Встреча с орланом. Золотое кольцо

  Гордостью любого музея средней полосы России является представленное в отделе природы чучело громадной птицы, всегда эффектно выделяющееся среди других экспонатов. На табличке указано, что эта птица называется орлан - белохвост и она занесена в Красную книгу России. Смотришь на этого красавца, и  просто не верится, что такая крупная птица живет в окружающей нас природе. Действительно размеры орлана поражают: длина тела составляет от 70 до 90 сантиметров, размах крыльев — от 200 до 230 сантиметров, масса — от 4 до 7 килограммов. Посетители музея, как правило, запоминают этот замечательный экспонат, и большинство из них были бы рады увидеть его в живой природе, но орлан - белохвост птица достаточно редкая, и увидеть её удается не всегда. Мне же посчастливилось наблюдать эту птицу четыре раза, а кроме того, и я видел её гнездо.
  Уже давно от одного из жителей деревни, где я проживаю в летний период почти всю жизнь, я слышал историю, как местные мальчишки разорили громадное гнездо, находящееся недалеко от тропы, проходящей через лес к соседней деревне, но чье это было гнездо, никто конечно не знал. Расспросы о том, где и в каком конкретном месте было это гнездо, ничего мне не дали, рассказчик просто говорил, что гнездо было недалеко от реки и что его было видно с тропинки. Я знал эту тропу, но ходил по ней редко, и поэтому при первом удобном случае пошел в указанное место, но ничего там, разумеется, уже не нашел. Прошло несколько лет, и я совсем забыл об этой истории, но теперь проходя по этой тропинке, всегда вспоминал рассказ об этом диковинном гнезде и, конечно, сожалел, что не успел увидеть его.
   Находясь в деревне, часто наблюдаешь, как над лесом, расположенным вдоль берегов реки, и над полями кружат коршуны, изредка видишь прекрасных цапель, летящих над долиной реки, лет десять назад в нашей деревне еще жили аисты, очень часто чайки летят со стороны Волги на охоту на речные омута. Понятно, что в таком достаточно большом количестве пролетающих или живущих в округе птиц трудно заметить редкую, хотя и крупную птицу, какой является орлан – белохвост. Иногда, правда, видишь, как примерно в километре от деревни над рекой летают какие-то крупные птицы, но издалека трудно разобрать какая это птица и думаешь, что это кружат коршуны.
  Однажды зимой в начале 80-х годов, катаясь на лыжах по проложенным в лесу лыжным трассам, я решил проехать через один из лесных массивов и выехать на поле. Участок леса, который мне предстояло пересечь, был совсем небольшой – менее полукилометра, но лес здесь был глухой: небольшие болотца, заросли подлеска, громадные ели и сосны, поросшие лишайниками, кроме того, этот лес даже летом и осенью редко посещался человеком по причине практического отсутствия грибов и ягод. Изредка зимой я видел здесь следы охотничьих лыж, но по следу было видно, что охотник просто проезжал напрямик этот лес.
  Я не спеша ехал по этому совсем неприветливому лесу, было очень тихо, казалось, что я нахожусь очень далеко от цивилизации, а лес тянется на многие и многие километры. Иногда, прислушавшись, я слышал стук дятла и, подъехав поближе, видел на сухом дереве его красную шапочку и пестрое оперение. Вот впереди показался просвет между деревьями, и я понял, что скоро выеду на поле. И тут я остановился, услышав где-то высоко на дереве шорох и, подняв голову, заметил белку, перемещающуюся по вершинам. Наблюдая за ней, я неожиданно для себя увидел на вершине сосны громадное сооружение из палок и сучьев – его диаметр был не менее двух метров. Осмотрев место под гнездом, я понял, что в гнезде никто не живет, впрочем, была середина зимы и рассчитывать, что громадная птица может жить и находить пищу среди снегов, было совершенно нереально. Конечно, я догадался, что такое же гнездо было разорено местными мальчишками. Я объехал вокруг гнезда не переставая удивляться его размерам, а затем поехал дальше и, выехав на поле, запомнил это место, чтобы вновь прийти сюда.
  В череде летних забот мне так и не удалось побывать здесь на следующее лето, но теперь зимой я хоть бы раз в году, но приезжал посмотреть на это гнездо. Проходили годы, у меня подрастала дочь и однажды зимой мы приехали сюда на лыжах, и я был рад, что десятилетний ребенок увидел такую чрезвычайно редкую постройку.
