124. В. Агошков. Тросна. Сайт писателя С. Шведова
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
Сайт писателя Сергея Шведова
см. 123.
Хазарское государство просуществовало более трехсот лет, со средины 7 века до средины 10 века. Столицей его поначалу был город Семендер, расположенный на реке Сулак в Дагестане, а затем город Итиль в устье Волги. Образован был каганат племенем савиров, об этнической принадлежности которых речь пойдет ниже, и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в 6 веке. Среди тюрков было племя коса, которое, по мнению Вернадского, дало название народу хазар. Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в начале седьмого века закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова, при поддержке Тюркского каганата, вассалами которого они были. Однако победоносное наступление тюрок на Крым было остановлено в результате междоусобной войны, вспыхнувшей среди ханов. Эта война привела к резкому ослаблению Тюркского каганата, в результате чего хазары обрели независимость. Рядом с хазарами в Западном Предкавказье располагалось другое кочевое государство – Великая Болгария. В 660 году хазары в союзе с аланами разгромили его. С этого момента, как считают некоторые ученые, Хазария стала каганатом. Часть болгар, разгромленных хазарами осела в районе Средней Волги и Камы, другая часть ушла в Панонию и присоединилась к аварам и наконец третья часть во главе с ханом Аспарухом осела в районе нижнего Дуная, где впоследствии возникло новое государство – Болгария. По мнению Вернадского, «из этого смешения завоевателей и завоеванных появилась новая нация, современные болгары. Название отражает тюркское происхождение прежнего правящего клана; но новая нация в целом славянская по языку и цивилизации.»
Но вернемся к хазарам. По мнению Васильевой, автора книги «Русская Хазария», савиры наряду с тюрками действительно положили начало Хазарскому каганату, вот только она считает племя савиров не финно-угорским, а сарматским:
«Первоначально (в 6-м столетии) хазары входили в состав государства савиров, то есть тех же савров-савроматов. Собственно хазарское государство - в том виде, в каком его застало средневековье, - сформировалось под властью Тюркской империи, и обрело самостоятельность результате ее распада (630-е гг. н.э.); его правящий слой образовала династия тюркского происхождения. Правящий слой, однако, это не весь народ. Преемственность Хазарии по отношению к государству савиров в высшей степени знаменательна. Напомним, что северы-савиры занимали на юге предгорья Северного Кавказа, на северо-западе - бассейн Дона, а также бассейн левобережных притоков Днепра - Сейма, Десны и др. Скорее всего, на востоке им принадлежали не только поволжские, но и южноуральские и прикаспийские степи; по крайней мере известно, что территория современного западного Казахстана в 7в. называлась "страной Сибир". Надо полагать, после распада Тюркского каганата Хазария заняла примерно этот же регион.»
Отмечу, что Васильева, ссылаясь на летописные источники, в частности на Геродота, считает сарматов племенем родственным скифам, а самих скифов предками венедов, то есть славян. В русских летописях савиры известны как сиверцы, северяне, образовавшие на Северском Донце и в верховьях Дона свое княжество, известное под именем Северское. Поскольку уже во времена первых Рюриковичей сиверцы ничем, ни культурой, ни языком не выделялись среди славянских племен, то приходится признать, что Васильева права и сарматы-савроматы были частью единой общности, в которую входили и предки славян. Нельзя, впрочем, исключать, что савиры вобрали в себя осколки других племен, как нельзя не отметить и того обстоятельства, что обитали они в тех самых местах, где располагалась в первые века нашей эры Великая Русалания, основанная легендарным Кием, выходцем из Балтийской Венедии. (О Русалании я пишу в статье с одноименным названием, размещенной на этом сайте) Население Русалании состояло из русов-ругов, славян и аланского племени росомонов, по сути тех же сарматов. Во всяком случае, очень близких им по языку и образу жизни. Судя по всему, после распада империи Атиллы, а возможно и ранее того, русаланы, отступившие во время гуннского нашествия на север, вернулись в родные места. К слову, по мнению Вернадского, аланы, входившие в Хазарский каганат на правах вассалитета, делились на асов, предков современных осетин, и рус-асов или русаланов, антов по своему происхождению, а следовательно славян.
