Рождение Екатеринбурга. Наша статья. Нашёл в сети

РОЖДЕНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГА. СПОР ПРОДОЛЖИЛСЯ.

1. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИЛИ ИМЕНИНЫ?
Проблема с днем рождения города Екатеринбурга исчерпывающим образом выглядит так. Есть ли летний день города Днем Рождения города? Являются ли именины города (день рождества святой Екатерины) днем рождения города? Могут ли иные даты кроме принятого 18 ноября быть предложены в качестве дня рождения города?

2. ДИСКУССИЯ 1958 ГОДА. Если мы заинтересованы в том, чтобы город как бренд, как имя, за которым выстраиваются привлекательные, выразительные и так далее значения и смыслы, имел и увеличивал свой вес, то, конечно же, день рождения города – вещь важная. Советский историк и социопсихолог Б.Ф. Поршнев вбросил в обиход исторической науки афоризм «Чтобы понять сущность явления, нужно узнать его происхождение». Может быть, не столь сознательно, а больше интуитивно внимание и интерес к моменту появления Екатеринбурга на свет безусловно есть. Боле того, в 1958 году по поводу этого рождения на страницах газеты «Вечерний Свердловск» прошла бурная и возможно беспрецедентная дискуссия. Беспрецедентная потому, что подобных горячих дискуссий по поводу рождения кого-либо города похоже, что и не было. И главное то, что публичные дискуссии были в 50-ые годы скорее исключением, чем правилом.
За год было опубликовано 8 материалов, написанных пятью авторами, поставившими свою подпись под материалом и одним автором, фамилию которого газета не поставила. Основные диспутанты были доцент, зав кафедрой истории СССР М. Горловский и стар. Научный сотрудник Свердловского областного архивного отдела А. Г. Козлов. Горловский предложил днем города считать 1721 и он привел свои аргументы, и дореволюционную традицию считать датой рождения 1723 год отражал «взгляды дворянской и буржуазной историографии», а работы таких ученых как Н. Чупин, В. Рыжков, Н. Попов обозначил как рассматривающих историю Екатеринбурга «идеалистически», игнорирующих «историю трудящихся масс и их борьбу с угнетателями». Подобное идеологическое обрамление и уверенно предъявлямые факты, казалось ставили точку над i в этом вопросе. Но через десять дней Вечерка опубликовала статью А. Козлова, который не оставил камня на камне во всех этих аргументах. Горловский: нередко ссылался на свои собственные статьи и трактовал документированные факты весьма вольно, а вместе с тем А.Козлов предъявил и архивные документы, которые не двусмыленно показывали, что и разрешение на строительство Екатеринбургского завода-крепости, и начало его строительства и «пуск» произошли именно в 1723 г. И поскольку критерии того, что именно считать рождением города очень расплывчаты, А. Козлов предложил принцип того, что именно считать за рождения того или иного населенного пункта. Относительно Екатеринбурга таковым решающим принципом оказался пуск завода, то есть, пуск плотины, приводящей в действие кречный молот.
Развернутой аргументации в пользу этого принципы не опубликовано, но о пафосе этого критерия мы можем догадаться. Промышленное предприятие является, как мы сейчас привыкли говорить градообразующим.
Последний материал в дискуссию 1958 года назывался «Спор окончен. Год рождения города – 1723». Это как раз та самая неподписанная статья. На самом деле спор, конечно, не окончился. То есть, конечно же, может возникнуть вопрос: «А почему рождение города – это пуск молота, а не «строительство «квартир» для строителей, «харчевальной избы» или «пивной поварни»? Сам Козлов рассказывает о факте начала строительства 1- марта 1723 г (новый стиль). Есть и другой факт о праздновании «открытия» Екатеринбурга в день свят. Екатерины. В советскую эпоху с её панэкономической идеологией пуск завода естественно выигрывал и всеобщий скепсис относительно советской идеологии может поставить под сомнение и 18 ноября.

