Что тебе снится, крейсер Аврора

                ЧТО ТЕБЕ СНИТСЯ, КРЕЙСЕР  АВРОРА.......
Пассажирский поезд Владивосток  –Москва нёс меня на запад.
Я сидел на кончике деревянного лежака  в купе,   еле переводя дыхание после стремительного бега к последнему,  общему  вагону. На нашей станции поезд стоял одну минуту .   Я ехал в Биробиджан.   Мне страстно хотелось увидеть моих друзей, еврейских мальчиков, с которыми я учился в школе до 9-го класса. В посёлке Николаевка, где сейчас жила наша семья, еврейских мальчиков не было. Население посёлка  наполовину состояло  из бывших уголовников, которые работали на единственном предприятии –Тунгусском лесозаводе номер 8, вторая половина –высланные из Львовской области ,  якобы за связь с бандеровцами,  украинцы, работающие на том же заводе.   
Станция Николаевка находилась в 8-ми километрах от посёлка , эти километры я и прошёл,  чтобы сесть на поезд.  В такую  глушь нашу семью выслали из Биробиджана,  предварительно,  за неосторожно сказанное слово,   исключив из партии и сняв с работы моего отца, бывшего политрука танкового батальона, к счастью, вернувшегося живым с войны.
Отдышавшись, я осмотрелся.  Передо мной сидели за столиком у окна вагона  четверо.  Трое были  в майках , лишь один – в полосатой пижамной паре. На  столике  у окна лежали свежие огурцы, зелёный лук, большая,  почти квадратная булка хлеба,  явно  местной выпечки, бутылка  “сучка”-  водки, известной под таким названием,  якобы изготовленной из древесного спирта.
Татуировка на груди и руках самого пожилого из четырёх  сразу меня насторожила. Я не поздоровался, боялся сразу выявить мою национальную принадлежность, произнеся букву” Р”, лишь кивнул головой.  Мне ответил человек в пижаме,  остальные были заняты сервировкой “стола.” 
На всех был один гранёный стакан. Первым выпил самый молодой, его называли Витенька. За ним Сашок, потом человек в пижаме, которого все называли Борисoм  и, последним, – татуированный  пожилой   Коля . Водка “не пошла “лишь у Бориса,  о чём он многократно и с сожалением повторял.
В это время поезд остановился на станции Дежнёвка,  уже на территории Еврейской Автономной Области.  Ниже названия станции на русском,  была надпись на еврейском языке.  Витенька  это заметил, повернулся ко мне и спросил:  -“Слушай, парень, что это за буквы”?
Преодолевая себя, я ответил, сильно картавя: -  “Это еврейские буквы, здесь Еврейская область” .
-“Да, далеко  “Ус”  загнал евреев” - вдруг отвлёкся от еды  Коля.  В это время я услышал из соседнего купе  хриплый, пропитый голос, несомненно принадлежавший уголовнику : - “Биробиджан –это старый еврейский город,” - и дальше шла грязная нецензурщина.  Я замер,  но в нашем купе никто не произнёс ни слова,  с аппетитом ели свежие огурцы и лук с хлебом, всё купленное,  как оказалось, на перроне станции Амур, после Хабаровска.
Как я понял из разговоров,  весь вагон состоял из бывших заключённых лагеря под Охотском,   освобождённых Берией после смерти Сталина .
Они работали на рыбзаводе,  разделывали кету- амурского лосося, сельдь, по которой ходили, так её было много.  Заключённые не голодали. Витенька рассказывал, какую часть красной рыбы он оставлял себе на обед. Левая рука у него была без одного пальца,  очевидно, отрезало при разделке рыбы.
Борис ехал дальше всех – в Ленинград .
-“Приехали бы вы ко мне до войны, я бы встретил вас в своей кают –компании на моём корабле, а сейчас не знаю, кто меня ждёт”- печально произнёс он, когда трапеза закончилась.
-Где ты такую пижаму отхватил, ты , как интеллигент в ней – внезапно спросил Сашок .
- Пошил из матраса , помогли наши портные -ответил Борис.
-А что ты будешь жрать потом , ехать  то долго?
- Есть пару рублей, продам телогреечку, кошелёк из рыбьей кожи- подарок, продам. Доеду. А ты как?-спросил Борис.
 -Мне близко. Я сойду в Большом Невере, это- рядом со Сковородино, восстановлю водительские права и сяду на машину. Там большая трасса на Якутск, нужны водители, не пропаду- ответил Сашок.
-  Коля, принеси гитару, –попросил Борис.  Коля пошёл в соседний вагон, через несколько минут вернулся с гитарой . Играл  он блестяще,  голос был неважный, но дикция хорошая, слова были понятны.
Особенно поразила меня одна песня  в его исполнении, в которой многократно повторялся припев-  “Так всё равно проиграна война”. 
Вы знаете, дорогие читатели, недавно я слушал на “Эхе Москвы” выступление моего любимца Александра Минкина, который,  требуя запрета вредных для детей видио и теле материалов, подчеркнул,  что для детского восприятия достаточно нескольких секунд, чтобы на всю жизнь усвоить виденное, например, как убивать.
            Эта песня, спетая бывшим заключённым, открыла мне факт, что есть люди, враждебные советской власти, с иной моралью.  Минкин прав,  я запомнил смысл этих песен на всю жизнь.
Сегодня я понимаю, что песня “Так всё равно проиграна война”  была написана в лагере, в то время, когда немцы захватили пол России и дошли до Волги. Я её больше никогда не слышал.
Ещё одна песня запомнилась мне, очень трогательная.
Странное свойство моей памяти –не могу держать в голове больше трёх телефонных номеров, не помню дорогу, но стихи и песни моего детства и юности помню.  Запомнил и куплет,  услышанный тогда, много лет назад.
           Нас невинно обиженных много,
            Но никто не видал наших слёз
И ведёт нас куда-то дорога
             Под железную песню колёс.
Пел  Коля долго, даже охрип, иногда смотрел в мои широко раскрытые глаза и  дружески подмигивал мне,  стараясь проглатывать нецензурщину.
За разговорами  четыре часа пролетели быстро, поезд подъезжал к Биробиджану,  я попрощался за руку с каждым и вышел из вагона .
 Проводник,   который  оттолкнул меня от предпоследнего вагона и почти силой впихнул в вагон с бывшими лагерниками, был сильно разочарован,  видя как  Витенька подаёт мне  с площадки вагона мой  фанерный чемодан  и что-то произносит. А  произнёс  Витенька лишь одно слово:  “Гнида”, - и кивнул в его сторону.
Через много лет в журнале” Советский Союз”  я  узнал на фотографии Бориса. Он стоял на палубе крейсера Аврора среди  членов иностранной делегации. Надпись под фотографией была : “ Экскурсию по крейсеру  ведёт Бурковский Борис  Вениаминович –капитан  2-го ранга в отставке.”
  Так хотелось бы, чтобы это был он.
Владимир Бердичевский. Сан Франциско.
Вышла книга Владимира Бердичевского «Трижды еврей Советского Союза». В книге 315 стр. .  Контактный тел. 415-336-8653 Адрес vova1937@sbcglobal.net


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.