1. 20. Спорт как религия

      Уже в первый год жизни в Каунасе я был поражен тем, как всю ночь в начале ноября на кладбищах города горели лампадки и свечи на могилах в день памяти усопших. И как воскресным утром под колокольный звон, плывущий над водной гладью озера Кальвяй (в 50 км от Каунаса), народ со всей округи спешит в костел на службу.
 Любимым местом отдыха у нас в 70е годы был лесной массив на берегу реки Швянтойя (Святая речка). На высоком берегу её находилось кладбище русских староверов, которое они ежегодно перед Ивановым днем приводили в порядок, а в Иванов день на всю округу раздавались звуки молебнов и панихид в исполнении церковного хора.
   Восемьдесят процентов население Литвы составляли католики, для которых посещение костелов, в выходные и, особенно, в дни религиозных праздников было одним из основных времяпровождений.
   Но, пожалуй, не меньшее, чем религия, место в жизни литовцев занимал спорт.
   Можно сказать, что баскетбол, как и католицизм, были в советской Литве народной религией. В него играли все от школьников до секретарей ЦК Компартии Литвы. В частности, будучи студентом Каунасского Политехнического института, за команду «Жальгирис» успел поиграть будущий первый секретарь ЦК Компартии и первый Президент независимой Литвы А. Бразаускас.  Хотя и другие виды спорта — бокс, велосипедный спорт и легкая атлетика, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, авто и мотогонки в республике успешно развивались. Литовские спортсмены входили  в состав сборных команд СССР во всех этих видах. Со мной один раз произошел забавный случай. Я прилетел самолетом из Москвы в Вильнюс и, чтобы успеть на автобус в Каунас, одним из первых выскочил из самолета, схватив свой чемодан из багажного отделения. В автобусе за несколько секунд до его отправления ко мне подскочили два молодца и потребовали отдать мой чемодан. Когда, я опешив возмутился, то меня попросили открыть чемодан. Открыв свой чемодан, я обнаружил, что он  полон золотых, серебряных и бронзовых медалей. Оказалось, что вместе со мной из Москвы после очередного успешного выступления на чемпионате СССР по гребле на байдарках и каноэ возвращалась сборная Литвы. У руководителя их команды оказался точно такой же чемоданчик, как и у меня, который он имел неосторожность поставить рядом с моим.   
   Сегодня в Нарьян-Маре ежегодно проводят гонки на снегоходах. А в Каунасе в 70-80 годах помимо кольцевых автогонок для профессионалов на кольцевой трассе в Кочергине (курортный пригород Каунаса) проводились кольцевые автогонки по льду Каунасского моря (водохранилища) для всех желающих автолюбителей. Каждый, кто имел страховку на авто, шлем и ремни безопасности, мог стать их участником. Особую популярность им  придавало участие в них членов сборной СССР по автогонкам жителей Каунаса - братьев Гирдаускасов. Ваш покорный слуга единожды испытал себя в роли автогонщика.
   Каждое более или менее крупное предприятие Литвы имело в своем штате должность спортметодиста, в обязанности которого входило проведение различных соревнований внутри предприятия и формирование команд для участия в городских и республиканских соревнованиях.
  Я уже в первый год работы попал в поле зрения нашего методиста и первые десять-пятнадцать лет работы он на все сто процентов использовал приобретенные мной в школе и университете спортивные навыки. Зимы в Литве короткие и  лыжный спорт  не очень популярен. Поэтому я не менее десятка лет был бессменным чемпионом КНИИРИТ по лыжным гонкам и несколько раз попадал в призеры на городских и республиканских  Спартакиадах профсоюзов. Побывала на пьедестале победителей и Нина Чупрова, моя жена.
  Был капитаном команды двадцатого отделения КНИИРИТ по волейболу, членом сборной по легкой атлетике (бег на 1500 метров и кросс по пересеченной местности), а также по велосипедным гонкам. Попадал в число призёров на первенство Каунаса в гонках на 50 км с раздельным стартом в классе дорожных велосипедов.
Однажды методист уговорил меня выступить за команду института в совершенно не профильной для меня дисциплине – плавании брассом на 100 метров.  Я и тут сумел отличиться, установив антирекорд бассейна Каунасского института физкультуры, в котором проходили соревнования, проплыв дистанцию за время около трёх минут. Как сказали организаторы соревнований, медленнее меня в официальных соревнованиях в этом бассейне еще никто не плавал.
  Численность сотрудников нашего  института составляла более  тысячи человек, поэтому по числу участников соревнования на первенство НИИ не уступали городским соревнованиям в Нарьян–Маре. Особенно массовыми были спортивные праздники «Снайге» (Снежинка), на которые работников с семьями  бесплатно вывозили на базу отдыха в пятидесяти километрах от Каунаса. База располагалась на берегу живописного озера Кальве и состояла из нескольких финских домиков, в которых можно было переодеться, погреться у камина, перекусить в большом зале, оформленном под деревенскую корчму, попариться в сауне и даже окунуться в бассейн с ледяной водой или в прорубь на пруду. Для детей и взрослых организовывали катания на санях с горок, перетягивание каната и другие развлечения. Одновременно проводились лыжные соревнования  и награждались их победители.
 


Рецензии
Вот мне здесь читать очень комфортно, и можно сразу писать рецензии.
С теплом-

Иван Наумов   10.12.2018 17:37     Заявить о нарушении