3. ЗАВОД-КРЕПОСТЬ.
Мы приведем в пользу 18 ноября один лингвистический (точнее, ономастический) аргумент, который на наш взгляд очень убедителен, и который не приводился по этому поводу ранее.
Екатеринбург – это топоним, имя географического объекта. Если быть точнее, то населенного пункта. А если мы захотим уточнить ещё, то мы обратим внимание на некоторую особенность уральской топонимики 18, 19 начала 20 веков. В наше время не сельские н.п. мы называем городами либо поселками городского типа. Но тогда наряду с названием город на Урале были названия «слобода», «крепость», острог», «острожец», «завод». Сейчас м в даже в то время в центральной России «заводом» называли промышленное предприятие, но на Урале «завод» (Богословский завод, Биссертский завод, а также Уктусский завод, Верх-истский завод были названиями населенных пунктов, причем наделенных определенными административными функциями. Боле того в метриках, анкетах писалось: «родился на Бисертском заводе», что было причиной известной шутки А.П.Чехова (1860-1904), останавливавшегося в Екатеринбурге, в «Американской гостинице» в 1890 году, где он записал:
«Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с графином и того и гляди убьёт. Я сторонюсь».
Екатеринбург строился, как завод-крепость. То есть, не завод строился в городе Екатеринбурге, а Екатеринбург был ничем иным как «заводом», так что пуск завода и есть пуск-рождение Екатеринбурга.

4. ЗОЛУШКА И «ОКНО В ЕВРОПУ»-ДВА
Дата рождения населенного пункта является хрононимом, то есть разновидностью имени собственного. Если нарицательное имя состоит из смысловых сем, то имя собственное привязано к другим именам и образовано в первую очередь не семами, а сетью привязок. То есть, день рождения Екатеринбурга в первую очередь связано с самим названием Екатеринбург. Екатеринбург, как имя, означает, конечно не Екатерину, а всю ту совокупность объектов населенного пункта, его население и так дальше. Но иногда этимология имени активизируется и начинает присутствовать в структуре имени. Одна из таких редких ситуаций связано с появлением имени, особенно, когда присвоение имени осуществляется сознательно. То есть, в момент своего появления Екатеринбург был реально увязан с Екатериной Первой. С точки зрении ономостики это нужно неприменно усчитывать. Семантический анализ названия имени ЕКАТЕРИНБУРГ таков. Грамматические семы мы не рассматриваем, так какм они для имени собственного не столь существенны. При рассмотрении смысловых сем, мы должны иметь ввиду деленине смысловых сем на тематические и рематические (уточнеюще-конкреризирующие). Результат такого анализа окажется следующим.
Тема имени: «Императрица, супруга императора, второе, а в чем то и равно с Петром первое место в государстве». Петр не цацкался.
Рема имени: «Марта Сковронская и проч.превратности её судьбы и репутации».
Именно тематическая сема имени Екатеринбург и интересовала основателей города, поскольку будущий город программировался как административный центр горнозаводского Урала.
Тематическая другого форманта имени города бург. Прямое значение - крепость. Новые населенные пункты так и называли, строго говоря, «Крепость». В русском языке для обозначения крепости существовал термин кремль (например, «Верхотурский кремль»), да и само слово «город» тоже очень близко понятию «крепость». Бург в Екатеринбурге имеет вторичную коннотацию, во-первых это отсылка к имени Санкт-Петербург, и в самом Петербурге «Бург» для тогдашней России нов, необычен и становится знаком модернизации страны, указывает на «вестернизацию» быта, политики и экономики. Инициаторам создания такого центра были, как мы исторически прослеживаем, Татищев и де Генин, но и Петр с Екатериной поддержали и приняли этот проект. Бург – того же бюргер, буржуа, буржуазный, то есть, именно городская культура есть формат в котором рождается буржуазная демократия.
Топоним «Свердловск» возникал с той же мотивацией, что и топоним «Екатеринбург». Я. М. Свердлов – после совершение Октябрьской революции был вторым лицом в государстве. Советская Россия была организована в 19117 по республиканской модели, где главой государства является премьер-министр, каковым в РСФСР был председатель Совнаркома Ленин. Председателем же ВЦИК, то есть, главой парламента был Свердлов. Именно этот факт и явился причиной переименования города его именем.
Новая политическая ситуация привела к возвращению исторического названия. Но поскольку имя Екатерины Первой получило в историческом континууме некий переферийный смысл, новое старое имя вызвало противоречивые отношения к себе. Одни просто сохраняли свою преданность названию Свердловск (например, депутаты Облдумы, руководство железной дороги), другие иронизировали по поводу нового старого названия, (например, дюпонизм: «Яков Михайлович Екатеринбург»), третие пытвались этимологизировать Екатеринбург через святую Екатерину, что с одной стороны и не правильно, но кроме того, не создает «символического каптиала», т.к. Св. Екатерина известна-знаменита в России ныне ещё меньш,е чем Екатерина первая.
Перспективным в ребрендинге Екатерины, «основательнице Екатеринбурга», является обращение внимания на мифологический профиль её исторического образа. Екатерина Первая, она же Марта Сковронская, наиболее яркий и полный пример реализации сказочной Золушки. Марта реально была сирота, неизвестной национальности, жившая в доме немецкого Пастера в Лифляндии, современной Латвии, в петровские времена подконтрольной Швеции. Хуже того, она была вдовой шведского офицера, с которым обвенчалась незадолго до прихода русских войск. И из этого очень маргинального состояния она выросла до принцессы – «иператрицы» крупнейшего и становящегося весьма влиятельным царства на планете. То есть, Екатерина Первая – Золушка № 1.

