Боль твоя боль моя. Часть 6

Часть 5:
http://www.proza.ru/2013/10/22/148
------------------------
Сказано – сделано.
Как только они проснулись утром, стали собираться в дорогу. Перед отъездом Джеймс решил позвонить доктору.
– Алло, Лиза?
Алиса догадалась, кому он звонит, но Джеймс и не скрывал своей беседы.
– Добрый день. Да, давно не звонил. Но теперь есть повод. Помните наш разговор? Ваши советы? Рад вам сообщить, что почти все воплотил в жизнь. Да, честное слово! Я понимаю, что в это сложно поверить, но я женился, – возникла пауза, видимо, собеседница, услышав такую новость, рассыпалась в поздравлениях. – Джеймс, слушая, улыбался. – Да-да, спасибо за поздравления. И вот теперь уезжаю к родителям. Да, так что моя жизнь налаживается. Нет, тут особого прогресса не замечаю. Да, боль чувствую. А что-то уже выяснили по этому вопросу? Не могут понять механизм? Это было очевидно. Ну, буду надеяться на лучшее. Все. До свидания! Удачи! – он положил трубку.
– Как я устал от их допросов и исследований! Все-равно ведь ничего толком не найдут и не выяснят. А даже если и выяснят, то мне безразлично. Главное, что мы вместе. Ладно, давай собираться.
Собрались они достаточно быстро, потом съездили к Алисе домой за ее вещами, и вскоре выехали из города.
По правде говоря, Алиса проснулась намного раньше от зарождающейся ноющей боли. Она тихонько встала, чтобы не разбудить спящего мужа, и убежала на кухню. Там приняла лекарства: еще не хватало, чтобы Джеймс почувствовал боль и из-за этого отменил поездку. Она не хотела, чтобы путешествие сорвалось. Нужно было обязательно навестить родителей Джеймса. Заодно это отвлечет ее от боли. Иначе она просто сойдет с ума. Проехать через полстраны – это идеальная возможность немного забыть о болезни, поэтому не стоило ее лишаться.
Путешествие получилось не просто хорошим, а великолепным. Все вокруг было белым, чистым, искрящимся. Когда они проезжали сквозь горную гряду, Джеймс заметил:
– Где-то в этих горах уже завтра будут наши ребята.
– Ты только посмотри, какая тут красота!
С этим не поспоришь. Описать всю прелесть горного пейзажа просто невозможно. Дорога серпантином взмывала в небо, а потом стремительно падала вниз. Скалы то расступались перед ними, то, казалось, просто нависали над головой. Снег шапками венчал каменные выступы. Каменно-снежное безмолвие завораживало своей монументальностью и величием. Они даже специально останавливались, чтобы выйти из машины и послушать тишину, чтобы наполнить легкие холодным горным воздухом.
– А тебе никогда не хотелось пойти с ребятами на восхождение?
Джеймс засмеялся:
– Ну, нет! Этот вид отдыха не для меня. Я не люблю рисковать понапрасну. К тому же, я боюсь высоты. Меня хватает только на то, чтобы любоваться горами снизу.
– Не знаю. Я никогда не задумывалась об этом, но после того, как познакомилась с твоими друзьями, а потом увидела эти горы... Я думаю, что согласилась бы пойти с ними, – задумчиво улыбнулась она.
 За горами они проезжали равнины, реки, холмы, поселки, города. Алиса то сидела спереди, возле Джеймса, то отдыхала сзади на сидении. Чувствовала она себя нормально. Правда, при малейших намеках на боль в желудке тут же принимала таблетки, стараясь, чтобы Джеймс этого не заметил. Она не хотела портить это путешествие.
На ночь они остановились в каком-то городке. Название Алиса не запомнила. Отель был вполне сносный, посетителей мало. Джеймс организовал ужин в номере при свечах. Это было очень романтично. Впрочем, если говорить о романтике, то ее во время пути хватало.
Утром они продолжили путь и уже часам к четырем дня приехали к месту назначения.
Подъезжая к городу, Джеймс попросил:
– Алиса у меня к тебе будет две просьбы.
– Да, конечно.
– Мне, наверное, придется рассказать… объяснить твое состояние. Хотя бы для того, чтобы тебя меньше тревожили. Мои родители поймут. Ты можешь не беспокоиться, – он заметил, как нахмурилась Алиса, и начал оправдываться. – Нет, конечно, если ты против, я ничего не скажу.
Она немного помолчала, задумавшись, прежде чем ответить. В ее ответе звучала горечь:
– Вероятно, ты прав. Что скрывать?! Все равно ничего не изменишь.
Он нежно погладил ее руку:
– Не думай об этом.
Алиса неопределенно передернула плечами и не ответила.
– А какая вторая просьба?
