бога прощения этих ошибок, или грехов. Вопреки распространенному среди неверующих мнению, именно эта глубокая внутренняя работа, а вовсе не забвение и сокрытие своих грехов на самом деле способствует миру и внутреннему спокойствию души. Мы уже говорили о «большой исповеди» за всю свою жизнь, которая обыкновенно сопутствует Крещению. И теперь, после Крещения, человеку нужно продолжать исповедоваться, вспоминая более мелкие, частные грехи, которые он совершил в своей прежней жизни, и которые он продолжает совершать сейчас, и высказывая их во время этого Таинства священнику. Серьезная, глубокая исповедь приносит душе огромное облегчение. Впрочем, следует сказать, что этот навык возникает у человека далеко не сразу, и часто после Крещения проходят многие месяцы, прежде чем человек обретает потребность и привычку регулярно исповедоваться. Что ж, по ступеням духовной лестницы невозможно подняться сразу. Быть лучше ему пока совершать другие усилия – и, в первую очередь, просто ходить в храм.
Посещения храма тоже приобретут теперь новый характер. Прежде он, скорее, просто заходил туда, как любопытный – а теперь это постепенно становится его жизнью. Некоторые наставники советуют бежать в храм всегда, когда на душе что-то не в порядке. Но даже если этот человек достаточно спокойный, то ему все же нужно постепенно привыкать к храму, ходя теперь в него достаточно регулярно. Даже если в это время в храме нет богослужения, то все равно оставаться в нем на 15-20 минут. Нужно теперь стараться посещать храм как минимум 1 раз в неделю, иногда утром, иногда вечером.
Как себя вести и что делать в храме, мы уже объяснили. В основном — просто сидеть или стоять, стремясь к как можно более глубокому внутреннему общению с Богом. Во время богослужения никого не смущать и не толкать, просто стоять и спокойно следить за тем, что происходит в храме. Во время исповеди подойти к священнику, попробовать исповедаться. О таинстве Причащения, как о более глубоком и сложном Таинстве, мы здесь пока говорить не будем.
Еще можно сказать о некоторых частных традициях, которые постоянно привлекают внимание начинающих свой церковной путь людей – о подаче записок, установке свечей, освящении св. воды, выдаче просфор. Не на это должно быть направлено основное внимание верующего человека! Его внимание должно быть направлено на то, чтобы воспринимать обстановку храма «в целом», главное же – на то, чтобы поддерживать внутреннюю связь с Богом! Можно, при желании, написать имена близких людей в записке, можно поставить свечу к иконе – главное же молиться! Можно даже освятить крестик, взять просфору и святую воду – но не сосредотачивать на этом излишнего внимания! Все эти традиции, сами по себе важные и глубокие, станут более ясными впоследствии. Пока же внимание человека должно быть устремлено к Богу, к его собственной душе, и – на других людей!
Да, другие люди!.. Может быть, ради них-то он, в первую очередь, и пришел в храм!.. Те, которых он видит здесь, которые станут спутниками на его духовном пути, с которыми он должен наладить какое-то общение!..
А задача это не столь проста. Нужно решить, к кому подойти, с кем заговорить. Да и найдутся ли с ним общие интересы? Да и придет ли он сюда в следующий раз? И потом, когда общаться – вот в этот короткий промежуток времени, когда прихожане расходятся после богослужения? Короче, здесь есть свои вопросы. На этой стороне церковной жизни хотелось бы поподробнее остановиться. Давайте обсудим, как мы завязываем в Церкви отношения, как они развиваются, и как мы могли бы сделать более глубокой эту сторону нашей церковной жизни. Вопрос действительно немаловажный, поскольку, как известно, духовной жизни предшествует жизнь душевная. Поэтому мы и обратимся к этому вопросу до обсуждения более глубоких духовных вопросов, связанных с молитвой, участием в Таинствах, чтением Св. Писания, и т.д. Надеюсь, что это размышление поможет нам всем себя и друг друга лучше понимать.
Поиск общения с другими верующими людьми
Итак, человек делает свои первые шаги в церковной жизни. Область его интересов – молитва, посещение храма, чтение Св. Писания и других духовных книг. Но человек не может идти по этому пути в одиночку! Ему необходимы спутники, которые теперь, с его приходом к вере, составят для него новый круг, новую среду общения! И вот он начинает искать. Он приглядывается после богослужения к людям с целью с кем-нибудь заговорить, познакомиться. И здесь может далеко не все пройти гладко. Знакомство людей – вообще непростая вещь, особенно в Церкви. Что-то в храме, может быть, происходит проще, а что-то – сложнее.
И здесь – первый совет: знакомясь с людьми, надо в первую очередь выбирать тех, на которых нам, как говорится, «Бог указал». У каждого из нас есть определенный тип людей, с которыми мы легче знакомимся, которые и составляют, в основном, круг наших друзей и знакомых. Таких людей и нужно в первую очередь искать в храме. Возможно, это люди, которые чем-то похожи на нас. Обычно это происходит бессознательно – человек подходит к людям, в которых он чувствует что-то близкое. И не нужно этого избегать! Ведь мы еще далеки от духовных отношений, когда все окружающие верующие люди станут нашими духовными братьями и сестрами, и поэтому в наших отношениях вполне может проглядывать что-то душевное. Для начала вполне достаточно, если у нас в храме появится несколько неплохих друзей. Сами то, что мы встретились в храме, придаст нашим отношениям должную степень духовности. А дальнейшие ступени духовной жизни и духовных отношений придут впоследствии.
Далее, второй совет – даже знакомясь с человеком в чем-то себе близким, нужно проявлять некоторую сдержанность. Ведь вас собрала здесь именно вера, а не просто личные симпатии! Сколько мы знаем знакомств, дружб, которые создавали только проблемы для их участников, и в скором времени распадались, оставляя, быть может, разочарование!.. Поэтому, чтобы духовное знакомство было прочным, оно должно быть основано именно на вере.
Другой момент. Мы понимаем, что в храме мы встречаем людей самых разных. Храм открыт для всех – для людей самых разных характеров, образования, социального происхождения, воспитания. Прежде же в жизни мы общались, как правило, только с людьми какого-нибудь одного круга. Мы считаем его привычным, мы выросли в нем, мы имеем соответствующие взгляды, понятия – и с представителям других понятий и взглядов общаемся редко. Именно Церковь – то место, где «рушатся» все перегородки между различными социальными кругами. Здесь могут встретиться бомж и академик, простоватый парень из деревни – и представитель какой-нибудь далекой державы. С одной стороны, это распахивает перед нами новые горизонты, неизмеримо расширяет наше знание жизни – но, с другой стороны, может представлять и определенную проблему. Ведь мы вступаем в общение с людьми совершенно другого происхождения, воспитания, понятий, взглядов, привычек – и мы можем оказаться к этому не готовы. Быть может, это будет не так заметно в храме, при свете лампадок и свечей, в окружении икон, под звуки богослужения – но при более близком знакомстве это непременно проявится. Поэтому и нужна некоторая сдержанность при знакомстве в Церкви с новым человеком. Мы можем оказаться просто не готовы к тому «расширению наших жизненных горизонтов», которые принесут нам некоторые встречи. Во всяком случае, нужно твердо знать, что основа нашего знакомства – вера, церковная жизнь, стремление к спасению, и еще как можно тверже уточнить, на чем же основаны наши понятия о вере, чтобы избежать лишних неожиданностей. Мне кажется, что такой подход наиболее верный.
Но вот, предположим, что некоторые такие знакомства произошли. Теперь совершенно естественно, что они не ограничатся стенами храма, но будут стремиться к развитию. Очень скоро люди обменяются телефонами, начнут друг другу звонить. Наступит время, и кто-нибудь сделает следующий шаг – пригласит своего нового знакомого к себе в гости.