5. ДЕНЬ ДНЮ – РОЗНЬ.
И все же мы должны помнить и другое, что в любом случае Екатеринбург-Свердловск означает не Екатерину со Свердловым – но те исторические феномены, с которыми оказался связан этот географический объект: создание металлургической индустрии России, Черепановы, Попов, Мамин-Сибиряк, Каслинское литьё, Малахитовая шкатулка, Самоцветы, Шигирский идол, архитектурный конструктивизм, Ник. Кузнецов, Павлик Морозов, Уралмаш, Ельцин, Наутилус, Чайф, «Ур. Пельмени», саммит ШОС, спортивные победы «Уралочки», «ВИЗ-Синары».
Но день рождения – первое событие в истории н.п. Известный советский историк Б.Ф. Поршнев заметил: «Если хотим понять феномен, нужно изучить, как он произошел». Да и сама форма «дня рождения» в истории менялась. День рождения в русской да и в других традициях связан с днем именин. Но именины и день рождения - разные вещи. Долгое время в России функцию современного так называемо «Дня рожденья, дня варенья» выполнял день именин. Функционально и ритуально это одно и то же мероприятие, так что на дне рождения мы поем «Как на Ванины именинны испекли мы каравай…». Именины особенны не только тем, что они являются днем инициации, но и в том, что они являются днем того или иного святого, записанного на тот день в святках (православном календаре). Пересечение функций и понятий «день рождения» и «именины» не означают их тождества. И это различие всегда понималось. Екатеринбург имеет все основания праздновать День Святой Екатерины как «святой-покровительницы» и основательницы города Екатерины Первой, и самого города. Но этот день не есть День Рождения города!
Нужно отходить от линейной практики каждый важный городской день, сопровождаемый праздничными мероприятиями называть Днем Рождения. Ни день Св. Екатерины, ни Августовский День Города не являются днем рождения Екатеринбурга. Неуважение к исторической дисциплине в этой связи плохо будет сказываться на имидже города и на отношении новых поколений горожан к своему городу: пренебрежение рождает пренебрежение.