Джеймс замялся:
– Я не хотел бы говорить о моей удивительной способности. Постараюсь ее скрыть. Слишком мало времени прошло после аварии, и родители до сих пор переживают о моем здоровье, часто звонят. Мне бы не хотелось все сразу вываливать на них.
– Хорошо, давай так и сделаем.
Чем ближе они подъезжали к дому, тем больше волновалась Алиса. Но старалась не показывать этого Джеймсу.
Не успели они подъехать к небольшому домику, как почти сразу из двери вышла невысокая пожилая женщина. Рука у нее по-прежнему находилась в гипсе. Алиса догадалась, что это – мама. Та узнала машину сына и вышла его встретить. За мамой на улицу выбежал и отец. Он был в домашней одежде, только успел набросить на плечи пальто. Джеймс вышел из машины. Когда мама увидела сына с тросточкой, то не удержалась и заплакала. Джеймс помог Алисе выбраться из машины. Увидев, что сын не один, родители остановились, но постарались скрыть удивление. Джеймс подошел к ним, обнял и расцеловал. Алиса осталась на месте.
– Привет, мама, папа! Как я рад вас видеть!
– Сынок! Какой приятный сюрприз! Что ж не предупредил, что приедешь?! – мама не могла сдержать слез.
– Извини, мама! – он сделал едва заметную паузу. – Я вам хочу представить… Знакомьтесь, это – моя жена, Алиса!
Он подошел к ней, обнял и подвел к родителям.
Отец от неожиданности вздернул левую бровь и удивленно смотрел на них. Мама резко вздохнула, чтобы что-то сказать, но осеклась на полслове. Что и говорить, эта новость их просто ошарашила.
Джеймс виновато склонил голову:
– Простите меня, что я не пригласил вас на нашу свадьбу. Мы только позавчера поженились. Это очень длинная история, я все вам объясню. Так получилось. Мы приехали к вам, чтобы извиниться и отметить это событие с вами.
Отец все еще удивленно качал головой:
– Ну, знаешь, сын! Я, честно говоря, такого и не ожи…
Но мама быстро развернулась и сильно дернула его за рукав пальто.
– Прекрати, Рональд! После всего, что Джеймс пережил… Поблагодарим Бога, что он жив. Ничего страшного, что не пригласили. Мы и тут славно погуляем с вами. Главное, чтобы у вас было все хорошо, чтобы вы были живы-здоровы. Это, конечно, весьма неожиданно, но мы очень рады за вас!
Она подошла к ним и поцеловала по очереди обоих.
Отец смутился:
– Ох, точно. Прости меня, Джеймс. Действительно, эта новость так неожиданна! Конечно, мы вас благословляем! Будьте счастливы вместе.
Он тоже подошел к ним, обнял и поцеловал Алису, крепко пожал Джеймсу руку, а потом обнял его и долго не выпускал из объятий.
Два дня пролетели незаметно. Родители Джеймса оказались очень милые, и Алиса с ними хорошо поладила.
Мама долго плакала, когда Джеймс рассказал ей про Алису. И до этого все просто влюбились в нее, а после стали относиться с еще большим вниманием и нежностью.
Днем Джеймс показывал Алисе родной город, дорогие его сердцу места. Вечерами все семейство собиралось вместе за чашечкой чая. Они болтали, обменивались новостями. Атмосфера тут располагала к спокойствию и умиротворенности. Алиса отдыхала душой. Но, к сожалению, не телом. Ее тревожил тот факт, что обезбаливающее приходилось принимать все чаще. Если раньше достаточно было трех раз в день, то сейчас доза удвоилась. На второй день визита Джеймс даже спросил:
– Слушай, извини за вопрос, но я давно не ощущал сильной боли в желудке. Ты чувствуешь себя получше или просто постоянно принимаешь таблетки?
Алиса хотела соврать, но при этом не смогла посмотреть Джеймсу в глаза. Они, казалось, проникали в душу и видели все. Поэтому, она отвела взгляд и уже хотела ответить, как Джеймс вздохнул и сказал:
– Только не вздумай меня обманывать. Даже не пытайся – это бесполезно. Я вижу, что ты хочешь сказать. Послушай, нельзя же пить столько лекарств. Хоть они и помогают, но это ведь сильные препараты.
Алиса только грустно покачала головой.
– Ты забываешь, что чем дальше, тем будет хуже, и я все равно не смогу без них обходиться. А еще я не хочу причинять тебе боль. Когда ты мучишься вместе со мной, я чувствую себя в сотню раз хуже. Я так не могу.
Он крепко прижал ее к себе, и они долго стояли молча. Каждый думал о чем-то своем.