И здесь тоже возможны различные проблемы! Мы все так привыкли к своему дому, к своей домашней обстановке, что невольно захотим включить, вовлечь нового человека именно в это! У нас есть свои привычки, традиции, семейные сложности – и мы захотим, этот человек с нами их разделил! Но ведь он-то на самом деле ищет не этого! Ему нужно духовное знакомство, ему нужен товарищ на его пути к спасению!
Решается эта проблема, по-видимому, единственным средством – нужно из таких встреч исключить все личное, домашнее, семейное. Они должны иметь именно духовный характер. Образно говоря, дом в этот момент превращается в территорию храма – он перестает быть домом, и хозяева перестают быть хозяевами. Просто происходит общение верующих людей на духовные темы. Все личное, семейное из него исключается. Разговор идет о храме, о различных явлениях церковной жизни, об общих верующих знакомых – но не о том, что приготовила хозяйка, или какой нехороший у вас за стенкой сосед.
Вот наилучшее разрешение этого вопроса. Но многие ли на это способны? Так велика уверенность, что человек пришел именно к нам, так велико стремление вовлечь его именно в свою жизнь, в свою обстановку, в свои проблемы!.. А это разрушает духовные знакомства, духовные отношения при их возникновении. (Из этого, однако, не следует, что мы вообще не должны интересоваться личной и семейной жизнью друг друга. Пройдут месяцы и годы, и мы так прочно познакомимся, что сможем уже доверять друг другу любые обстоятельства и проблемы своей жизни. Тогда станут возможны и общие дела, и общий отдых, и наша общая молитва о наших верующих и неверующих близких. Но чтобы все это состоялось, первоначальное знакомство должно быть духовным. И людям разных характеров, разного воспитания и разных жизненных обстоятельств необходимо соблюдать при этом некоторую осторожность и соблюдать некоторые правила.)
Заслуживает внимания и еще один случай, довольно деликатный – когда человек приходит в Церковь специально, чтобы искать личных отношений. Имеются в виду уже не духовные личные отношения, о которых говорилось выше, а свойственное многим людям, особенно молодым, стремление найти спутника или спутницу жизни. Человек совершенно искренне приходит к вере, проникается стремлением идти христианским путем – а для этого решает создать православную семью, и начинает смотреть на всех прихожанок, или прихожан именно с этой точки зрения.
Здесь следует подчеркнуть некоторую неизбежность, и в то же время опасность такого настроения. Создание церковной семьи не полностью тождественно приходу к вере. Эти два события происходят независимо друг от друга. Многие семьи создаются и вне Церкви, независимо от веры супругов, и оказываются счастливыми и прочными. Напротив, приход в Церковь для многих связан именно со стремлением жить одинокой жизнью. Нужно иметь в виду, что многие приходящие в Церковь как раз стремятся от этих личных отношений уйти — поскольку достаточно испытали этих отношений в своей прежней мирской жизни, и были травмированы ими. Теперь в Церкви они хотят исцелиться. Поэтому нужно с уважением относиться к духовному состоянию таких людей и не вовлекать их вновь в те ситуации, с которыми они бы хотели расстаться. При этом, конечно же, сами по себе личные, семейные отношения в среде христиан совершенно естественны. Но они складываются между людьми со временем, и должны, опять же, очень прочно стоять на отношениях духовных. А для этого нужны и общение, и время, проведенное вместе, и совместные дела – и все это, конечно же, должно стоять на духовных основах. Иными словами, нужна активная церковно-приходская жизнь, в которой люди смогут общаться, заниматься различными делами, знакомиться – и строить между собой в первую очередь духовные, но затем и личные отношения. И тогда со временем, знакомясь и узнавая друг, верующие люди смогут находить и друг друга – те, кому Бог судил. И осуществится совершенно естественное стремление человека, пришедшего к вере, и спутника жизни иметь, очищенного христианской верой.
Этот случай здесь можно было бы и не вспоминать, поскольку он достаточно деликатный, и, вообще говоря, уже выходит за пределы духовной области. Но он, вместе с ранее приведенными ситуациями, напоминает о том, что вообще общение людей, в т.ч. и в Церкви – очень серьезное дело, и ему надо уделять серьезное внимание. Господь пришел на землю и создал Церковь для того, чтобы люди любили Бога и друг друга. Поэтому нам, верующим нужно обратить самое серьезное внимание на то, как мы знакомимся, общаемся, как складываются и развиваются наши отношения, какую судьбу они имеют по прошествии многих лет. Давайте подумаем о том, что можно сделать, чтобы эта сторона нашей церковной жизни складывалась естественно и гармонично.
Приходское наставление и приходская жизнь
Размышляя о пути человека, недавно пришедшего к вере, мы пришли к мысли о важности церковного общения. Исходная точка наших рассуждений – что человек, приходя к вере, в первую очередь приходит в храм. Но ведь совершенно очевидно, что сам храм - это место, не слишком подходящее для общения. Благодаря прочной многовековой традиции большинство верующих воспринимают его только как место общения с Богом. Причина этого, видимо, в том, что сама традиция строить храмы могла возникнуть лишь в обществах, где вера имела уже достаточно прочные корни. Там, где церковная жизнь достаточно развита, где верующие имеют возможность встречаться и общаться в самых разных местах, или даже живут бок о бок друг с другом, как раз и может возникнуть идея строить особые специальные здания, предназначенные только для молитвенного общения. Пока вера не завоевала таких позиций в обществе, верующие пользуются для своих собраний гораздо более скромными зданиями, и на этих собраниях гораздо большее место занимают словесное общение и наставление. Прошлое нашей страны таково, что христианская вера была в ней достаточно широко распространена, и это привело к строительству множества храмов, которые до сих пор украшают улицы наших сел и городов. Но ведь сейчас ситуация совершенно не такова! Мы находимся теперь в состоянии первого возрождения после массового, фактически всенародного отступления от веры. Верует теперь отнюдь не весь народ, но конкретные люди, пришедшие к вере, которые собираются в отдельные, сравнительно немногие общины. И в этой обстановке само понятие храма меняет свой смысл. Храм перестает быть тем главным ориентиром на пути верующего человека, каким он мог бы быть в традиционном христианском обществе, где он бы воспринимался как то единственное место, куда люди приходят для общения с Богом. В наше время человек ищет в первую очередь не здания и его убранства, а верующих людей. Но так повелось, что верующие люди (речь идет о Православной Церкви) по-прежнему стремятся собираться в храмах. Этим они свидетельствуют о своей связи с древней традицией, прерванной годами безверия, которую они стремятся продолжать. В силу этого в нашей Церкви в отношении к храму происходит как бы своеобразное «наложение традиций». Первая традиция – это наша современная традиция, которая складывается сейчас и которая исходит из реальных современных потребностей. Согласно ей, сейчас происходит медленное постепенное возвращение к вере после годов безверия, и приходящий к вере человек в первую очередь должен найти других верующих людей и получить наставление. И вторая – та, которая и существовала веками, когда все общество было, в основном, верующим, и воспитанный с детства в вере человек просто должен был ходить в храм, т.е. в специальным образом обставленное и украшенное здание, где происходят богослужения. Теперь обе эти традиции «совместились». Человек приходит к вере, и, в силу древней традиции и собственных интуитивных представлений, стремится прийти в храм – но здесь-то он уже ищет не архитектуры и не убранства, и даже поначалу не богослужений – а именно верующих людей, которые наставят его в основах веры и станут спутниками на его духовном пути. Храмы по-прежнему играют в Церкви важную роль – именно как «внешние ориентиры», которые указывают, куда же именно человеку надо прийти – но «архитектурный» элемент в них явно отходит на второй план, и уступает место элементу «человеческому». К обсуждению его мы теперь и перейдем.