6. ЗАСТОЙ В РЕБРЕНДИНГЕ.
Нынешняя ситуация характерна некой брендинговой растерянностью. Брендинг – не есть что-то новое. Наш город и назывался и переименовывался вполне сознательно, хотя всё это и не называлось созданием «символического капитала». Фактом является, что нынче мы стали этим «символическим капиталом» пренебрегать.
Во-первых, мы совершенно в нашей коллективной памяти затретировали образ Екатерины Первой,
Во-вторых, очень неудобно и даже абсурдно положение Екатеринбурга в области называемой отлагательным образом от города Свердловска. У нас много важных дел, чтобы обращать на это внимание, но извне (а задача города и области – войти в клуб активных игроков на мировой экономической и культурной арене) – это нестройность и эта имиджевая неаккуратность сразу видны. Да и изнутри мы время от времени всё же замечаем эту несоразмерность.

7. ФУТУРОБРЕНДЫ И ТАК ДАЛЕЕ.
Ребрендинг не сводится лишь к именованию или переименования.
Брендами как раз чаще всего являются не названия, а некие достопримечательности места. Таковыми достопримечательностями не обязательно должны быть исторически закрепившиеся за местом Известные предметы (Первый русский паровоз, Велосипед Артамонова и так далее). Мы видим, как некие исторические факты, целенаправленно активизируются и у территории появляются новый бренды, которые таковыми никогда не являлись (например, Аркаим, Шигирский идол). Те или иные вполне брендовые феномены по разным причинам раньше не выдвигались вперед. До сих пор, например, Урал никак не продвигается как родина финноугорских народов, хотя лингвистам это совершенно ясно, а этнографический и этнический элемент являются самыми расхожими и удобными формами территориально бренда.
Развиваясь дальше, мы можем указать и на футуристические бренды, то есть таковые которые создаются совершенно искусственно, использующие в своей тактике как раз современную потребность в неформатности, оригинальности и креативе. Футуробренды – могут решить то, что историческим брендам не под силу.
В 2008 году нами были предложены некоторые принципы создания футкуробрендов и сами варианты таковых брендов для Екатеринбурга и Екатеринбуга, столицы Урала.
Буква. Y (Не Ekaterinburg, а – Yekaterinburg!
Число. 77.(В первые 77 лет существования Екатеринбурга, с 1723 по 1799, «великолепная семерка» встречалась в каждом годе, иногда даже дважды, а в 1777 году даже трижды).
Географические координаты. Свердловско-Екатеринбургская область находится на пресечении 60 –градусного меридиана и 60-градусной параллели, причем обе эти линии при наложении на глобус восточного гороскопа, оказываются координатами ЗМЕИ, то есть мудрости, максимальной рефлективности. Из чего следует, что где-ьл в Свердловской области расположена «точка Разума».
Горосокоп. Согласно восточному гороскопу Екатеринбург основан в Год Кота. Согласно математизированной версии восточного гороскопа Екатеринбург основан не только в Год Кота, но и в 12-леьтие Кота, и а 144-летие Кота, а начало строительства «квартир» для строителей, «харчевальной избы» и «пивной поварни» приходится ещё и на месяц Кота.
Игра. В Екатеринбурге созданы неошахматы «Нёркирдык», так что подобно тому как иные регионы связаны с происхождением там гольфа, обычных шахмат, игры го, нард, игральных карт, Екатеринбург – родина неошахмат.
Другой инновационный прием, который не обязательно связан с новыми брендами, это собирание калейдоскопа исторических брендов в некоторый пантеон, выделение в нем некоторой ведущей группы 7, 12, 33, 36, 77 или допустим или 100 важнейших брендов-символов т установление рейтинга, с тем, чтобы совокупность, позволила яснее увидеть инвариантный смысл той символической структуры, которая вырисовывается в облике территории. Нами делались публикации относительно этой интеграции бредов под названием «Уралфавит». Естественно, что в таком «Уралфавите» могут быть и исторические и футуристические бренды, а также бренды связанные не с самим Екатеринбургом, а с другими местами Урала, так как Екатеринбург на правах «столицы» может их себе присваивать, что он, кстати, и делает (граница Европы Азии, Паровоз, велосипед. Каслинский павильон). Нами тут не наблюдается какого-то криминала, так что и Аркаим, и М-ский треугольник могут каким-то образом найти здесь в Y своё символическое пристанище.