«Конечно, она права. Дальше будет хуже. И что делать, как ей помочь, я просто не знаю. Самое страшное, что никто не знает. Боже! Как же тяжело ей с этим жить! Физическая боль – ничто, по сравнению с тем, что она переживает в душе!» – думал Джеймс. Он смотрел на нее с любовью. Как она похудела. Неудивительно, она ведь почти перестала есть. Щеки впали, под глазами – синие круги. Но, при этом, лицо сохраняло свою привлекательность и очарование.
Мысли Алисы были о Джеймсе: «Как же уберечь его от боли? Что же можно придумать. Должен же быть какой-то выход, какое-то решение». Она боялась, что дальше во время сильных приступов она подвергнет Джеймса опасности.
Утром третьего дня они стали собираться в обратный путь. Прощание оказалось слишком трогательным и горестным. Мама плакала, как ни просил ее отец успокоиться. Алиса тоже еле сдерживалась, чтобы не разрыдаться. Она осознавала, что, скорее всего, это их последняя встреча. Мама обняла их обоих, и они так стояли, пока отец, понимая, что чем дольше они задерживаются, тем больнее расставаться, не сказал:
– Что ж дети, вам пора ехать. У вас еще очень долгая дорога. – А потом тихо добавил:
– Не забывайте нас, звоните почаще! До свиданья!
– Прощайте, – прошептала Алиса.
Казалось, машина отъезжала невероятно медленно. Алиса развернулась и наблюдала в заднее стекло, как вдали тает пара пожилых людей, стоявших на дороге и машущих им вслед. А в ушах непрерывно звучал голос мамы Джеймса:
– Алисонька! Держись, мы тебя очень любим! ...очень любим!

***
Дорога назад оказалась намного тяжелее: морально и физически. Алиса долго не могла прийти в себя после прощания и отвлечься от тягостных мыслей. Уже и пейзажи не радовали.
Хоть домой они приехали не так уж поздно, но были настолько вымотаны и обессилены дорогой и впечатлениями, что практически сразу свалились спать.
Наутро их разбудил телефонный звонок. Джеймс ощутил неприятный холодок в груди. Он не знал, почему, но закралось ощущение, что этот звонок не сулит ничего хорошего. Предчувствие его не обмануло. Звонила Мери:
– Джеймс! – она рыдала, и ее голос дрожал.
– Джеймс! Лавина...
– Что?? Нет! – одно это слово объясняло все. Холодок в душе оно превратило в мороз, который сковал все тело.
– Их накрыла лавина! – слова смешивались с плачем. Она просто не могла говорить.
– Мери! Что? Как? Не молчи!
Алиса тоже проснулась и с ужасом смотрела на Джеймса, понимая, что произошло что-то очень плохое.
Мери с трудом выговаривала слова сквозь плач и рыдания.
– Кевин жив, он вызвал спасателей. Боже!
– А Рей? Майкл? Что с ними? Они живы?
– Я не знаю! Никто не знает. Я улетаю туда. За мной уже приехали! Я буду тебе звонить, как только что-то узнаю! – дальше был слышен только плач, и она положила трубку.
Этот день был бесконечно долгим. Джеймс отвез Алису на плановую процедуру. В этот раз ей было очень плохо. Ему пришлось ждать почти до шести вечера, пока она смогла подняться, чтобы ехать домой. От Мери новостей не было, и от этого Джеймс просто места себе не находил.
Алиса после больницы, обессиленая, отдыхала на диване. Джеймс же не знал, что делать и все крутил в руках телефон в надежде, что тот вот-вот позвонит.
Только поздно вечером раздался долгожданный звонок, несущий новости. Джеймс подозревал, что они будут плохие. К этому он уже подготовился. Голос Мери был абсолютно бесцветным от горя. Но при этом она не плакала. «Похоже, ее накачали успокоительным», – с горечью подумал Джеймс.
– Все плохо, Джеймс. Тело Майкла нашли внизу на скалах. Его снесло лавиной во время спуска. Рея нигде не могут найти.
– Спасатели считают, что он погребен под многометровым слоем снега внизу ущелья. Туда никак сейчас не добраться. Я там была. Они собираются сворачивать спасательные работы. Завтра пойдет третий день после схода лавины. Даже если они начнут раскапывать снег, то не успеют его вытащить. За такое время он просто замерзнет там!
Мери таки сорвалась и зарыдала.
– Я не верю, что он мертв! Я чувствую, что он жив! Пока я не увижу его, я не поверю ни во что! Ты слышишь, Джеймс!
– Да, Мери! Я тоже верю, что он жив!
– Джеймс! О, Боже! Ты же можешь его найти! Помоги мне, пожалуйста!
– Как? Мери, что ты говоришь? Как я могу его найти, еще и с моей ногой? – он был несказанно удивлен, но она продолжала уверенно.