Хорошо, если при храме специально предусмотрена возможность как следует встретить вновь пришедшего человека. Это лучше всего сделать посредством бесед, организованных специально для наставления в вере. На такие беседы человек должен иметь возможность ходить регулярно, в течение достаточно долгого периода. Здесь он имеет возможность задать свои вопросы – а заодно познакомиться с другими верующими людьми. Беседы эти должны быть организованы согласно определенным правилам. Цель их – не столько сообщить некоторые знания, сколько выработать определенные качества характера, правила поведения, взаимоотношения между верующими людьми. В такой обстановке естественно приобретаются и знания о различных сторонах церковной жизни, внутренней жизни верующего человека, а главное – реальные навыки этой жизни. Цель такого наставления – приобретение любви и привычки и к молитве, и к чтению Св. Писания, и к участию в Таинствах, и к непрекращающейся внутренней работе над собой.
В такой обстановке человек более успешно духовно развивается. Он естественно включается в жизнь прихода, приобщается к участию в богослужении и Таинствах. Но, может быть, самое главное – что здесь более успешно и естественно происходить знакомство верующих людей. В ходе таких бесед люди ближе узнают друг друга, между ними возникают более прочные внутренние связи. Безусловно, лучше познакомиться друг с другом в такой обстановке, чем в автобусе паломнической поездки, или в дверях храма, расходясь после богослужения, или около его стены, складывая там кирпичи или убирая мусор. Такие отношения, возникшие в серьезной духовной беседе, могут сохраняться многие годы, если не всю жизнь.
Мы поговорили о главной форме приходского общения и наставления – катехизических беседах. Кроме них в последние десятилетия хорошо зарекомендовали себя встречи верующих людей «над Евангелием», посвященные молитвенному и вдумчивому изучению евангельского текста. Они так же в первую очередь имеют цель не столько познавательную, сколько воспитательную. На них воспитывается умение участвовать в общей беседе, слушать друг друга, внимательно и с молитвой вчитываться в священный текст, применять вечные слова Евангелия к своей жизни. Это та форма общения, которую верующие люди способны осуществлять уже самостоятельно, без наставника, в них большая доля ответственности ложится на каждого из прихожан. Такие встречи группы верующих людей могут осуществляться в течение долгого времени, месяцев и лет, и могут служить прочной основой приходской жизни.
В сущности, двух этих форм общения прихожан – евангельских и катехизических бесед – достаточно для организации полноценной жизни прихода (имеется в виду приход, как единство верующих людей, а не просто собрание разрозненных прихожан, собравшихся на совершение созданного в другие века и совсем другими людьми богослужения). Но ведь если верующие люди уже пошли этим путем, то их не остановишь! Рядом с этими формами общения они непременно создадут школу для своих детей – место, где они смогут вместе общаться с ними и вместе воспитывать (речь, конечно, идет о простом нравственном воспитании – глубокие истины христианской веры детям узнавать еще рано!). Рядом возникнут клубы для подростков и молодежи – в них речь пойдет о человеческих взаимоотношениях, о нормах семейной жизни. Стремление к распространению своей веры приведет непременно к миссионерским усилиям – будут проводиться миссионерские встречи с неверующими людьми. Естественное стремление поддерживать друг друга и нуждающихся людей непременно приведет к социальной деятельности. Для того, чтобы всем этим заниматься, надо будет специально готовить людей - и это приведет к возникновению некого подобия учебного процесса (только нужно, чтоб этот процесс не был главным, а лишь дополнял церковную жизнь!) У прихожан непременно проявятся самые разные творческие способности в самых разных видах искусства. Нужно будет, в конце концов, и просто отдохнуть – вместе попить чайку или провести время где-то на природе (только не нужно всем вместе сразу собираться, садиться в автобус и ехать куда-то к другим верующим людям, в виде праздных наблюдателей, посмотреть со стороны, как складывается их церковная жизнь – такие «паломничества» вовсе не укрепляют церковной жизни, и лучше придумать что-то интересное у себя в приходе!) Короче, церковная жизнь прихода приобретет самые разнообразные черты, быть может, весьма неожиданные. Но именно так и должно быть – христианская жизнь и должна быть во всем полноценной человеческой жизнью – но только без греха и стоящей на духовных основаниях. И если всего этого нет в жизни прихода, и даже никто об этом не думает, и к этому не стремится – то стоит задуматься, на верном ли эти люди пути.
.Мы рассмотрели здесь некоторые черты нормальной, полноценной церковной жизни. В сущности, эти размышления были обращены уже не к новоначальному – человеку, лишь в первый раз переступающему порог храма, поскольку он всегда принимает в церковной жизни то, что есть – а к более опытным членам Церкви, которые провели уже в Церкви несколько лет, и могут иметь на ее жизнь некоторое влияние. Мы все ответственны за то, что происходит в Церкви – за ту обстановку, которую встречает такой человек, и за ту жизнь, которую мы сами ведем. Давайте же стараться, чтобы та церковная жизнь, которой мы живем, была, насколько возможно, полноценна и глубока.
Следует отметить также, что эти размышления, еще в большей степени, чем предыдущие, обращены именно к моему соотечественнику и современнику. Если об общих вопросах веры еще можно размышлять в какой-то степени абстрактно, то, говоря о церковной жизни, нужно иметь в виду церковную жизнь конкретного места и конкретного времени. Здесь говорится о той церковной жизни, которая складывается именно здесь и сейчас – т.е. в России конца 1990-х – начала 2000-ых годов. Я не пишу здесь о том, в какую Церковь человек приходил тысячу, или полторы тысячи лет назад. Все эти размышления «привязаны» к определенному месту и времени, в них речь идет о современной Церкви, причем именно о Русской Православной Церкви.
Внутренняя жизнь верующего человека
Мы поговорили о некоторых чертах внешней, «общественной» жизни православного Христианина. Это было необходимо потому, что именно с этой жизнью он сталкивается в первую очередь, именно через нее получает свое первое представление о Церкви. Но ведь есть еще жизнь внутренняя! Более того, она-то и есть самая важная, и без нее вообще не может существовать Церковь!
Все так – но именно эту, внутреннюю, невидимую жизнь человека труднее всего описать. Она совершается неуловимо, и притом она у каждого своя – и поэтому ускользает от точной фиксации. Попробуем здесь назвать лишь некоторые главные ее черты.
Уже было сказано, что она состоит, в основном, из молитвы, чтения Св. Писания и других духовных книг, из внимательного наблюдения над своей душой и внутреннего труда по исправлению своих мыслей, чувств и отношений с другими людьми. Но что-либо более определенное на эту тему сказать трудно. Так, например, порядок внутреннего обучения молитве у каждого свой. Хорошо, если удается выкроить свободное спокойное время, посвященное молитве – и к этому, конечно, надо стремиться. Но бывает, что человеку приходится молиться в любое время, в любых обстоятельствах – например, на работе или в транспорте – и это тоже неплохо. Следует использовать короткие, простые молитвы из тех, что помещены в молитвословах. Более длинные молитвы следует изучать лишь постепенно. Так, собственно, и вырабатывается в человеке навык молитвы.