Таким образом население Хазарского каганата составляли кроме тюрок, представителей кавказских народов, еще и славяне, либо близкородственные им племена. Да и сами хазары в массе своей не были тюрками. Вот что пишет об этом Васильева:
«Ближе к истине находятся исследователи, связывающие хазар с Хорезмом. Названия эти, безусловно, образованы от одной основы (хазары= харазы - харазмии - жители Хорезма); вообще говоря, этноним "хазары-азары-аразы" относится к древнейшим индоевропейским; он встречается в индийской и переднеазиатской мифологии, а также в донском фольклоре, причем в последнем случае прямо соотносится с предками казаков.
Какие-то миграции, направленные из Хорезма и вообще области приаральских степей на Восточноевропейскую равнину в период "великого переселения", несомненно, происходили. Вероятнее всего, хазары были ни кем иными, как приаральскими скифами-сарматами, отступавшими из района Хорезма под натиском тюрок.» ( «Русская Хазария»)
Стоит ли после этого удивляться, что законы в Хазарии называли «законасами», а их верховный правитель носил титул «Главанос». Между прочим, об этом прямо пишет лучший друг современных историков, византийский император Константин Багрянородный, тот самый, что якобы положил глаз на княгиню Ольгу. А во всех, практически без исключения, византийских источниках хазары выступают как скифы. Утверждения наших историков, что скифами византийцы называли чуть ли не всех без исключения жителей Приазовья и Причерноморья, не делая этнических различий, не выдерживают никакой критики. Византийцы всегда подчеркивали различия между скифами и тюрками. И никогда их не путали.
О глубоком родстве русских и хазар свидетельствуют арабские источники. Васильева в своей книге «Русская Хазария» приводит следующий отрывок из анонимного сочинения «Собрание историй» (1126 г):
"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо (!) Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться"
По мнению Васильевой, в этой легенде изложена не только идея родства русских и хазар, но и история происхождения средневекового русского государства из недр Хазарского каганата.
Таким образом мы можем с уверенностью заявить, что основная масса населения Хазарии состояла из славян-русов, язычников по вероисповеданию.
«Бесспорное подтверждение этого факта предоставила археология. Памятники, несомненно принадлежавшие восточным славянам раннего средневековья, обнаружены в Белой Веже (Саркеле) на Дону, в Тмутаракани на Тамани, в Корчеве (Керчи) в Крыму, на острове Березань, в низовьях Волги. Нет, это не "отдельные группы славян", как пытаются выйти из положения сторонники "усеченной" версии русской истории. Какие там отдельные группы, когда этими памятниками отмечена вся территория Хазарии, от Приазовья-Причерноморья до Каспия. Между тем собственно "хазарских" следов, как ни старались, так и не обнаружили!..» (Васильева. Русская Хазария.)
Хазарский Каганат имел федеративную структуру. Отдельные области управлялись автономно, представляя собой почти суверенные «царства». Одним из них было царство аланов, которое по утверждению историков тождественно современной Осетии. Однако у арабского летописца Масуди на этот счет свое мнение:
" Аланский царь выступает в поход с 30 тысячью всадников. Он могущественен, мужествен, очень силен и ведет твердую политику среди других царей. Его царство состоит из непрерывного ряда поселений; когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений"
По мнению Васильевой, с которым трудно не согласиться, конницу в 30 тысяч тяжеловооруженных всадников (огромное по средневековым меркам войско) мог выставить только крупный, густо заселенный и экономически развитый регион. В частности примерно такое же количество солдат насчитывали английские войска, высаживавшиеся во Франции во время Столетней войны. Поэтому Васильева считает, что Алания времен Хазарского каганата включала в себя территорию современного Ставропольского края, плюс кавказские предгорья, включая Осетию. И населяли эту Аланию, в этом Васильева солидарна с Вернадским, по большей части русы, они же русаланы, они же рус-асы, наряду естественно с кавказскими народами в том числе и с осетинами.