– Ты ведь можешь, должен чувствовать его боль! Если он жив, ты должен что-то чувствовать! Почему ты молчишь?!
Он понял, о чем она говорит. «В этом что-то есть!», – но, увы, в данный момент, не было никаких новых ощущений. Как можно мягче, чтобы не растоптать росток ее надежды, он произнес:
– Мери, извини, но я сейчас ничего не чувствую. Прости!
– Это ничего не значит. Он просто очень далеко отсюда! Он же не настолько близок и дорог тебе, как мама или Алиса. Ты можешь и не слышать его оттуда. Но ты должен прилететь сюда, и ты найдешь его! Я знаю! Я верю! Не убивай мою надежду!
Джеймс понял, что она цепляется за соломинку. Этой соломинкой в этот раз оказался Джеймс. И хоть была она с волосок толщиной, но вера и надежда Мери так отчаянно пытались за нее удержаться, что Джеймсу не хватило духа начать ее разубеждать в безумности и безнадежности этой идеи. Хотя сам он это прекрасно понимал.
– Да, конечно, я лечу! Я сделаю все, что в моих силах.
– Боже! Спасибо, Джеймс, спасибо! – она вновь начала плакать.
Алиса уже проснулась и полностью слышала их разговор. Он сидел на краю дивана, закрыв лицо руками. Она нежно взяла его за руку.
– Ты должен туда лететь! Я верю в тебя. Уверена, что ты найдешь Рея.
Он повернулся:
– А как же ты? Как я могу тебя оставить одну?
– Не переживай, ты же знаешь, что после процедур я несколько дней чувствую себя получше. Все будет хорошо. Ты ведь ненадолго?
– Конечно, меня не будет всего лишь пару дней.
– Ты там сейчас очень нужен! Лети! Сделай все, что сможешь. Ради Рея... Ради меня...

***
Как Мери удалось убедить спасателей привезти Джеймса на место трагедии, оставалось полной загадкой. Но разве это было важно? Единственное, о чем он переживал и о чем думал, сидя в вертолете на пути к перевалу, это то, сможет ли он помочь, сможет ли оправдать надежды женщины. Он понимал, что был ее последним шансом, и боялся, что именно ему придется подвести черту, сделать приговор: «Все, твоего мужа нет в живых!». Джеймс не верил в успех этого предприятия, и с самого начала готовился и продумывал различные варианты того, как он скажет Мери о том, что бессилен что-либо сделать.
Джеймс любовался прекраснейшим видом горной гряды с высоты причьего полета. Да, Рей был прав – красота панорамы неописуема. Хотя трудно понять прелести восхождения: риск, холод, камни – это не для него. Гораздо приятнее насладиться картиной горной природы вот так, сидя в вертолете. Не менее прекрасно и более надежно. Он перевел взгляд на Мери, и мысли тут же вернулись к причине и цели их полета.
Она сидела и отрешенно смотрела куда-то на горную цепь. О чем она думает? Ненавидит ли она эти снежные вершины, на целостность которых покусились трое смельчаков и поэтому поплатились своей жизнью? Надеется ли она сама на успех? Понимает ли, что шанс слишком мал? Ведь прошло уже три дня. Даже здоровый человек с трудом смог бы выжить в этом холоде. А если предположить, что Рей травмирован, потерял сознание, то...
Они приземлились на расчищеную площадку. Это было достаточно большое плато приблизительно посредине горы. Отсюда отважная троица хотела совершить подъем к вершине.
Джеймс выскочил из вертолета и сразу провалился в снег по-колено. Холодный, пронизывающий ветер обжигал лицо. Казалось, что он проникал под куртку и пытался забраться под каждую складку одежды. Это еще больше укрепило Джеймса в мысли, что альпинизм – не для него.
Ходить по снегу Джеймсу было очень тяжело. Больная нога застревала в сугробах и не хотела повиноваться. Он старался скрывать свою неуклюжесть, но ему это плохо удавалось. Мери, понимая, как ему неудобно, наклонилась и извиняющимся тоном сказала:
– Извини меня, пожалуйста, что притащила сюда.
– Ничего, не извиняйся и не обращай внимание. Все в порядке. Забудь! И поверь, я постараюсь сделать все, что в моих силах, – он сделал паузу, не решаясь закончить фразу, – но ты должна понимать, что результат может быть не совсем таким, каким мы хотели бы его видеть.
– Да, я прекрасно понимаю, я даже смирилась с этой мыслью за эти несколько дней, – она сжала губы и потупила взгляд, а потом резко подняла голову, – но я верю в тебя... и очень надеюсь на то, что мы найдем его... живого...