Что же касается чтения Св. Писания, то главное для человека – просто его читать. На этих станицах мы уже уделили некоторое внимание этому вопросу. Начать следует с Нового Завета – лучше с одного из Евангелий. Выбрав книгу для чтения, следует прочитать ее подряд, от начала до конца. Читать по 1-2 главы в день, не торопясь, с молитвой и размышлением. Стараться как-то (своими силами, или с помощью других людей) разрешать вопросы, которые возникают. Совмещать это чтение с размышлением о жизни, о себе, о том, что прочитанное мне самому говорит, к чему меня самого побуждает. Вот, собственно, и все основное, что можно сказать о чтении Св. Писания. После этого можно так же не торопясь прочитать книгу Деяний, другие евангельские книги. Параллельно начать чтение Ветхого Завета – начиная прямо с книги Бытия, и дальше подряд, за исключением некоторых менее понятных книг. (Впоследствии и Новый, и Ветхий Заветы можно будет снова перечитывать, уже на новом уровне понимания, пользуясь комментариями, толкованиями, находя внутренние связи в них. Но это уже – дело будущих лет, а пока, чтобы это в свое время могло произойти, нужно их просто в первый раз прочитать.) Вот, собственно, и все, что можно сказать о домашнем чтении Нового и Ветхого Заветов. Все более мелкие рекомендации Вам дадут более опытные верующие люди, которых Вы встретите в Вашем храме.
Наибольшую сложность вызывает вопрос о внутренней работе над собой. Видимо, нет ничего более трудного для человека, чем увидеть свои недостатки – а тем более попытаться исправить их! Выше даже была высказана мысль о том, что большинство верующих людей в первые месяцы и даже годы их прихода к вере и не способны по-настоящему к этой работе, и в этот период главное содержание их духовной жизни составляют внешние церковные впечатления. Лучше всего подойти к этой теме, опять же, через молитву и чтение Св. Писания. Так, молясь, можно просить у Бога, чтобы Он открыл нам наши ошибки, несовершенства и заблуждения, и дал силы их исправить. Такая молитва в прошлом разделе этих размышлений была названа молитвой покаяния. С другой стороны, читая Св. Писание, размышляя над ним, можно стараться понять, к чему оно нас побуждает, что нам в этом мешает, и опять же обращаться к Богу с соответствующей просьбой. Вообще, молитва, чтение Св. Писания и этот труд по исправлению собственной души могут быть сильно связаны. Можно, например, выделять каждый вечер специальное время для молитвенного чтения Св. Писания и размышления о том, какие ошибки совершил я в этот день. Можно мысленно разбирать различные ситуации, анализировать сложившиеся с разными людьми отношения.
Но это – как уже было сказано, непростой труд, и большинство людей на первых порах своей духовной жизни к нему, скорее всего, не способны. Обычно духовная жизнь человека складывается не «по схеме», а под влиянием самых различных, часто непредвиденных и неожиданных ситуаций. Вот человек уже начал ходить в храм, и уже принял там участие в какой-то деятельности. Вот он уже познакомился там с другим человеком – и не на беседах, как было здесь рекомендовано, а именно складывая во дворе штабеля кирпичей. Вот девушка все-таки поехала в паломническую поездку – и вот уже какой-то молодой человек, которого она никогда прежде не знала, теперь постоянно звонит ей. И что же делать! Значит, это и есть те этапы жизненного пути, которые Господь судил этому человеку, которые ему надо пройти! Значит, именно так он наберется жизненного и духовного опыта! Но только о какой-то стройности, или «системности» этого пути здесь, конечно, уже не приходится говорить. Иногда жизнь так «закрутит», что большого труда стоит человеку удержать верное направление. Впору только крепче держаться, чтобы не сорваться на повороте и не скатиться с обочины! Но именно так человек внутренне и крепнет, и проходит данный ему Богом путь. Так и происходит накопление внутреннего опыта. А чтобы не «сорваться», все-таки полезно использовать некоторые правила, которые, в частности, и здесь были приведены. Они помогут все-таки вставить свой внутренний путь в некоторые «рамки» и держаться некоторого направления.
Может случиться так, что духовный путь человека выглядит почти совсем «бессистемным». Что он читает что придется и когда придется, довольно редко ходит в храм, почти не получил никакого целостного церковного наставления. Но и в этом случае у него остается «ориентир» - сразу бежать в храм, как только в жизни что-то неладно, или душа неспокойна, и скорее подойти на исповедь к священнику. Или – у человека с трудом получается описанная выше работа над собой, он с трудом распознает свои ошибки и грехи. Но и в этом случае для него остается верным полезное правило – во всех жизненных ситуациях, когда в жизни что-то не складывается, когда есть проблемы в отношениях с другими людьми, искать причины прежде всего в себе – потому что именно за себя мы в первую очередь ответственны, и именно в себе мы можем что-то изменить. А потом – даже и в случае бессистемной, неупорядоченной духовной жизни – наступят ее новые этапы, откроются новые ступени, на которые мы постепенно, с Божьей помощью сможем взойти.
Но единственное, что можно со всей определенностью утверждать – это то, что искренне пришедший к вере человек первые годы после своего Крещения будет «летать, как на крыльях». Это замечали за такими, начинающими свой духовный путь людьми во все времена. Он только что открыл для себя новую область жизни. Он только что оставил позади себя свою прежнюю, греховную жизнь. И теперь для него не существует ничего, кроме его нового пути, кроме Церкви. Где бы он ни был, чем бы он ни занимался, он все равно в душе живет именно этим. Это не значит, что он вдруг стал святым, или безгрешным. Просто Господь на первых порах подает особую помощь, чтобы человек утвердился на своем новом пути. Трудно объяснить, почему это так – но так бывает всегда. И вот, это продолжается три, четыре, может быть, пять лет… И вдруг – все меняется. Перед человеком, уже достигшим определенной духовной ступени, вдруг открывается другая возможность – возможность жить и по своей воле, отступать от Бога. Он снова оказывается перед необходимостью выбора. Трудно сказать, почему это так – может быть, это происходит для того, чтобы человек подтверждал теперь верность избранному пути, совершал усилия, чтоб удержаться на нем. И так проходит еще несколько лет. И лишь после этого снова что-то меняется, и человек, вновь утвердившись на христианском пути и отбросив от себя все, что мешало ему идти по нему, продолжает свой путь уже вполне ответственно и сознательно, под влиянием своего внутреннего выбора, а не только под влиянием какой-то неведомой высшей силы. Трудно объяснить эту закономерность духовного пути – но очень многие ее замечали. И нашему недавно крещеному человеку, только начинающему свой христианский путь, тоже, несомненно, это предстоит.
Но пока это – дело далекого будущего. Что еще можно сказать о теперешнем, начальном этапе его духовного пути? Мы почти ничего не сказали о посещении храма. Конечно, это – скорее «общественное» событие церковной жизни – но какой-то степени и его личное, поскольку он сам принимает решение туда идти. Здесь, правда, трудно что-нибудь существенное добавить. К посещению храма нужно готовиться молитвой. Если нет сил прочитать специальные, рекомендуемые молитвы – то просто молиться по мере возможности, можно про себя. В храме единственно возможный способ поведения – просто спокойно стоять, наблюдая все, что происходит во время богослужения. Хорошо, конечно, понимать, что поется и читается на богослужении – но важнее опять же внутренняя молитва. Хорошо подойти на исповедь к священнику – а для этого уделить некоторое время внутреннему размышлению и осознанию собственных грехов. Верующему человеку необходимо научиться причащаться, и затем делать это регулярно – но что такое причащение, и зачем оно нужно, этот вопрос мы здесь не обсуждаем. В церковной жизни есть моменты, которые составляют самую ее основу, но которые довольно трудно объяснить на обычном человеческом языке. В них нужно просто участвовать, и их – внутренне переживать. Поэтому мы не говорим здесь подробно ни об исповеди, ни о причащении – если что-то вообще можно на эту тему сказать, то это есть в других книгах.