8.ЯЗЫК И КЛАВИАТУРА
Уже выше говорилось о важности этнического для формирования бренда, но самым важным на наш взгляд являются литература и ЯЗЫК. Поскольку на территории всей страны (за исключением национальных анклавов) существует один язык, то роль бренда могут играть языковые мутации, новшества, прецеденты, языковые реформы и т.д.. Таковые за Екатеринбургом водятся.
В первую очередь, это Мамин-Сибиряк и Бажов. Но, с одной стороны, их мировое значение несколько преувеличивается, с другой стороны, их некоторое тоталитарное всевластие в уральском символическом капитале (или уральское мифологи), вызвали относительно этих языковых брендов охлаждение .
Свято место пусто не бывает, так что перечислим ряд новых языковых, литературных и прочих семиотических феноменов, привязанных к Екатеринбургу:
Рок-поэзия (Кормильцев, Чайф, Агата Кристи. Настя).
Поэзия Букашкина, многие тексты выглядели как панлингвистическая метафизика: «АБВГДЕЁЖЗИ – Буковки это твои и мои» (букашкин).
Скульптура «Клава», которая представляя собой компьютерную клавитатуру, символизирует не только эпоху электроники, вычислительной техники и интернета, а синтез латиницы и кириллицы на своих клавишах.
Семантика стиля «арте-повере» и квазинародного театра Коляды.
«Уралпельменский» абсурдистский юмор.
Историко-реалистическая фантастика Хотиненко.
Язык актуального искусства Саша Шабурова.
Мокьюментари «Первые на Луне» Алексея Федорченко.
Панинтеллектуальный роман Игоря Сахновского «Человек, который знал Всё». В пост-советский период филологи УрГУ, кстати, продолжали издавать «Словарь говоров Среднего Урала».
Прямой литературно-языковой инновацией является Екатеринбургский проект «дюпонистов» («Мильен названий»), в рамках которого был создан жанр лироэпических однострочий. Например, некоторый дюпонизмы касательно нашей темы:
Уралфавит.
Яков Михайлович Екатеринбург.
Город-цареубойск.
И так далее.
Соединяя прошлое с будущим, будет совершенно уместно упомянуть об одном лингвистическом проекте одного из основателей нашего города В. Н. Татищева. Он предлагал реформу русского алфавита, где из 44 существующих на то время букв алфавита он предлагал оставить 29. Но с точки зрения лингвистических идей 20 век, когда Николой Трубецкой предложил принципы выделения фонем, таковых букв для русской фонологической системы достаточно 28. Татищев ошибся на один пункт. Татищевское предложение относительно алфавита до сих пор не осуществлено. То есть, Татищев, как первый екатеринбуржец, дает екатеринбуржцем право гордиться собой как городом не только первого русского историка, но и первого русского лингвиста, чьей алфавитной реформе только ещё только предстоит произойти: 5 лишних букв все ещё отяжеляют матрицу нашей культуры, хотя Татищев обратил на это внимание ещё 300 лет назад.

