Духи предков и единство миров маконде

Если выехать из столицы Танзании Дан-эс-Салама, уютно расположившейся на берегу Индийского океана южнее того места, где африканский континент перетянут невидимым поясом экватора, - на север, то километров через пятнадцать у обочины шоссе, справа появится деревянная фигурка -указатель. Вытянутая жестом регулировщика  движения рука стилизованной полутораметровой статуи призывает вас обратить внимание на глинобитные хижины, расположенные метрах в пятидесяти от дороги.Это одно из поселений племени маконде. Профессионально занимающихся резьбой по дереву.
Домики под соломенными крышами, женщины, хлопочущие по хозяйству, играющие дети - все это на заднем плане. Перед ними в тени баобаба несколько мужчин, сидя на земле, вырезают деревянные фигурки. Ближе к дороге - «магазин-салон», если его так можно назвать из-за его «неприхотливости» и спартанского вида: здесь и находятся готовые к продаже скульптуры, выставленные для обозрения и продажи. Резчики привыкли к частым посетителям и не прекращают при них свою работу. Торгует, как правило, специально выделенный для этого человек - молодой африканец, знающий несколько фраз по-английски. Делает же он свою работу с каким-то особым достоинством…
МАТЬ ДЛЯ МАКОНДЕ- БОГИНЯ
Давным-давно, когда на свете еще никого не было, в долину реки Рувума пришел прародитель людей. Своим внешним видом и образом жизни еще мало похожий на человека: грязный. Заросший волосами, он, как дикий зверь, бродил по зарослям в поисках пищи и безопасного ночлега. Наконец, утомленный скитаниями и одиночеством. Он вырезал из корневища фигуру подобного себе существа и оставил у изголовья на ночь. Под лучами солнца  деревянная фигура ожила и превратилась в прекрасную девушку. Обрадованный мастер немедленно помылся. Принарядился, построил жилище и взял девушку в жены. Но дети их рождались мертвыми до тех пор, пока эта пара не поднялась от реки на плоскогорье. И тогда счастье поселилось в их семье: все дети росли крепкими и здоровыми. Так начался род маконде…
Эта легенда не только в художественных образах рассказывает историю «сотворения мира», как ее представляют маконде, но и объясняет  некоторые стороны жизни и традиционного быта этого народа. Маконде действительно никогда не селятся  близ рек и водоемов, зато не знают такой распространенной в африканских низинах болезни, как малярия. До сих пор, маконде, обитающие в сельской местности, хоронят покойников стоя, чтобы им, как и фигуре их прародительницы, было легче вступить в новую жизнь. А поскольку своим существованием они обязаны  этой легендарной прародительнице, матери  у племени маконде пользуются всеобщим уважением, а после кончины обожествляются. На эту особенность в конце позапрошлого века обратил внимание географ и натуралист Д. Ливингстон, совершивший несколько путешествий в глубь африканского континента в   поисках истока Нила. «Маконде отнсятся к своим умершим как к богиням». - отмечал он.
МАГИЯ ЧЕРНОГО ДЕРЕВА
Выбор болванки из черного «железного» дерева, чрезвычайно плотного и тяжелого. Для мастера маконде очень важное дело. Он тщательно изучает структуру, особенности приглянувшейся  ему заготовки. Рисунок дерева  подчас определяет тему и композицию будущего произведения. Когда все продумано,  резчик сразу набело, без каких-либо подготовительных набросков приступает к воплощению своего замысла. Основными орудиями труда служат ему нож, стамеска и еще один оригингальный инструмент - что-то среднее между долотом и молотком.
Придерживая стоящую на земле заготовку левой рукой, скульптор сильными и точными ударами долота-молотка начинает оживлять дерево, подчиняя древесину своей творческой воле. Каждый удар  требует идеального глазомера в сочетании с немалым физическим усилием. В зависимости от размера и сложности композиции работа длится от одной до нескольких недель.
Мастерство резчиков-0макондетак высоко, что они могут точно передавать эмоциональный настрой персонажа. Реальность в их творчестве замысловато переплетается с фантастической, образной символикой, навеянной безлунной африканской  ночью с ее мрачной таинственностью, шумами, шорохами и голосами иной, скрытой от человека  жизни, ритуальными танцами вокруг затухающего костра, преданиями старины. В сюжетах маконде  духи предков свободно общаются со своими протомками, а души живых вступают в контакт друг с другом как самостоятельные существа,
Единство миров настолько ощущаются в этой скульптуре, что поневоле проникаешься доверием к легенде, повествующей  о происхлждении самих маконде.
С детских лет молодой маконде постигает закон племени: беспрекословное подчинение старшим, уважение к женщине, стойкость в преодолении к трудностей. В ходе ритуала инициации юношей и девушек раздельно отдают  на несколько месяцев в своеобразную школу-интернат, где они получают от старших наставления и наказы, выраженные в песнях, танцах, сказках, а также фигурках, вырезанных из магического черного дерева. В конце проводится экзамен на зрелость: перед «выпускником» ставят различные по композиции, содержанию и тематике деревянные или глиняные фигурки, смысл которых ему надлежит распознать и публично объяснить.
Редкий маконде не занимается резьбой по дереву, навыков которой передаются  из поколения в поколение. Вначале мальчишкам разрешается работать только с мягким деревом, терпеливо учат постигать его секреты. С настоящим художником. Верят маконде, дерево может разговаривать и даже способно подсказать ему сюжет произведения. Особенно это относится к «черному» дереву, очень капризному и сложному в обработке. Тут надо показать свою волю, преодолеть его сопротивление. Это происходит с годами благодаря упорному труду.