Если человек посещает при храме какие-либо собрания или беседы (они не являются главными в церковной жизни, а служат лишь для организации наставления и общения прихожан, поддержания приходской жизни, и являются дополнением к богослужению), то самое лучшее для него – приходить на них тоже в состоянии внутренней молитвы. На этих собраниях нужно или скромно, сдержанно задавать свои вопросы, или участвовать в общей беседе, внимательно слушая и не перебивая друг друга. Некоторую важность представляет вопрос, что читать дома, кроме Священного Писания. Но его мы здесь не будем подробно обсуждать. В каждой местности, в каждую эпоху такие рекомендации могут быть свои. Ограничимся тем, что это будут книги, которые вам порекомендуют в храме, на таких беседах. Духовное чтение является важным занятием в жизни христианина, и все же не основным. Оно, скорее, создает некоторый «круг общения», является некоторым «упражнением в благочестии». Однако, и им, конечно, не следует пренебрегать.
Таковы некоторые основные черты внутреннего пути христианина. Эти размышления, конечно, не являются строгими и исчерпывающими. Невозможно на нескольких страницах полностью описать множество путей, которые проходят различные верующие люди, то множество ситуаций, с которыми они сталкиваются. Эти страницы носили, скорее, обобщенный характер. Множество различных духовных путей описаны в разнообразной церковной литературе. Здесь же была дана лишь «схема», лишь некоторые основные «ориентиры». Однако, надеюсь, что опираясь на них, читатель сможет пройти уже своим собственным, неповторимым путем.
Нам же нужно рассмотреть еще один важный момент, связанный с тем, что верующий человек живет не только в Церкви, но и в миру. Здесь тоже возникают некоторые проблемы, связанные с отношением окружающих людей, и с тем, как в себе все это совмещать. К обсуждению этого вопроса мы теперь и перейдем.
Внецерковная жизнь верующего человека
Итак, человек, приобщившись к Церкви, тем не менее, остается в миру. Он не может изменить сразу все внешние условия своей жизни. В Церкви его внимание занимают новые, духовные впечатления — молитва, богослужение, общение с другими верующими людьми. Одновременно с этим его обычная жизнь остается прежней — его окружают все те же люди, многие из них неверующие, с которыми он общался и прежде, все те же мирские разговоры и интересы, все те же, прежние дела и заботы. Как же теперь совмещать все это, как строить свои отношения с нневерующими людьми, как вообще организовать свою мирскую, нецерковную жизнь?
Сразу скажем, что здесь возможны различные проблемы и искушения. С приходом к вере человек разительно изменился – а его прежние друзья и знакомые, и даже родственники, к сожалению, остались прежними. В их жизни теперь многое его разочаровывает, не удовлетворяет. Он бы так хотел прокричать всему миру о той Истине, которая ему открылась, так бы хотел привести всех вслед за собой в Церковь! И вот он вдруг убеждается, что многие дорогие ему люди его просто не слышат.
Это легче всего проследить на примере обычных друзей и знакомых. Прежние разговоры и интересы, которые раньше объединяли их, начинают казаться человеку мелкими, поверхностными. Но товарищеские и дружеские отношения являются, по существу, свободными – и такой человек просто начинает с такими друзьями меньше встречаться. Проходит время – и такие отношения совсем распадаются. Это может показаться неправильным – вот, человек пришел к вере, и из-за этого погибла дружба – но в действительности в этом есть глубокий смысл. Дело в том, что свободные отношения действительно должны быть построены на духовной близости. Может быть, раньше эта близость и была – но кто же виноват, что один из друзей решил сделать шаг к большей глубине и высоте? И кто виноват, что другой его друг не откликнулся, не пошел вслед за ним? У уверовавшего человека теперь есть с чем сравнивать — у него есть теперь круг верующих знакомых, он может слышать, какие разговоры идут там. Прежнее общение просто перестает его удовлетворять. И он постепенно просто «перетекает» туда – новые его дружеские и товарищеские связи возникнут уже там, в этом кругу. И здесь совершенно не в чем его обвинять. Даже если бы он был уже опытным верующим, владеющим даром проповеди – то и тогда он мог бы не переубедить своего товарища, если бы тот сам не захотел! А он к тому же еще сам пока является лишь робким учеником. Поэтому не будем осуждать такого человека за то, что он стремится туда, где больше света, и где ему самому более интересно. Эти люди отныне и станут его подлинными знакомыми и друзьями. И притом знакомства эти будут более прочными – в силу особой важности и глубины новых интересов, которые их объединяют. Опыт свидетельствует, что отношения, возникшие в Церкви, являются особенно глубокими и долговременными, сохраняются многие годы, вплоть до конца жизни.
Это то, что касается дружеских отношений, которые, по существу, являются свободными. Насколько же сложнее ситуация с родственными отношениями, которых мы часто не выбираем! Только лишь супруги выбирают друг друга – но, раз выбрав, призваны к тому, чтобы сохранять эти отношения всю жизнь! А отношения родителей и детей, братьев и сестер являются заранее заданными, которые мы не в силах забыть или «отменить». И вот человек приходит к вере. Для него открылся новый мир, новая жизнь – а его родные остаются прежними! Он ожидал, что они услышат, откликнутся и пойдут вслед за ним – а они не откликнулись! Но они по-прежнему остаются его родными – поскольку это другая сторона жизни (кроме церковной), тоже, как и Церковь, созданная Богом. Как тяжело слышать, что разговоры родных становятся все более мелкими и поверхностными, что они все более запутываются в собственных заблуждениях и страстях! Как грустно сознавать, что выход, решение проблем – здесь же, рядом, и они вполне могли бы его найти – но они не делают этого шага! Может быть, близкий человек смог бы пойти в храм – и там бы все понял?.. Но он не хочет туда идти. Может быть, он взял бы в руки тоненькую книжку Евангелия – и что-то бы ему открылось?.. Но он только высокомерно и скептически ухмыляется.
Короче, отношения с неверующими родными представляют большое испытание для верующего человека. Это для него может быть источник больших огорчений и даже слез. Может оказаться даже непонятным – почему Бог так судил? Видимо, единственный ответ на этот вопрос – что Бог желает, чтобы каждый пришел к вере сам. И у каждого – свое время для этого, и свой путь. И поэтому верующему человеку, хотя ему и тяжело, нужно сдерживаться, терпеть и ждать. В конце концов, не он виноват в том, что в его близких так мало любви, что, когда он нашел и принес им со всей искренностью и радостью некоторую драгоценность, у них не нашлось сил, или они просто не захотели даже просто взять. Может быть, с кем-нибудь из них это чудо произойдет позже. Но тогда начнутся уже новые проблемы – радостные проблемы совместного движения ко Христу, о которых мы здесь пока не будем говорить.
Во всяком случае, трудно посоветовать что-то такому человеку. Что ни посоветуешь – все равно перед ним будут реальные обстоятельства его собственной жизни, в которых ему надо разбираться самому. Единственное, что можно сказать – что нехорошо, когда человек остается с такими проблемами «один на один», и это не является делом всей Церкви. Мы, верующие братья и сестры, можем сильно помочь такому человеку. Во всяком случае, можно молиться о нем и его неверующих близких. Но можно пойти и дальше. Предположим, что никто из его близких не хочет идти в храм. Что же, тогда мы сами придем к нему! И проведем время в спокойных и серьезных разговорах, в пении церковных гимнов и молитв, в общении с его родными и близкими. И сделаем это, желательно, не один раз. И тогда, может быть, самый закоренелый атеист, застывший в высокомерном пренебрежении к Церкви, вдруг поймет, что в Церкви хорошо, что общаться с верующими людьми приятно и интересно. А не поймет – что ж, зато мы все равно сделали все, что могли. Придется принимать ситуацию такой, какая она есть, и искать других возможностей служения Церкви. Во всяком случае, верующие братья и сестры могут очень много сделать друг для друга.