Джеймс промолчал, только кивнул, хотя сам не верил в успех затеи. Он стоял и озирался вокруг. Пытался сориентироваться на местности, адаптировать к новым условиям свои ощущения и чувства. Только теперь он заметил, что все ожидают от него каких-то действий, указаний. Ну да, ведь это он должен руководить этим процессом. Его не торопили, хотя командор робко произнес:
– У вас будут какие-то пожелания, распоряжения?
Ответ Джеймса ошарашил командора. Первое, что он спросил:
– У вас правый сапог жмет ногу? – и продолжил еще более странно. – Или это у меня?
– Да, жмет! Совсем немного. А как вы узнали? – удивился командор, но Джеймс оставил эту реплику без ответа. Он просто кивнул и продолжил:
– Пожалуйста, расскажите, как тут все произошло. Если можно – подробнее.
– Хорошо, – командор повернулся к площадке, где стоял вертолет. – Вот на этой площадке ребята планировали разбить свой последний лагерь перед штурмом вершины. Они собирались переночевать тут и на следующее утро начать подъем. Им оставалось взобраться вон по тому, южному склону. Как вы видите, он достаточно крут и опасен.
Он умолк, заметив удивленный взгляд Джеймса.
– Да, я понимаю, сейчас все выглядит очень красиво, нетронуто, и не создается впечатления видимой опасности. Но не забывайте, что сейчас, после схода лавины, весь склон покрыт плотным слоем снега. Сложно представить, что в тот момент здесь были только голые камни. Кстати, поэтому я не рекомендую подходить к краю площадки ближе, чем на пару метров. Снег может быть неустойчивым и легко начать сползать, вызвав лавину на склоне ниже нас. Это одна из причин, по которой проведение спасательных работ утруднено.
Видимо, последняя фраза служила попыткой оправдания того, что Рей до сих пор не найден.
– Я понял – близко к краю не подходить. А что дальше было?
– Ребята уже почти поднялись на площадку. Первым шел Кевин. Он уже взобрался на плато. Это его и спасло. Он успел спрятаться за выступом скалы, когда лавина настигла их. До последнего момента Кевин пытался вытащить ребят. Но что можно успеть за те мгновения, пока лавина мчится вниз по склону на тебя?
Он замолчал, наверное, представляя себе картину происходящего. Джеймс воспользовался паузой и спросил:
– Вы догадываетесь, как все происходило? Или точно знаете?
– Нет, все, что я рассказал, основано на рассказе Кевина. Ну, а место, где мы его нашли, мы знаем точно. Вон там, та черная скала, торчащая из снега, – он показал на край плато. Потом вздохнул и продолжил:
– Майклу оставалось пару метров до цели. Рей еще находился на небольшом пятачке метрах в десяти ниже плато. Я думаю, что те, кто были на склоне, понимали, что обречены. Взобраться на несколько метров по склону градусов под восемьдесят за такое короткое время практически нереально. Спрятаться негде – это не равнина, где ты можешь перебежать к ближайшему выступу.
Он опять замолчал на некоторое время.
– Лавина проходила немного правее, по той расщелине, – теперь его рука указывала на излом горы, нависавшей над ними.
Джеймс взглянул в направлении, указаном командором. Расщелина – русло лавины, находилась метрах в пятнадцати от места, где они стояли. Она была вся завалена снегом и камнями.
– Их накрыл не эпицентр лавины, их задело крылом. Но все равно сила стихии была слишком большой, чтобы дать им шанс на спасение. Прошло несколько часов, пока Кевин сумел выбраться из-под снежного завала. Он пытался найти ребят, звал их, но, естественно, безуспешно. На его счастье радиопередатчик работал, и он смог связаться с нами. Мы добрались сюда, когда было уже совсем темно. Садиться тут в условиях ветра и кромешной тьмы – это просто самоубийство. Поэтому тогда мы смогли забрать только Кевина, а к основной спасательной операции приступили лишь на следующее утро. Счастье, что мы забрали Кевина вечером. Ночью был сход еще одной лавины, поменьше первой, но тем не менее. Это значительно уменьшило вероятность найти живым еще кого-то.
Джеймс не перебивал и не задавал вопросов.
– Мы нашли тело Майкла внизу. Здесь ниже, метрах в десяти под нами, склон переходит в обрыв ущелья. Там метров сорок вертикального спуска. Майкла бросило на небольшой выступ скалы с противоположной стороны ущелья. Собственно, поэтому мы и смогли его отыскать. Если бы он попал на дно ущелья, то вряд ли мы нашли бы его. Там все завалено снегом. Сколько там снега – пять, десять, пятнадцать метров глубины, не знает никто.
Джеймс понимающе кивнул, а командор тем временем сделал очередную небольшую паузу в рассказе.
