1. 21. Возвращение в Россию

Предлагая работу в России, представители Министерства Оборонной промышленности (Миноборонпром) заверяли меня, что Курский завод «Маяк» обеспечит мою семью квартирой, выделит помещения для будущего специально-конструкторского бюро (СКБ), переведёт на работу сюда требуемое число специалистов, способных и желающих заниматься разработкой радиоизмерительной техники.
Миноборонпром в свою очередь обязался выделить необходимые средства для технологического оснащения, организации и функционирования СКБ.
Завод «Маяк» свои обязательства, по крайней мере, в части выделения квартиры выполнил. В конце 1991 года четырёхкомнатную квартиру в новом доме я получил. Что это была за квартира! Ни  электросчетчика, ни газовой плиты, ни сантехники, ни балконных дверей не имелось: в момент между сдачей дома в эксплуатацию и заселением её навестили грабители и украли всё, что смогли унести.
Начались морозы. В квартире гулял холод и ветер. Чтобы не разморозить систему отопления, было необходимо срочно где-то достать и установить балконные двери. О фирмах по изготовлению и установке окон и дверей  мы ещё и не мечтали. На заводе «Маяк» работал деревообрабатывающий цех, и я обратился к одному из руководителей с просьбой изготовить двери. Ответ руководителя потряс меня до основания: «Зачем изготавливать, пойди и укради нужные тебе двери из соседнего, ещё незаселенного дома. Даже директор завод не смог помочь мне изготовить двери. И не потому, что заказ казался им очень сложным. Просто все вокруг искренне считали, что коль украли у меня, я должен сделать то же самое. Меня сердобольно проинструктировали, как это сделать: после работы нужно подойти к людям, охраняющим еще не заселённые дома, дать им денег на бутылку спиртного, а ещё лучше ; саму бутылку, и появятся двери.
Не оставалось ничего, кроме как выполнить инструктаж. Приготовив определённую сумму денег, я вошел в будку к охранникам и изложил свою просьбу. Они совершенно ей не удивились и велели подняться на второй этаж охраняемого ими дома, чтобы в одной из квартир выбрать, снять и унести требуемую деталь интерьера. Я тут же представил себе, как завтра в вечерних теленовостях Курска появится сообщение о том, что доктор технических наук, лауреат Госпремии СССР, тащил к себе домой украденную дверь.
Поэтому я объяснил «доблестным» сторожам о готовности заплатить не только за дверь, но и за её доставку. Они радостно согласились доставить дверь по указанному адресу. Впоследствии, я уже не удивлялся, когда на вопрос, где купить те или иные стройматериалы или сантехнику для восстановления ободранной квартиры, слышал ответ: украсть на стройке.
Не лучше дела обстояли и с СКБ. К очередной реорганизации правительства России, которые в то время проводились чуть ли не ежеквартально, знакомые мне чиновники Миноборонпрома успели лишь подготовить решение о придании создаваемому СКБ статуса дочернего предприятия Курского завода «Маяк», тем самым, взвалив на завод все вопросы по финансированию.
Пришли времена, когда продукция предприятий оборонной промышленности из-за развала СССР, стала никому не нужна. В десятки раз упали объемы её продаж, и   у завода не оказалось  средств не только на финансирование нашего бюро, но и на выплату зарплаты работникам. Руководство пришло в полную растерянность, рабочие в цехах начали митинговать. Я хорошо понимал: не будет завода - не появится и СКБ. Для спасения завода требовалось предпринять радикальные меры, но заводское начальство к этому было не готово. Стало понятно, что пора действовать самостоятельно.
Я отправился  в Москву в  Миноборонпром, чтобы весьма определённо заявить: Курский завод «Маяк» может спасти только срочная смена руководства. И добавил, что завод мог бы возглавить молодой и энергичный председатель профкома завода Александр Сергеевич Зубарев. Моё предложение прозвучало своевременно. Миноборонпром до своей очередной реорганизации успел утвердить нового директора, в тесном контакте с которым мы на протяжении десяти последующих лет спасали завод и создавали специальное конструкторское бюро.
Основной моей проблемой при создании СКБ была проблема подбора кадров. По тридцатилетнему опыту работы в Каунасском НИИ я твердо усвоил, что разработчик ; это не только профессия, но и состояние души. Настоящим разработчиком может стать только тот, кто готов вкалывать день и ночь не ради зарплаты, а ради того, чтобы увидеть свои идеи, технические замыслы и результаты своего труда (в случае Туполева ; самолёты, Королёва ; космические корабли, а в нашем случае ; радиоизмерительные приборы), реализованными в металле и востребованными потребителем. С помощью молодого директора завода Зубарева, мне удалось собрать немногочисленную, но боевую группу разработчиков в полном смысле этого слова.
С целью привлечения в бюро выпускников Курского государственного технического университета,  я принял предложение руководства университета и оформился на половину профессорской ставки. Но, к великому своему огорчению, довольно скоро понял, что выпускники его в подавляющем большинстве мечтают совсем о другом: не что-то создавать, а побольше и поскорее заработать. 
Учитывая сложившуюся в экономике России разруху, нечего было и думать о создании сколь-нибудь крупного СКБ по разработке новых поколений радиоизмерительных приборов. Основную цель я теперь видел в модернизации приборов, ещё находивших спрос, и замене их морально устаревших микропроцессорных измерительных блоков на современные персональные ЭВМ, чтобы приблизить по техническому уровню  приборы, выпускаемые заводом, к западным аналогам.
Но главной головной болью для меня как директора СКБ был поиск заказов на разработку измерительных систем с целью зарабатывания средств на зарплату работникам.
Несмотря на бесконечные финансовые проблемы, завод и СКБ сумели выжить в годы дефолта и даже приобрести некоторую  финансовую стабильность в начале 2000 годов. Но тут пришёл черный день. Мне позвонил директор завода Александр Сергеевич Зубарев и пригласил зайти.
Сначала мы поговорили ни о чём. Неожиданно Зубарев сказал: «Игорь Иосифович, новый губернатор области А. Михайлов приглашает меня на должность председателя правительства Курской области. Как Вы думаете, мне соглашаться»? Я ответил: «Приглашают Вас, а не меня. Поэтому Вы и должны принять решение». Оказалось, он своё решение уже принял: «Область ; это тот же завод, только больших масштабов. Поэтому, думаю, справлюсь и с областью».
Дальнейшие события показали, что губернатор Михайлов не ошибся в своём выборе.
После ухода с завода А.С. Зубарева и неудач с привлечением выпускников университета на работу в бюро, внутри у меня словно что-то надломилось, стали всё чаще напоминать о себе  старые болячки. Я задумался о выходе на пенсию, чтобы реализовать свою давнюю мечту: вволю набродиться на лыжах по белому безмолвию тундры в Нарьян-Маре.
Нарьян-Мар.
 Февраль-март 2012 г.