Итак, общих рецептов здесь нет и не может быть. Верующему человеку самому нужно искать свой путь и свой способ отношений с близкими. Но нужно помнить о том, о чем мы и сказали вначале – что родственные отношения «несвободны», что, раз возникнув, они должны сохраняться всю жизнь.
Вызывают вопрос и «общественные» отношения. Мы с вами так или иначе участвуем в общественной жизни – работаем на каком-то предприятии, принадлежим к какой-то общественной организации. И вот вдруг человек приходит к вере. Ему, конечно, сразу же хочется всех «обратить» - и «объектом» этого, конечно же, становятся его подчиненные, коллеги.
Здесь нужно помнить две вещи – во-первых, что люди здесь изначально собрались по другому поводу, и что работа на одном предприятии вовсе не предполагает между людьми единства веры. А во-вторых, что ни в коем случае нельзя использовать свое рабочее положение, отношения руководства-подчинения для какого-либо воздействия на людей в духовных вопросах. В том-то и особенность веры, что она приобретается свободно, а не «за компанию» со всеми вместе, по какому-либо начальственному решению.
Поэтому самая естественная роль для верующего человека в такой обстановке – просто быть добрым собеседником. Можно найти других верующих людей на своем предприятии, время от времени обсуждать с ними вопросы веры. Не следует вносить в жизнь своего предприятия темы, связанные с верой, с тем, чтобы привлечь к ним внимание неверующих людей. Не следует стремиться быть «поближе к начальству» с тем, чтобы «воздействовать» на него и повернуть все предприятие в сторону веры. Нужно помнить, что главные «средства», которыми верующие люди могут воздействовать на окружающих – это то, как они относятся к окружающим людям, к работе и друг к другу.
Здесь у них есть много возможностей. Поддерживать порядок на своем предприятии. Аккуратно и ответственно выполнять свои обязанности. Поддерживать добрую атмосферу. Показывать, что верующие люди всегда, в любой обстановке сохраняют между собой единство. Вот те средства, которыми они могут свободно и с пользой для собственной души привлекать людей. Рассматривать же этих людей как «объекты обращения», как предметы манипуляции с целью вовлечения их в религиозную жизнь — дело, вряд ли достойное верующего человека.
Если же он хочет проявить, реализовать себя в религиозной сфере, то лучше делать это непосредственно в Церкви. Здесь же, при наличии подходящих условий, можно создать и особые предприятия, на которых будут работать только верующие люди исключительно с религиозными целями. Но вносить религиозный элемент в мирскую жизнь, на основе дисциплины, а не в порядке доверительной беседы «от сердца к сердцу» - значит, разрушать и мирскую жизнь, и Церковь. Человек, который так поступает, может поставить в неловкое положение и себя, и других людей. Поэтому в таких ситуациях верующему человеку лучше сдерживаться и терпеть.
Мы рассмотрели некоторые ситуации, с которыми верующий человек встречается в своей мирской жизни – в отношениях с друзьями, в семье, на работе. Конечно, это рассмотрение было неполным. Невозможно описать все обстоятельства, с которыми каждый из нас может столкнуться за пределами Церкви. Скорее, речь могла идти о некотором обобщении, «схеме». Но сама по себе эта тема достаточно важна. Мы часто думаем, что, придя в Церковь, человек попадает как бы в некоторый «особый мир», и перестаем замечать собственную мирскую жизнь, сосредотачивая все внимание не жизни церковной. Но ведь все мирские ситуации, в которых участвует верующий человек, именно по этой причине тоже в какой-то степени оказываются связаны с Церковью. Если человек принадлежит к Церкви, то буквально все, что с ним происходит, тоже в какой-то степени оказывается частью церковной жизни. И нам, наверное, нужно быть более внимательным к этому. Обсуждать на наших собраниях не только то, что с нами происходит в приходе, или в процессе чисто церковной деятельности – но и те ситуации, с которыми мы сталкиваемся в нашей мирской жизни, дома, на работе. Вместе осмысливать эти ситуации, вместе молиться друг о друге и о наших близких, вместе искать выходы… И тогда мы приблизимся к тому, чтобы присутствие Божие целиком наполняло нашу жизнь – т.е. к цели нашей церковной жизни.
Дальнейшие шаги
Но вернемся снова к внутренней жизни верующего человека. Мы рассмотрели, в основном, те усилия, которые он должен совершать на первых этапах своего духовного пути. Что же еще ждет его в его дальнейшей церковной жизни?
Вновь заметим, что точно описать дальнейшие этапы его церковного пути невозможно, поскольку у всех людей их духовные пути различны. Можно, опять же, указать лишь некоторые ориентиры. Без сомнения, главная задача всех верующих людей — совершенствование в молитве. Постепенно, с течением месяцев и лет, под действием постоянных упражнений в молитве, внутренняя связь человека с Богом крепнет. При этом вновь следует сказать, что процесс этот неоднозначный – в нем возможны свои подъемы и падения. Главной задачей человека становится не то, чтобы постоянно идти вперед и вперед – но чтобы, упав, снова подниматься и продолжать путь.
Излишне говорить о том, что на этом пути человека должно сопровождать богослужение. Причем особую важность теперь приобретает участие Таинствах — в первую очередь, Исповеди и Причастия. Исповедь помогает человеку вставать после падений и очищаться от грехов, а о Причастии мы здесь скажем лишь то, что оно особым образом объединяет людей, идущих этим путем.
О духовной внутренней работе над собой, чтении Св. Писания, общении с другими верующими людьми мы здесь уже не будем говорить. Ясно, что все это должно сопровождать жизнь верующего человека наряду с молитвой и посещением богослужений. Остановимся лишь еще на двух особых темах, часто вызывающих интерес – поисках духовника и возможном стремлении к монашеству.
Без сомнения, любым делом лучше заниматься под руководством опытного руководителя. Так в любом ремесле, науке, искусстве – так же и в Церкви. Но поиск такого руководителя представляет собой отдельную непростую задачу. Такое руководство предполагает некоторое духовное сходство руководящего и руководимого, взаимопонимание между ними, взаимное согласие идти «рука об руку», общим духовным путем. В наше время найти такого человека себе в руководители непросто. Поэтому основное внимание должно быть сосредоточено не на поиске себе «духовного отца», а на поиске священника, которому можно регулярно исповедоваться. Здесь тоже необходима определенная степень духовного сходства и определенная степень взаимопонимания. Обычно такой поиск происходит естественно – исповедуясь поначалу разным священникам, человек в конце концов останавливается на том, к которому «лежит душа». Это и можно назвать, в некоторой степени, «духовным руководством». Для нашего времени этого вполне достаточно. В другие эпохи, когда вера была традиционной, и человек, включаясь в жизнь Церкви, должен был занять в ней вполне определенное место, это могло быть иначе – но у нас, когда к вере приходят отдельные люди и верующих в стране меньшинство, дело обстоит именно так. Во всяком случае, не следует стремиться к «совершенному руководству», которое предполагает «совершенное послушание», исполнение во всем воли духовника. Обычный приходской священник может советовать, делиться опытом – но никак не настаивать на точном исполнении своих пожеланий.
Исходя из сказанного, можно понять, что вопрос о создании «системы личного духовного руководства» в нашей Церкви на повестке дня сейчас не стоит. Важнее просто стремление прихожан к Церкви, их участие в церковной жизни, особенно в богослужениях и Таинствах – в т.ч. и в Таинстве Исповеди. Остальное все, насколько это полезно для человека, сам Бог устраивает.