– Знаете, скажу вам откровенно, пока Мери нас не слышит. Я на девяносто девять процентов уверен, что Рей находится именно там, в ущелье, под этой толщей снега. Поэтому, извините, но я считаю нашу затею бесперспективной. Я не знаю, что вы можете и как собираетесь его искать, но даже если вы сверхэкстрасенс, то раскопать многометровую толщу снега вам неподсилу. Но, впрочем, это не мое дело. Я буду вам помогать во всем, что скажете, но если это не будет сказываться на безопасности моих людей. К примеру, отдать приказ лезть в это ущелье, когда над тобой нависают тонны снега, готового накрыть раз и навсегда, я не могу. Надеюсь, вы понимаете меня? – он вопросительно взглянул на Джеймса. – Может, это звучит жестоко, но какова вероятность, что Рей жив там, внизу? Около нуля? Стоит ли это того, чтобы похоронить рядом еще несколько человек?
Джеймс тяжело вздохнул:
– С вами сложно спорить. Но давайте сначала я попробую закончить свою миссию, а там посмотрим. Большое спасибо за рассказ. Теперь мне понятна цепь событий и, главное, их месторасположение. Мне нужно будет побывать как можно ближе к месту, где ребята находились в момент, когда их настигла лавина. Вы сможете мне помочь?
– До некоторой степени – да. Но только тут, на плато. Учтите, вниз я ребят не пущу без веских на то оснований.
Джеймс еще раз оглянулся. Мери неподвижно стояла возле скалы и смотрела куда-то вдаль. О чем же она думает? Вряд ли об окружающей их красоте. Скорее, ее мысли были о муже, который находился где-то здесь под тоннами снега. Живой? Вряд ли.
Джеймс с трудом доковылял до черной скалы, за которой нашли Кевина. Его постоянно сопровождали два спасателя. Командор настоял, чтобы к каждому из его сопровождающих был прикреплен страховочный трос. С другой стороны конец каждого из тросов был закреплен у Джеймса на поясе. Джеймс не возражал против подобной безопасности. Ему не хотелось свалиться вниз. По дороге к скале он часто останавливался не только для того, чтобы отдохнуть, но больше для того, чтобы прислушаться к своим ощущениям. Пока ничего необычного не было. Только одно его тревожило. Больная нога начала ныть, наверное, от холода. Странно только, что боль проявлялась гораздо ниже, чем обычно, где-то в районе ступни. Раньше такого не было. Сейчас это было совсем не кстати.
Джеймс остановился за скалой, укрывшись от ветра, и задумался. Трудно было признаться даже самому себе, но он не знал, что делать дальше, у него не было плана действий. Когда он летел сюда, все казалось очень простым: прилетел, почувствовал, где Рей, нашли его, и обратно. Но тут, в горах, было совершенно неясно, куда идти, что делать. Джеймс очень не хотел показать свою растеряность ни Мери, ни спасателям, поэтому с деловым видом дважды осмотрел место, где лавина накрыла Кевина. Естественно, ничего особо интересного он там не нашел.
Что-то нужно было делать, и Джеймс вернулся ближе к вертолету. Мери ждала его с нетерпением.
– Что-то есть? Ты что-то чувствуешь? – она воскликнула с такой надеждой в голосе, что ему даже не хватило сил ответить. Джеймс просто потупил взгляд и отрицательно покачал головой.
– Этого и следовало ожидать, – она отвернулась, чтобы скрыть слезы.
Джеймс молча стоял. Что он мог еще сделать, что предпринять? Да уж. Прилетел, похромал немного и сказал, что ничего не может сделать. Джеймс даже разозлился на себя, на свое бессилие. Как же глупо и несправедливо...
Вдруг он заметил, что нога перестала болеть. Весьма странно, обычно боль так быстро не проходила. А может, это... Может, это не его боль? Ухватившись за эту догадку, как за спасительную соломинку, Джеймс быстро развернулся и поковылял обратно к скале, прислушиваясь к ощущениям в ноге. По мере приближения к камням боль вновь появилась и начала усиливаться. Наверное, никогда в своей жизни Джеймс так не радовался боли. Она означала, что Рей жив, что их усилия не напрасны. Теперь оставалось обнаружить место, где он находился. Вполне возможно, что он без сознания и не может им ответить. Тогда тем более нужно поторопиться, ведь прошло уже более трех дней, как он здесь в холоде, и непонятно, в каком состоянии. Но самое главное, чтобы он был жив! Эта мысль окрылила и вдохновила. Джеймс начал действовать с утроенной энергией. Его возбуждение не укрылось от Мери. Она тут же воспрянула духом и сама.
– Что? Ты чувствуешь его? Он жив?! Где он?!
– Погоди! Не спеши! Мне кажется, что чувствую боль Рея, но могу и ошибаться. Ощущение очень слабое. То ли он далеко, то ли очень обессилел. Сейчас я попробую как-то определить, где его искать! – Джеймс задыхался от переполнявшей его надежды.