Сюжеты скульптур маконде разнообразны и зачастую непросты для толкования. Но суть их в общем одна: нелегкая жизнь простого человека, его труд, его проблемы. Под резцом мастера оживают картины быта африканцев, выявляются взаимоотношения и связи людей друг с другом. Один из наиболее популярных сюжетов - семья, изображенная в виде переплетенных, подобно ветвям дерева, фигур живых и умерших ее членов. «Древо жизни» маконде может достичь двухметровой высоты - все зависит от количества предков и потомков, да и от размера болванки «черного» дерева. Искусно вырезаны  лица людей - ни одно не повторяется, Каждое обладает не только внешним сходством с оригиналом, но и отражает его характер. В центре композиции обычно присутствует женщина - прародительница клана.
Получили гирокую известность мифические сюжеты скульптуры маконде, которые обозначаются общим термином «щетани», что в переводе с суахильского языка, на котором говорят маконде, означает дух или дьявол. Добрые и злые духи часто «посещают» скульпторов маконде и советуют им, каково должно быть изваяние. Огромное значение придается сновидениям. Маконде считают, что именно в эти часы душа человека раскрепощенно общается с «тем» миром. Нередко устраивается общественное обсуждение и толкование сна, особенно поразившего кого-либо из резчиков.
ПОЧЕМУ МАКОНДЕ «ОСЕЛИ» НА ПЛАТО
История маконде до сих пор мало изучена. Пока достоверно неизвестно, когда и почему их предки пришли в Восточную Африку и осели на плоскогорье, названом впоследствии их именем. Гористое плато Маконде. Протянувшееся  вдоль побережья Индийского океана, рассечено почти надвое одной из больших африканских рек - Рувумой. Сейчас по ней проходит граница между Танзанией и Мозамбиком, в пределах которых и живут полмиллиона маконде.
Более трех столетий они были вынуждены постоянно бороться против чежеземных завоевателей, которыеискали в этих местах мифические сокровища древних африканских цивилизаций, слоновую кость и, главное, «черное золото» - рабов. В конце 19 века сюда явились европейские колонизаторы. Наступили мрачные годы угнетения коренных жителей. Дискриминации и унижения их самобытной культуры.
Трагедия маконде усугублялась тем, что они были «разорваны» европейскими захватчиками: португальцы поработили Мозамбик, а англичане прибрали к рукам обширные территории к северу от негою. И те, и другие побаивались свободолюбивых маконде, культивируя вымыслы будто эти «кровожадные дикари» практикуют людоедство, называя их колдунами и утверждая, что даже случайная встреча с маконде  - дурное предзнаменование. Хотя кто знает сейчас, как там было в те времена? Ведь маконде в белом человеке видели врага - это факт и, кстати, именно племя маконде в итоге изгнало колонизаторов не только из своих мест. Но и с территории всей Танзании.
Ведь до сих пор в глухих уголках страны маконде украшают лица и тело замысловатой татуировкой, остро затачивают передние зубы, а взрослые женщина вставляют в верхнюю губу округлые деревянные пластинки, нередко достигающие семи сантиметров в диаметре. Ведя замкнутый, отшельнический образ жизни  на труднодоступном плато, придавая себе необычный, грозный вид, маконде, наученные многолетним горьким опытом общения с чужестранцами, преследовали и преследуют лишь одну цель - отстоять свою свободу. Но сейчас это миролюбивые, гостеприимные и добродушные люди.
У маконде никогда не было единого верховного вождя, а также господствующего клана. Каждая деревня представляет собой независимую административную единицу, во главе которой стоит вождь. Жители разных поседений  сходятся крайне редко, пожалуй, только на обязательные  для всего клана церемонии, например, для совершения обряда инициации, знаменующего  совершеннолетие юношей и девушек.
По традиции девушки-маконде выбирают себе спутников жизни. После свадьбы муж переходит в деревню или в клан жены. Родство у маконде считается только по материнской  линии. Не случайно женщины маконде  с давних времен имеют сильное влияние на своих мужей, что нередко прямо отражается на решение различных вопросов в совете старейшин.
Свои селения маконде обсаживают  густым колючим кустарником, сквозь который  к ним не сможет пробраться ни человек, ни зверь. Нередко замаскированные проходы тщательно охраняются и днем, и ночью. Круглые и прямоугольные глинобитные хижины  разделены на три-четыре помещения, к каждому примыкает закрытый двор. Все дома располагаются по кругу, в центре которого старейшины собираются на совет.
Природа не балует маконде: их земли засушливы, поэтому питьевую воду приходится носить за много километров. И все они выращивают кукурузу, сорго, кассаву, которые служат их основной пищей. В любой. Даже самой крохотной деревушке есть фруктовые деревья, а у каждой хижины - непременная цветочная клумба. Не от этой ли красоты идет хкдожественный дар резчиков?
Они не боятся смерти, так как верят, что это не конец полученной при рождении жизненной силы, но лишь переход ее в другое состояние. Связи с душами умерших нужно всячески укреплять, ибо, если они ослабеют, добрые духи могут превратиться в злых и принести племени неисчислимые бедствия. Кенийский исследователь Джорж Мбити так описывал представление о воздействии обиженных духов: ветер гонит их по земле, как осенние листья, закручивает в смерчь, олицетворяющий  совокупность сил зла, подготавливающих нападение на людей. Именно эти силы поражают их мором, засухой и землетрясениеми.
Поэтому подобно прародителю племени, вырезавшему некогда из дерева первую скульптуру, сегодняшние мастера-маконде стремятся оживить не только дерево, но и холст  силой любви и страстной надежды, которой помогает только их «черное дерево», только сделанные их руками великолепные и загадочные магические фигурки, имеющие душу…
Слава ОРЛОВ,
Галина Остякова
ФОТО HENRI-PIERRE RODRIGUEZ


Рецензии