  А несколько лет до этого нам довелось увидеть орлана – белохвоста достаточно близко, все эти встречи были для нас неожиданными и поэтому запоминающимися, а самый интересный случай произошел уже в середине 90-х годов. В тот год в лесах был небывалый урожай малины, даже далеко от деревни ходить для этого не требовалось, причем малина была по качеству просто прекрасная: душистая, сладкая – объеденье, а не ягода! Когда все более-менее близкие малинники были уже обобраны, я решил в качестве экскурсии пойти на другую сторону реки, и был поражен количеству малины, созревшей там, кроме того, места в которых росла малина, были не только живописны, но и мало посещаемы людьми - я назвал их «Наш сад». На следующий день я предложил своей уже подросшей дочери пойти вместе со мной, что мы и сделали. Набрав по трехлитровому бидончику и, разумеется, вдоволь наевшись замечательных ягод, мы уже собрались уходить, но тут я решил пройти немного дальше и полюбоваться видами, открывающимися с высокого берега, а затем, спустившись к реке, перейти её по мелководью и вернуться домой другой более легкой дорогой.
  Пару слов скажу о растительности тех мест, потому что редкость посещения их человеком привела к тому, что такого количества редких растений в других местах просто не наблюдается. Мы шли через заросли цветущего синими цветами аконита, тут же встречались растения вороньего глаза с похожими на крупную чернику ягодами, кое-где на земле были видны казавшимися покрытые воском листья копытня европейского, рядом с ним были места, сплошь покрытые листьями ландышей, и, наконец, на ветвях невзрачного на вид кустарника, называемого волчьим лыком, уже начинали краснеть ягоды. Все эти растения очень ядовиты и казалось, что сама  природа с какими-то ей известными целями специально спрятала их сюда подальше от людских троп и глаз.
  Наконец, мы подошли к реке, которая в этом месте неторопливо течет, проходя через ряд длинных бочагов, в тихой воде которых плавают листья кувшинок и отражаются облака. И тут мы увидели то, за чем специально можно было бы прийти: из зарослей высокой травы раздалось кряканье, и выводок утят во главе с уткой выплыл на середину бочага, мы посмотрели в их сторону и увидели цаплю, стоящую недалеко от берега на мелководье, и выглядывающую в воде себе добычу. Все это было в нескольких метрах от нас. Конечно, мы с дочерью замерли, и стояли не шелохнувшись, наблюдая за происходящим, при этом сожалея, что нам все же придется нарушить покой этих птиц. Наконец, мы решили двинуться дальше, и в это время какая-то тень мелькнула в воздухе, и неожиданно громадная птица появилась прямо над утиным выводком. Нет, мы не успели даже крикнуть, но, вероятно, орлан, в последний момент, увидав нас, всё же решил прекратить свою охоту. Как зачарованные мы наблюдали, как орлан полетел вдоль реки и скрылся за поворотом. Утки спрятались в зарослях, а цапля, взмахнув крыльями, медленно перелетела чуть подальше и опять встала на мелководье. Снова на реке наступила тишина.
  К сожалению, мы стояли лицом к солнцу и поэтому разглядеть орлана смогли только в последний момент его несостоявшейся охоты. Но все равно мы были очень довольны увиденным: ведь мы видели орлана не только очень близко, но и в момент его охоты! Раньше же мы видели его сидящим на деревьях, и он подпускал нас на расстояние около двадцати метров, после чего, взмахнув громадными крыльями, поднимался в воздух.
  Увы, но все это было уже давно, три года назад летом я был у сосны, где находилось гнездо орлана, но, ни самого гнезда, ни его следов  не нашел. Самое страшное, что ураган 2009 года уничтожил большую часть леса, расположенного на берегах реки, повалив множество деревьев, и вряд ли гнездо орланов, в том случае, если они сделали его в другом месте, могло при этом уцелеть.
  В заключение отмечу, что такая редкая и, безусловно, красивая птица долгие годы жила достаточно близко от деревень и только лесная чаща спасала её от ненужного внимания человека.
  Указанные события происходили  на реке Колокше вблизи деревни Демино, в окрестностях которой находится сейчас известный центр лыжного спорта.
 К сожалению, из-за отсутствия фотоаппарата, мы не смогли запечатлеть эту интереснейшую птицу.


Рецензии