Возле края скалы боль была максимальной, но это не позволяло точно определить местонахождения Рея. Однозначно, он был где-то внизу. Скорее всего, командор прав, и альпиниста лавиной снесло в ущелье. Это сильно осложняло задачу. Но как-то нужно было проверить догадку.
– Командор! Я прошу вас, помогите мне спуститься вниз по склону.
– Вы понимаете, что это безумие? Вы уверены, что оно стоит того?
– Да, сейчас я считаю, что Рей жив и, значит, мы должны постараться отыскать его раньше, чем он замерзнет. Действовать нужно очень быстро! Я хотя бы попробую определить точнее, где он.
– Хорошо, сейчас кто-то из ребят начнет спуск, а вы скажете, куда нужно двигаться.
– Нет, вы не поняли. Никто из спасателей не узнает, где он. Даже мне это будет сложно сделать. Я ведь не локатор, мне просто придется очень тщательно прислушиваться к своим ощущениям. Понимаете, я и только я должен спускаться вниз, – Джеймс говорил очень эмоционально, пытаясь убедить командора.
Тот некоторе время задумчиво стоял, принимая какое-то решение.
– Что ж, в конце концов, вы сегодня руководите нашей экспедицией. Я принимаю ваше решение. С вами вниз пойдет Дениэл, вам там понадобится помощь, а остальные сверху будут страховать вас обоих. Но, учтите, у вас есть от силы часа два-три. Если за это время не будет результатов, вам придется возвращаться. Темнеет рано, и очень скоро нам нужно улетать на базу.
– Договорились!
Спускаться, действительно, было очень сложно. Снег был рыхлым. Джеймс проваливался в сугробы, барахтался, пытаясь выбраться, опять проваливался и снова выкарабкивался, чтобы в очередной раз провалиться. Снег и холод обжигали лицо. Руки скользили по обледеневшим камням. Больная нога не давала нормально двигаться. Она не сгибалась и постоянно соскальзывала. Хоть он был обут в специальную обувь с длинными острыми шипами на подошве, но все равно никак не мог приспособиться к этому спуску. Еще и достаточно сильный ветер добавлял неудобств. Хорошо, что рядом был Дениэл – альпинист-профессионал, без него было бы совсем туго. Ну и конечно, он ни за что бы не справился без страховочных тросов, опоясывающих его. Их было два. На всякий случай. И такие случаи возникали один за другим! Раз за разом Джеймс срывался и просто повисал на тросах.
При спуске он наткнулся на крюк в скале. Наверняка, это Кевин или Майкл вбили его. Значит, он идет сейчас точно по их следам.
Джеймс постоянно прислушивался к боли в ноге. Она становилась сильнее и сильнее. Возле самого края ущелья она стала просто нестерпимой. Кроме всего прочего, добавилась боль в позвоночнике, болели ребра, слегка побаливала правая рука и сильно болела голова. Значит, он на правильном пути! Рей жив и он где-то рядом. Джеймс начал опасаться, что если Рей находится внизу ущелья, а боль уже сейчас такая сильная, то он просто не выдержит ее, когда будет рядом с ним.
Чем ближе Джеймс приближался к обрыву, тем очевиднее становилось, что на краю он удержаться не сможет, ну, разве что повиснув на тросах. Снег свисал над пропастью, как козырек. Даже коснуться его ногой было страшно, казалось, он тут же рухнет вниз. Один раз нога Джеймса потеряла опору, соскользнула, и тут же огромный пласт снега съехал и оборвался вниз. Джеймс замер, а Дениэл покачал головой и показал знаками: «Будь осторожен! Так можно вызвать большой оползень». На этом ветру они старались больше общаться жестами.
Совсем недалеко от Джеймса небольшой участок края скалы был относительно чист. В этом месте снег все-таки не выдержал и обвалился. Джеймс обернулся к Дениэлу и тоже жестами показал, что попробует добраться туда. Тот кивнул, одобрительно подняв большой палец руки вверх. Джеймс начал движение, но осуществить задуманное было не так-то просто. Ветер, снег, усталость требовали остановки. Хотелось хоть на пару минут зарыться в снег и отдохнуть. Больше всего сводила с ума боль в ноге. В глазах темнело, казалось, еще чуть-чуть, и сознание покинет его. Еще три метра, два, метр. Ура! Он уже почти на месте. С большим трудом Джеймс закрепился на небольшом пятачке прямо на краю обрыва. Он стоял на каменном карнизе сантиметров тридцать шириной. За спиной была почти вертикальная скала. Джеймс не любил высоты, и сейчас он с большим трудом превозмогал страх. Отдышавшись, он заставил себя наклониться и взглянуть вниз ущелья. До снежной поверхности было метров тридцать, не меньше. А сколько еще толщина снежного пласта? «Да-а, командор прав – если Рей находится внизу, то найти и достать его оттуда почти невозможно», – с какой-то безысходностью пронеслась в голове мысль. Резкий порыв ветра чуть не сбросил его с карниза, благо, страховка удержала. Джеймс в ужасе отпрянул назад и прижался к скале спиной, тяжело дыша. Ноги дрожали и подкашивались от страха, боли и усталости. Нет, уж! Такой вид отдыха однозначно не для него!