В наше время большой интерес вызывают вопросы, связанные с темой монашества. Время возрождения наших храмов было одновременно и временем возрождения монастырей. Есть определенный круг людей, которые пошли этим путем и наполнили эти монастыри. Поэтому перед приходящим к вере человеком вполне может встать вопрос – не является ли это его путем, и не следует ли ему идти в эту сторону? Здесь хотелось бы посоветовать некоторую духовную трезвость и осторожность. Монашеский путь очень непрост. Люди, которые в наше время решили уйти в монастыри, часто подвергались различным искушениям. Вместо подлинной духовной жизни им часто приходилось обустраивать лишь специфически-монашескую хозяйственную жизнь. Многие не нашли себя на этом пути, разочаровались.
Можно с уверенностью сказать, что возрождение монашеской жизни вовсе не является главной задачей нашего времени. Усилия, предпринятые в нашей Церкви в этом направлении, скорее являются данью древней традиции, прошлому. Мы привычно связываем с монашеством некоторые «высоты» созерцательной молитвенной жизни. Кроме того, традиционно именно монашество некоторым образом причастно к церковному управлению, поэтому оно должно в какой-то степени сохранять и воспроизводить себя. Но в действительности главными задачами нашего времени являются приведение людей к вере, церковное наставление их и организация из них крепких жизнеспособных общин – т.е. миссионерские, катехизаторские, общинно-приходские, социальные задачи. Создание особых молитвенных общежитий для одиноких людей стоит далеко не на первом плане, и может осуществляться по мере решения названных первостепенных задач.
Поэтому приходящему к вере человеку вовсе не следует специально думать о монашеском пути. Достаточно заниматься внутренним трудом и, придя в храм, постараться включиться в его общинно-приходскую жизнь. В этой жизни есть все, что необходимо для полноценного духовного развития личности – взаимная молитва, Литургия, общение, совместная церковная деятельность. В этой же жизни найдут себя и те, кто склонен к одинокой несемейной жизни, более глубокой созерцательной молитве. Им было бы мало радости, если бы они обрели спасение в особых условиях, вдалеке от большинства современных им верующих людей. Многие такие люди в такой ситуации сочли бы свой духовный путь не состоявшимся.
Таково, видимо, наилучшее решение этой проблемы – приходящему к вере человеку стараться идти обычным церковным путем. В условиях обычной, «мирской» церковной жизни возможно достичь любых духовных ступеней. Если же обстоятельства сложатся так, что человеку необходимо будет присоединиться к некоему особому кругу для исполнения особых церковных задач – то что же, пусть будет так, если Бог судил. В конце концов, и ценность монаха определяется тем, как он служит церковному целому, т.е. уже названным главным целям. Тогда обретут смысл и стремление к относительному уединению, и глубокая молитва. Но всего того же можно в значительной степени достигнуть и в обычных, мирских условиях.
Мы рассмотрели некоторые основные черты дальнейшего духовного пути православного христианина. Конечно, мы имели в виду достаточно обычную ситуацию – что человек достаточно здоров, что он имеет возможность посещать храм и заниматься церковной деятельностью. В случае, если человек, к примеру, прикован к постели, весь характер его усилий, стремлений, всей его церковной жизни будет несколько иной. В более же обычном случае всю церковную жизнь человека можно свести к двум составляющим – к его внутренней, духовной жизни, которая заключается в его стремлении следовать за Христом и в очищении души – и к его участию в жизни Церкви, которое осуществляется обычно через общинно-приходскую жизнь.
Безусловно, из этих двух составляющих внутренняя жизнь человека является главной – на ней все основано, и без нее вообще бы ничего не было. Но сразу вслед за этим особую важность приобретает то, что человек не один. В самом деле, он приходит в Церковь, те в сообщество верующих людей. Верующие люди поддерживают друг друга взаимной молитвой, заботой друг о друге, передачей друг другу духовного опыта. Без этого духовный путь отдельного человека рассматривать нельзя. А осуществляется эта взаимная забота и передача опыта там, куда каждый из нас и приходит – в храмах, где существуют приходские общины. Поэтому давайте напоследок еще раз рассмотрим эту важнейшую часть церковной жизни, связанную с общением и взаимодействием верующих людей.
Церковная община
Человек приходит в церковный приход. Здесь, как мы уже сказали, должны быть все возможности для его общения с более опытными верующими людьми и его церковного наставления, которые помогут ему сделать первые шаги в его духовной жизни. Постепенно происходит духовное становление верующего человека. Одновременно с этим он вливается в церковное единство, которое связано с этим приходом и представляет собой приходскую общину.
Это единство основано, прежде всего, на молитве. Сама устремленность людей к богообщению, к очищению души делает их близкими друг другу. Высшее выражение это находит в общем богослужении – прежде всего, в Литургии. Но, помимо богослужения, общинная жизнь предполагает и личное общение. Это осуществляется на внебогослужебных собраниях прихожан – катехизических беседах, группах по изучению Евангелия, деловых встречах, общих трапезах. Именно здесь члены общины вступают в непосредственное общение и ближе узнают друг друга. Жизнь общины предполагает личные близкие знакомства между людьми. Но этого невозможно осуществить в масштабах всего прихода, особенно если приход достаточно велик. Поэтому особую важность приобретает общение в малых группах, по 10-15 человек, где действительно каждый может близко знать каждого. Такие группы собираются регулярно, помимо общего богослужения, на основе чтения Евангелия, обсуждения духовных и практических вопросов, и, таким образом, поддерживают жизнь общины. Из этих встреч естественно рождается некоторая практическая деятельность, которая тоже служит поддержанию жизни общины и реализации способностей участвующих в ней людей.
В этом, в основном, и заключается нормальная церковно-общинная жизнь. Она существует не ради какой-то цели, но ценна сама по себе. В обстановке общей молитвы, богослужений, регулярных групповых встреч вытекающей из них деятельности человек получает возможность удовлетворить все свои внутренние, духовные потребности и осуществить свое человеческое назначение. В обстановке общины реализуется нормальная, полноценная человеческая жизнь, в том виде, как она задумана Богом. В ней осуществляется все, что, по замыслу Божьему, свойственно отдельному человеку или сообществу людей – на той единственной основе, на которой все это может осуществиться, т.е. на основе стремления к Богу, молитвы. В какой-то степени этот замысел Божий осуществляется и в мирских, нецерковных сообществах людей – но именно в Церкви, в обстановке христианской общины его возможно осуществить в полноте.
Мы уже говорили, что в такой обстановке реализуется и потребность людей в общении, и во взаимной заботе, и в совместной деятельности. Происходит воспитание детей, решаются миссионерские задач, приобщающиеся к Церкви люди получают необходимое наставление. Люди заботятся и об общем отдыхе, получают развитие их творческие способности. Происходит все более глубокое познание всего, что необходимо для церковной жизни – и не столько интеллектуально, сколько в реальном, живом опыте. Люди, призванные к каким-либо особым служениям в Церкви, постепенно приобщаются к ним непосредственно, в процессе реальной практики. В таких общинах обычно имеет место определенный «избыток сил», благодаря которому их просветительская и социальная деятельность «выплескивается» за их рамки, распространяется на окружающих их неверующих людей, что приводит к приходу новых людей в общину. И все это происходит лишь на основе веры и молитвы – как личной молитвы каждого члена общины, так и богослужения, которое духовно объединяет верующих людей.
Т.о., церковно-общинная жизнь действительно удовлетворяет все потребности верующего человека – и духовные, и личные, и социальные, и является той формой общественной жизни, которая задумана и благословлена Богом. Внутренней задачей нашего времени является не только приведение отдельных людей к вере, но и их собирание и объединение в подобные церковно-приходские общины.
