О Духовном язычестве

Язычество субъективно осталось во многих людях, даже очень умных, хотя, объективно, наблюдается прогресс современных людей в эрудиции о Боге, окружающем мире, себе самом.

В более широком смысле, язычество - есть незрелое, не системное понимание нравственно-духовных оснований жизни, и соответствующее этому поведение.
Как один из примеров его проявления - когда люди просят у Высших сил (не говорю - Бога) мирских благ для себя, уделяя этому наибольшее внимание, а о более крупных и важных вещах - милости, сострадании, большого духовного смысла - забывают, пренебрегают.

Что просят? 

Опыт наблюдения и исследования показал: разные, язычески настроенные люди, просят примерно одинаковые вещи, не сговариваясь. Как бы от души.
Поменьше работать, побольше любить (испытывать эйфорию ощущений и эмоций), чтобы окружали комфортные позитивные люди и вещи, побольше денег, побольше здоровья.

Такие языческие обращения сложно назвать молитвой. Они больше похожи на заклинания. И есть традиционные и современные обряды, которые позволяют достигать этого, достаточно успешно.

Без последствий? Не знаю.

Плохо ли такое язычество?

Оно показывает проявление плотских желаний людей. И обращены они к тем Иррациональным силам, которые могут исполнять такие желания.
Может быть эти силы - есть бесы поднебесья, а не Бог в Небесах?
Духовно опытные люди оберегают от таких ошибок - попадание в духовное прельщение. Оно незаметно по неопытности, но болезненно и несет урон человеку. Хотя вначале кажется безобидным и даже приятным.

Почему-то во всех духовных учениях не плотское желание ставилось основной движущей силой человека, как, казалось бы, это есть по здравому человеческому смыслу. Не то есть благо - мое желание сильно или слабо, истинно оно или ложно (действительно ли я этого хочу?), а то, по Воле оно Бога или нет, созвучно ли высшим движениям моей души.

Никто не говорит, что все написанные выше желания людей не важны. Они важны в своей мере, но не имеют статус высшего в духовной области, скорее являясь приложением к главному и большему в духовной жизни. А вот когда приложение становится главным - что-то не так тогда в духовно-нравственной жизни. Тут то и показывает себя духовное язычество. Духовно незрелое правит бал, а духовно зрелое еще не сформировано.

Управление низменными желаниями, а не управляемость ими, ставилось во всех духовных дисциплинах в высокое умение и статус высшего. В язычестве это не так.

Бог не служит человеку в исполнении его плотских языческих желаний. Скорее, наоборот, Он помогает людям расти и развиваться в духовно-нравственной области.  В этом проявление Его Любви. Бог помогает тем, кто ищет свой путь по Воле Бога, пытается понять суть, сокровенный духовный смысл своей жизни, свое призвание в ней. То есть возрастать таки от язычества к зрелой духовной жизни, мотивы и плоды которой иные.

Правильная молитва, обращенная к Богу, несет в себе такой - духовный заряд. Она, обращаясь к Высшему и Главному, Кто над всеми людьми, просит о благах духовных.

Это просьбы о духовном развитии и своем пути в этой жизни, о разуме сердца, об использовании по Божьему, данных Богом талантов, о различении добра и зла в каждом случае и правильном выборе, об очищении от иллюзий, обманов и самообманов и их источников, о со-творчестве с Богом, о делании полезного людям дела, о  крепости духа (читай, силы характера) в трудных и неоднозначных ситуациях (искушениях, испытаниях), о помощи другим людям в беде, при тяжелой болезни, когда, действительно трудно человеку, и самому с этим никак не справится.
 
Это иные просьбы, не похожие на языческие заклинания.

Движение от язычества ввысь, к настоящему духовному - последовательная духовная эволюция человека. Она происходит постепенно, в решении жизненно важных задач, когда выбор и решение идут по более зрелым духовно-нравственным основаниям. В этом пути раскрываются и применяются лучшие качества человека, его высшей человеческой природы и созидание духовно зрелой культуры. 

Отказ от языческого, как менее духовно зрелого и возрастание в правильной жизни духовной, предполагает путь менее комфортный, подчас, более трудный, но более благотворный в большей временной перспективе! И в конце концов - выигрышным. Духовные изменения к лучшему измеряются большими масштабами времени. Стоит иметь терпение, чтобы дождаться этих плодов и начальную веру, чтобы поступать правильно, пока добрые плоды правильной духовной жизни еще не обнаружили себя.


Рецензии
Здравствуйте, Игорь! С удовольствием прочитал Ваш рассказ, практически во всем с Вами согласен. Например, что у многих "что-то не так в духовно-нравственной жизни", "о духовном развитии и своем пути в этой жизни" и др. У меня недавно тоже рассказ на похожую тему изобразился. Правда, не уверен, что получилось, как-то еще не кажется законченным. Но тоже о язычестве и о религии, вере. Было бы интересно Ваше мнение или совет услышать.
http://www.proza.ru/2018/04/20/1703
С уважением,

Владимир Кожин 3   26.04.2018 02:51     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо большое. Рад услышать Вас. Почитаю сегодня вечером, напишу. Работы в осень прибавилось, что неплохо).

Вам добра и отличного дня. Напишу.

С наилучшими,

Игорь Ко Орлов   27.04.2018 07:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.