Алания, однако, была не единственной "русской" областью Хазарского Каганата. В его пределах существовала еще одна автономия, чья территория, видимо, совпадала с Краснодарским краем (плюс предгорья). Вот что писал об этом Масуди:
"За царством аланов находится народ, называемый кашак (касак) и живущий между горой Кабх [Кавказом] и Румским [Черным] морем. Этот народ исповедует религию магов. [в подлиннике маджусов; так называли арабы сторонников арийской религии]. Среди племен этих мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более ясной линией бедер и ягодиц, и вообще нет народа лучшей внешности, чем этот. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью. Они одеваются в белое, в румскую парчу, в ярко-алую ткань и в различные парчовые ткани, затканные золотом. В их стране производятся различные ткани из льна того сорта, который именуется тала ("золото") и который более тонок и носок, чем сорт дабики; один отрез его стоит 10 динаров, и он вывозится в соседние страны ислама".
А вот как прокомментировала эту хвалебную оду сладкоречивого арабского автора Васильева:
«Что за кубанские казаки в 10-м столетии? Неужели казаки (касаки)=адыгейцы, как без зазрения совести пишут некоторые "комментаторы"? Почему с такими усилиями они пытаются "распространить" малые народы Кавказа на север, "заселить" ими русские степи? Но этнически изолированные народы гор всегда образуют адаптированные к особой природной среде сообщества, и в других условиях, как правило, не живут. Кроме того, кавказские народы никак не могли быть "маджусами", каковым термином арабы именовали иранских зороастрийцев, а также русских и славян - вообще сторонников арийской религии. И чем бы могла поразить арабов внешность адыгейцев, почти ничем не отличающаяся от их собственной? Очевидно, что столь сильное впечатление на них производили вовсе не адыгейки, но кубанские казачки... Не приходится сомневаться, что "аланы" предкавказских степей есть не кто иные, как русы-аланы, а кубанские "касаки"... есть просто кубанские казаки. То есть, по крайней мере две большие автономные области Хазарского каганата, не считая днепро-донских полян и северян, были заселены русскими. Но есть все основания полагать, что славяно-русское население составляло основу вообще во всех областях Каганата…
Самое интересное, что подтверждение этого факта сохранилось и в русских летописях. Так, Степенная книга (официальный исторический источник Московского царства 16-17 вв.!) прямо заявляет, что «При Ираклии царе ходише Русь и на царя Хоздроя Перьского» Речь может идти только о византийско-персидских войнах середины 7в. н.э.; хорошо известно, что союзником императора Ираклия в этих войнах выступала Хазария, отправившая свою армию в Закавказье и Иран. Выходит, что Степенная книга, повествуя об этих событиях, утверждает, что хазарская армия - это русская армия!..
Еще в 16-17вв. никто не сомневался, что Хазария и есть Русь; именно поэтому в исторических источниках, прошедших тотальную правку уже в пост-петровские времена, в 18-м столетии, почти никаких упоминаний о хазарах нет. Все сообщения о Хазарии оказались столь "неудобными", что их просто устранили...» («Русская Хазария».)
Что касается организации хазарского правительства, то его особенность заключалась в двойственном характере высшей власти, представленной двумя правителями, обычно называвшимися каганом и беком. Эта черта была отмечена Константином Багрянородным (десятый век), а также рядом восточных авторов десятого и одиннадцатого века. По мнению Вернадского, двойственность высшей власти в хазарском государстве, возможно, была результатом разнородности этнического состава нации. Каган время от времени принимал помощь еще одного властителя, который представлял какую-то иную этническую группу, влиятельную в тот или иной период. Постепенно такая организация власти стала постоянной. В восьмом веке заместителем, если так можно выразиться, кагана был ас-тархан или рус-тархан, что указывает на важное положение, которое занимали в хазарском каганате аланы. После принятия хазарской верхушкой иудаизма положение резко изменилось, место «заместителя» кагана занял бек из иудеев, постепенно сосредоточивший в своих руках всю полноту реальной власти, превратив кагана в простую марионетку. Что там ни говори, а отречение от веры предков не для кого не проходит даром. Согласно Ибн Фадлану, именно бек руководил армией и управлял делами в государстве, именно ему соседние цари выражали покорность. Каган к этому времени сохранял только официальный престиж. Сам бек должен был входить в шатер кагана босым. Когда каган выезжал из своего дворца, весь народ обязан был простираться ниц перед ним. Срок правления кагана, по Ибн Фадлану, ограничивался сорока годами; по прошествии этого срока его казнили .
