Десятый день нового года

 Это единственный день в году, когда Тора предписывает своим детям не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.В канун Йом Кипур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня — строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.Йом Кипур, день Искупления, заканчивался. Уставшие от тяжелого,длившегося целые сутки поста, люди стали читать «Неила», заключительную молитву этого дня. Багровое солнце запуталось между высокими тополями – еще немного, и спрячется совсем. Но рэбэ Мордехай, окруженный своими учениками, казалось, не замечал, что Йом Кипур уходит, что от него почти ничего не осталось... Он молился долго, с плачем и криком, как будто хотел одолеть какую-то преграду, и все не получалось... Великий день искупления грехов и Высшего суда. Глядя на него,его ученики тоже стали молиться с удвоенной силой, и дрожь их голосов передалась другим евреям, стоявшим под деревянными сводами синагоги. Волнение, как волна, перекатилась на отдельно стоящую женскую половину, которая сразу поняла – пахнет бедой. И стены задрожали от женского плача.
Все повторяли одну фразу – и мудрецы, и простаки, и старые, и молодые:
– Аба, рахем на! Всевышний, Отец, смилуйся!- Евреи смеются от горя только тогда,когда можно плакать.
 Был в этот день в синагоге вместе со всеми один паренек-пастушок,недавно приеховший из села шо в самостийной Украине, который знал о еврействе своем только то, что он еврей. В хедер его родные там не посылали, а может, и не было у него родных. Университеты он проходил под открытым небом, наблюдая за повадками разной живности, которая находилась на его попечении. Он мастерски подражал блеянию овцы или мычанию коровы. Но больше всего любил этот еврейский хлопчисько крик петуха -за звонкость и заливистый задор.
И вот вдруг сейчас увидел он, что взрослые серьезные мужчины плачут, как дети малые, и зовут Отца. Разволновался пастушок, и вырвался у него крик из самой глубины сердца:
– Аба, рахем на! Ку-ка-ре-ку!!!
Вы видели когда-нибудь,что бы евреи обомлели?. Мужчины вздрогнули, а женщины стали прикрывать детей платками и пробираться к выходу. А когда люди поняли, кто закукарекал, то принялись ругать парня и даже хотели вытолкать его из синагоги в шею. Но он крикнул со слезами:
– Я ведь тоже еврей!
Тут старый Мойша за него заступился, и его оставили.
А рэбэ? Оказывается, он уже спешил закончить молитву, и ученики за ним следом. Лицо рэбэ Мордехая светилось. Волны веселья и спокойной радости разлились по всей синагоге.
Потом, оставшись наедине с учителем, ученики спросили рэбэ Мордехая о причине затянувшейся молитвы. Он рассказал им вот что. В Йом Кипур ему дано было узнать, что большой обвинитель  поднялся против одной еврейской общины, и ей грозит полное истребление – то ли от рук гайдамаков, то ли от другой нечисти.
Он стал молиться, чтобы отменить ужасный указ. Но тут поднялся обвинитель еще больше прежнего – уже против самого рэбэ Мордехая. Дело в том, что старец Мойша советовал многим евреям селиться в деревнях и брать в аренду мельницу или корчму. Это было нужно для того, чтобы проникнуть в самую темень и глубь этого мира и очистить его соблюдением заповедей и простой молитвой. Обвинитель, однако же, утверждал, что, оказавшись на отшибе, евреи вообще позабудут о своем еврействе.
Рэбэ ничего не мог поделать с этим обвинением, поддержка учеников не помогала. И вдруг появился еврейский хлопчисько из самостийной Украины – как раз из таких, о которых твердил обвинитель, и сказал своим криком:
– Отец, я все помню! Ку-ка-ре-ку!
Тут железные засовы и преграды разлетелись в прах, молитвы евреев поднялись в недостижимую высь, пришел мир и спасение...
— Рэбэ,-застонал старый Мойша,- у меня такие проблемы, такие проблемы!Я не могу с этими проблемами справиться! Что мне делать, Рэбэ?
— Мойша, Бог посылает каждому проблемы по его силам.
Так что одно из двух:либо ты таки можешь справиться с проблемами,либо это не твои проблемы.
 - Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!..........- И все дружно засмеялись.
 - Ничего смешного,- сказал рэбэ Мордехай,-Здесь нет насмешек. Здесь есть уважение к мудрости и к нашему юмору, в котором смех граничит с желанием задуматься.
Заходит и садится солнца — после этого уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы.... Раздаются звуки шофара, и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».
— Мойша,я пошла….Мной овладела тяга к перемене места.....- сказала Сара и вильнула бедрами к выходу.
— Ой, Сара! Как ты культурно назвала свое шило в заднице!- шепнул ей Мойша и они пошли....
 

 


Рецензии