Мы поговорили об «общественной» форме церковной жизни, которая складывается в наших приходах. Неизбежно эти размышления были неполными. Трудно в подробностях рассмотреть все вопросы, связанные с такой непростой темой, как общинно-приходская жизнь – тем более, что это и не было задачей этих страниц, посвященных, в основном, личному пути человека в Церкви. Ограничимся лишь одним, последним замечанием. На этих страницах мы, в основном, исходили из того, что верующий человек приходит в храм, привлекающий его, в первую очередь, своими внешними атрибутами и обеспечивающий ему, в некоторой степени, связь с древней традицией. Здесь, в храме он и приобщается к богослужению, получает наставление, знакомится с другими верующими людьми и, в конечном счете, включается в жизнь Церкви. Но ведь совершенно ясно, что сам храм во всей этой последовательности играет роль скорее вторичную, скорее просто архитектурную, традиционную. Из приведенных размышлений видно, что главное в вере – это общение людей с Богом и их общение между собой. Поэтому совершенно естественно представить себе общину, которая не зависит от конкретного места и здания, но существует, основываясь только на молитве людей и на их общении. Такое единство зависит только от общей веры людей, от общности их понятий и устремленности к Богу, и не зависит ни от чего внешнего. Условием приобщения к нему является обретение человеком веры и изменение им своей жизни. Т.о., оно может быть сколь угодно широко, и вовлекать в себя все новых и новых людей. Поскольку объединение здесь именно смысловое, то важную роль играет словесное наставление. Такие люди могут сами налаживать и организовывать свою жизнь –в т.ч. проводить и собрания, и богослужения, и, при необходимости, строить для этих нужд соответствующие здания. В такой ситуации церковная жизнь достигает особой глубины и полноты. И нам всем нужно стремиться к этой естественной ситуации, благодаря которой когда-то, много веков назад возникли стоящие теперь всюду по лицу нашей земли храмы.
На этом закончим наше размышление о церковной общине как о высшей форме единения верующих людей. А заодно – и все наше размышление о церковной жизни начинающего христианина.
Заключение
Мы рассмотрели некоторые вопросы, связанные с церковной жизнью человека на первых этапах его духовного пути. Разумеется, это рассмотрение было неполным. Здесь были описаны только некоторые главные черты, некоторые главные «направления» его духовной жизни.
Подведем некоторые итоги. С приходом к вере жизнь человека разительно меняется. Перед ним открывается как бы новая область жизни, как бы новый мир. Все его усилия оказываются направлены на то, чтобы «освоиться» в этом новом мире. Этому служат и потребность молитвы, и чтение духовных книг, и попытки приобщиться к церковной жизни через храм и богослужение. Постепенно человек приходит к осознанию важности работы над собой, начинает ощущать свое несовершенство, обретает навык покаяния. Очень хорошо, если на этом пути его «встретят» более опытные верующие люди. Обретение нового духовного круга общения, возможность советоваться со священником и другими верующими людьми может чрезвычайно помочь такому человеку. В результате этого постепенно складывается та среда, в которой и будет отныне протекать его жизнь, которая может стать его духовной опорой до конца жизни.
Хорошо, если эта среда носит характер церковной общины. Это значит, что процесс воцерковления данного человека прошел успешно, что он обрел в церковной жизни все, что только она может ему дать. В обстановке церковной общины осуществляются все способности человека, реализуются все возможности отношений между людьми. Поэтому в церковной общине осуществляется воля Божья относительно каждого отдельного человека и сообщества людей, в ней достигается совершенство в личной и общественной жизни.
В результате человек оказывается полностью включенным в церковную жизнь. Прежние его отношения, интересы, занятия, если они оказываются не совместимыми с его новым, христианским содержанием, постепенно отпадают. Вместе с тем, человек по-прежнему остается включенным в мирскую жизнь, и перед ним встает задача, как теперь совмещать свои мирские отношения и занятия с этим новым содержанием. Здесь, т.е. в области семейных и рабочих, деловых отношений может оказаться серьезное испытание для человека – и одновременно поле для его творчества, внутренней работы.
Как бы то ни было, теперь он стремится, чтобы все, чем он занимается, соответствовало его стремлению ко Христу. И это значит, что теперь даже его мирская жизнь становится в какой-то степени частью его церковной жизни, тем полем, на котором он тоже совершает работу над своей душой.
Одновременно продолжаются изменения в его внутренней жизни. Человек постепенно достигает все большей чистоты, ясности. Исправляются его мысли, чувства, отношения с другими людьми. Это, впрочем, не значит, что этот процесс однозначен, необратим – на этом пути возможны и остановки, и падения, и отступления назад. Возможен даже, как уже было сказано, целый период, когда перед человеком как бы вновь открывается возможность греховной, мирской жизни, и он вновь оказывается перед необходимостью выбирать. Однако теперь у человека всегда есть возможность подняться, продолжить свой путь, вновь устремиться вперед. И даже из периода относительного охлаждения в вере он может выйти окрепшим, обогащенным, полным нового опыта.
На этом пути постепенно достигаются новые ступени духовной жизни. Одна из них – ступень глубокой созерцательной молитвы, традиционно характерной для монашества. Однако, некоторые черты этого опыта может приобрести любой верующий человек, и для этого вовсе не обязательно идти в монастырь. Во всяком случае, для человека, находящегося в миру, всегда открыт путь деятельного служения ближним, который тоже требует глубоких молитвенных усилий. Этот путь состоит не столько в «деятельной суете», сколько в способности проявлять интерес к другим людям, дарить им свое внимание и понимание.
О других сторонах церковной жизни человека и более высоких ее ступенях мы здесь не говорим. Все это, при необходимости, открывается самому человеку в свое время. Мы здесь ограничились некоторыми чертами «обычного» пути, характерного для обычного мирянина, начинающего свой церковный путь в церковно-приходской общине.
Следует заметить, что, как уже было сказано, невозможно рассуждать о таких вещах «абстрактно», не опираясь ни на какое место и время – и поэтому в этих размышлениях были использованы впечатления современной автору церковной жизни, т.е. церковной жизни России конца 1990-х – начала 2000-х годов. Этот период, характерный некоторым возвращением к вере после массового отступления от нее, крещением множества новых людей, как раз и определил основное содержание этих страниц, посвященных приходу к вере прежде не веровавшего человека и его попыткам освоиться в новой для него церковной жизни. Вместе с тем, и некоторые проблемы названного периода – такие, как стремление к «возрождению» некоторых уже навсегда ушедших церковных эпох, некоторое «наложение» традиций (таких, например, как традиции приходской – и, с др. стороны, общинной жизни, массовой современной традиции, связанной с приходом к вере множества новых людей – и, с др. стороны, достаточно специфической, элитарной жизни сравнительно немногих людей, избравших монашеский путь) тоже нашли здесь свое отражение.
Подводя итог, можно пожелать человеку, делающему свои первые шаги в своей церковной жизни, счастливого и успешного пути. Придя в Церковь, он поистине обрел свой вечный дом. Церковь теперь всегда будет сопровождать его в этой земной жизни – в радости и в горе, в успехах и в неудачах, в здоровье и в болезни, в созерцании и в творческом труде – и так до конца жизни, до перехода его в иной мир. Она будет сообщать ему внутренний смысл его жизни, давать силы идти по его нелегкому земному пути. От человека же будет требоваться постоянный внутренний труд, внимание к своей душе, стремление к ее очищению. Он будет призван следовать за Христом, т.е. стремиться в своей жизни всегда познавать и исполнять Его волю. На этом пути и происходит спасение человека, высшие ступени которого называются святостью. Этот путь открыт для каждого человека – но каждый проходит его немного по-своему, своим, неповторимым образом. Дай же нам Бог сил идти по этому пути!
_ _ _ _ _ _ _
Свидетельство о публикации №213102201319