Рецензии
Видите, Игорь, подтверждается пословица, что спасение утопающих - дело рук утопающих, вы спасли и свою квартиру, и завод и конструкторское бюро, пусть и для этого пришлось пойти на нарушение закона. Но поскольку Боливару двоих не снести, вы приняли правильное решение уйти на пенсию.
Но ни вы, ни я не виноваты в развале СССР, приходится идти на поводу у событий.

Иван Наумов   10.12.2018 17:58     Заявить о нарушении
Не понял, Иван, о каких нарушениях закона ведешь речь?

Игорь Чупров   10.12.2018 21:54   Заявить о нарушении
Ну, если полагаешь, что выдирать двери или окна в одном доме, чтобы поставить в другой это по закону, то я молчу.

Иван Наумов   11.12.2018 10:38   Заявить о нарушении
«Зачем изготавливать, пойди и укради нужные тебе двери из соседнего, ещё незаселенного дома. Даже директор завод не смог помочь мне изготовить двери. И не потому, что заказ казался им очень сложным. Просто все вокруг искренне считали, что коль украли у меня, я должен сделать то же самое. Меня сердобольно проинструктировали, как это сделать."
Наверное, ни закон, ни уголовный кодекс не одобряют такие действия.

Иван Наумов   11.12.2018 10:42   Заявить о нарушении