Чтобы не свалиться вниз, нужно найти лучшее место для остановки. Он осмотрелся вокруг. В нескольких метрах правее от него выдавалась вперед небольшая скала. Она, словно небольшой курносый носик, выступала и приподнималась у края обрыва. Этот выступ задержал собой кучу каменных обломков, скал, ледянных кусков, и в результате образовался небольшой перевал. Что за ним, с места, где стоял Джеймс, видно не было. Но возле этого завала можно найти место гораздо лучше и удобнее, где можно немного отдохнуть. Джеймс помахал Дениэлу, который все еще спускался к краю ущелья, и показал, что собирается делать. Тот одобрительно кивнул и в свою очередь начал двигаться в сторону площадки, где сейчас стоял Джеймс.
Добраться к выбраной цели не составило большого труда. Присев на гранитный утес, торчащий из нагромождения камней, Джеймс пытался сосредоточиться и прийти в себя. Он не замечал ни красот, окружавших его, ни высоты, на которой находился. Тело просто выкручивало, так ему было плохо.
Джеймс оперся на большой валун и перегнулся, чтобы взглянуть, а что же там, на другой стороне завала. Ничего особо интересного: сразу за камнями была расщелина. Неглубокая ниша в скале, к тому же, занесенная снегом. Нет, перебраться через эту груду камней Рей не успел бы никак. Наверное, командор прав: Рей лежит внизу. Сегодня до наступления темноты они его найти не успеют. А до завтра Рей может не дотянуть. Нужно срочно связываться с командором и уговаривать его, чтобы Джеймса спустили вниз. Возле этих камней достаточно удобное место для спуска. Есть большой риск оказаться под снежным обвалом, но другого выхода не было.
Он начал поворачиваться, чтобы переговорить с Дениэлом. Вдруг его внимание привлекло то, что заставило сердце учащенно биться. Из-под камней, которые нападали в расщелину, выглядывал кусок спального мешка. Не может быть! Только теперь он заметил, как неестественно насыпана горка снега чуть выше в проломе. Это явно кто-то разгребал снег. У Джеймса перехватило дыхание. Он нашел Рея! В том, что это был он, Джеймс не сомневался ни секунды.
От радости Джеймс напрочь забыл про ветер и изо всех сил закричал:
– Дениэл! Скорее сюда! Рей здесь!
Холодный сильный ветер, не церемонясь, заткнул ему рот. Но Дениэл услышал и поспешил к нему.
Джеймс прислонился спиной к скале, поднял глаза к небу. Ветер-пастух безжалостно подгонял куда-то на ночлег свою отару облаков. Вечерело. Но в душе Джеймса ярко сияло солнце. Наплевать на надоедливый ветер, на острые камни, которые больно вдавливались в спину, на усталость, на боль, которая наполнила собой все тело. Он испытывал чувство огромного удовлетворения. Счастье. Именно в такие минуты понимаешь значение этого слова.
Дальше его миссия была окончена. В дело вступали профессионалы-спасатели. Джеймсу помогли подняться наверх. Не успел он выбраться на плато, как Мери тут же бросилась к нему:
– Как он? Он жив?!
– Я не видел Рея. Его сейчас поднимут наверх. Но я чувствую его боль, а это значит, что он жив!
– Спасибо тебе! Как же я тебе благодарна!
Она обняла Джеймса и, уткнувшись в меховый воротник его куртки, зарыдала.
Сидя у илюминатора вертолета по дороге домой Джеймс смотрел на белые спины гор. Они отвернулись от людей из-за того, что те у них забрали добычу. Да, люди отобрали Рея у гор, но еще было непонятно, успели они вовремя или нет, выживет он или нет. Рей был в критическом состоянии. Он находился без сознания с сильнейшим обморожением рук и ног, одну ногу раздробило камнями. Нужно как можно быстрее доставить его в больницу. Время шло не на часы, а на минуты.
Джеймс не переставал удивляться, насколько причудливый пасьянс разыграла судьба с ними. Если бы Рей не сломал руку во время эксперимента, то, скорее всего, тогда бы погиб, а так Джеймс получил невероятную способность, которая помогла спасти Рея сейчас.

...

Часть 7:
http://www.proza.ru/2013/10/22/164


Рецензии