9. БУРГИ ВСЕХ СТРАН
Выше мы уже говорили, что формант БУРГ, во время появления Екатеринбурга, прочитывался как пара к Петербургу, и намек на модернизацию-европеизацию. В наше время разрешение ассоциативной области форманта «бург» стало крупнее. Мы можем «бург» ассоциировать не только с Петербургом но и с Гамбургом, Эдинбургом, Зальцбургом, Страсбургом, Йоханнесбургом, Питсбургом, Оренбургом и так далее. Всего атлас «Страны мира» представляет около полусотни городов-«бургов», так что есть возможность стать центром некой экстравагантной культурной общности «бургов всех стран» и один из Дней Екатеринбурга (которые не являются днями рождения в точном смысле слова) может быть отведен под праздник с международным звучанием, тогда как День рождения всё-так должен быть днем рождения, а день именин днем именин, а день «постройки харчевальной избы и пивной поварини» «Днем постройки харчевальной избы и пивной поварини» (10 марта н.с. 1723 г.).

10. ПОСТМАМИНО-СИБИРЯКОВЕДЕНИЕ
Если Москва не сразу строилась и не сразу была или мыслилась как столица, то Екатеринбург построен был сознательно и относительно быстро (начало строительство – март, запуск завода – ноябрь 1723). Но в отличие от Петербурга предначертанная основателями судьба города была не столь стремительной и простой. Екатеринбургская столичность реализовывалась не сразу. Не смотря на расположение в городе Обер-бергамта, администрации горных заводов, Екатеринбург долго оставался уездным городом, лишь в 20-век он стал административным центром одной из уральских областей, и лишь в 21-м у Екатеринбурга появилась официальная уральская «столичность» в лице резиденции уполномоченного президента в УрФО, следом увеличил эту ауру столичности саммит ШОС.
Сопутствующим ребрендингу Уральской столицы фактором. Является перманентная самодемонизация или недооценка-незамечание городом свои героев, имен, чудес. Демонизированы Екатерин Первая, Свердлов, не очень уж любим Ельцин, уже «не тот» «завод заводов Уралмаш», не являются героями нашего романа Бажов, Мамин, Пантыкин ли рок-н-рольщик Шахрин (рок-н-рольщик Шахрин, а памятник-то Битлам). Сюда же к екатеринбургскому самоотрицанию можно отнести и фильм «Грязеборг» в «Фитиле» или интернетное «e-burg». Но эта самонедооценка скорее всего отражает ту сложившуюся семантическую ауру вокруг городских брендов. Коллективное бессознательное требует чего-то более амбициозного и грандиозного, некоего пост-мвмино-сибиряковедения.
Ну а День Рождения города – это день его первых брендов: Золушка, ставшая Екатериной Первой., отцы-основатели, один из который - голландец как и Гус Хиддинк, а второй - первый русский энциклопедист, подаривший, кстати, в 1737 году городу свою библиотеку из более чем 1000 книг, завод-крепость с «обер-бергамтом», «харчевальной избой», «пивной поварней», «плотинкой» и «кречным молотом».
***

Библиография исторической дискуссии в хронологическом порядке.
1.Козлов А. Историческое прошлое города. К 235-летию со времени начала строительства Екатеринбурга-Свердловска // Вечерний Свердловск. 1958. 4 февраля. С. 2.
2.Козлов А. Из истории нашего города // Вечерний Свердловск. 1958. 7 марта. С. 2.
3.Горловский М. Когда же был основан Свердловск?// Вечерний Свердловск. 1958. 9 июня
4.Козлов А. Год рождения нашего города – 1723. По архивным материалам.// Вечерний Свердловск. 1958. 19 июня.
5.Финкельштейн Н. Кто же прав? //Вечерний Свердловск. 1958. 2 июля. С.3.
6.Багреев Е. В защиту исторической правды.// Вечерний Свердловск. 1958.
7.Владимирский Д. Где же историческая правда?// Вечерний Свердловск .1958.10 декабря.
8.Спор окончен. Год рождения города – 1723. Вечерний Свердловск. 1958. 12 декабря.
Статья о проекте реформы русского алфавита, предложенной В.Н. Татищевым.
Мезенин.И. Питомец гнезда Петрова// Вечерний Свердловск,. 1983. 13 января.


Рецензии