Арабское нашествие в средине седьмого века, надо полагать, сплотило население Хазарского каганата, хотя борьба хазар с арабами проходила с переменным успехом. Первое нападение арабов на каганат датируется 650 годом, когда они свергли династию Сасанидов и подчинили себе всю Персию. В 651 году войска халифата прорвались через Дербентский проход на север и вторглись в северокавказские земли. Хазары атаковали их под Баланджаром и нанесли серьезное поражение оккупантам. В 683 году сильная хазарская армия вторглась в Армению и разбила расположенные там арабские войска. Из-за внутренних проблем в Халифате арабы не в состоянии были восстановить контроль над Арменией и только в конце седьмого века халиф Абд аль Малик смог возобновить войну с хазарами. В 714 году арабский военачальник Муслима захватил Дербент. Тремя годами позже, в 717 году, хазары нанесли ответный удар, вторгшись в Азербайджан. Однако арабские войска вытеснили хазар из Азербайджана. Пятью годами позже арабский правитель Армении Абу Убейд Джаррах совершил набег на хазарские владения в северокавказских землях и вернулся с богатой добычей. В 726 году хазарский каган совершил набег на Азербайджан, судя по всему, не слишком удачный, поскольку уже в 728 году арабы совершили еще один поход в земли каганата и после упорной продолжительной борьбы взяли Дербент, разместив там четырнадцать тысяч сирийских арабов в качестве постоянного гарнизона. В 733 году энергичный арабский полководец Марван, назначенный правителем Армении и Азербайджана, начал широкомасштабное наступление на хазарские владения в северокавказских землях. 150-тысячное конное войско, сформированное из покоренных тюрков, захватывает Итиль. Огромное войско Марвана достигло Волги. Хазары смогли выставить против него всего 40 тыс. и отступали. Они отошли за Волгу и по левому берегу пятились на север. Мерван следовал за ними по правому берегу. Некоторое время армии двигались параллельно, разделенные широкой рекой, но, усыпив бдительность хазар и дав им привыкнуть к собственной недосягаемости, Мерван внезапно навел понтонный мост и перебросил через Волгу отборный отряд арабов, напавший на противника врасплох и вызвавший панику. Каган бежал, 10 тыс. хазар были убиты, 7 тыс. взяты в плен. После этого разгрома Хазария запросила мира. Мерван потребовал от кагана принятия ислама и признания власти халифа, и тот вынужден был согласиться с этими условиями.
Затем арабы прорываются на Дон, захватив в плен 20 тысяч русов. Пленных русов( у Прокопия Кесарийского – антов), в основном женщин и детей, переселили в Кахетию. Этот разгром войском Марвана донских русаланов, как это не покажется странным, пошел на пользу Хазарии. Воспользовавшись ослаблением соседей каганат включил в свой состав земли сиверцев-русаланов и вятичей, продвинувшись сразу и на запад и на север. Я не исключаю, что вхождение сиверцев, вятичий и полян в состав Хазарского каганата был отчасти добровольным, поскольку слишком велика была опасность повторения арабской агрессии. Видимо, именно в этот период славяне и платили ту самую дань хазарам, о которой пишет Нестор в «Повести временных лет»
Однако время побед халифата уже подходило к концу. Огромное государство, охватившее многие регионы Азии, Африки и Европы, то и дело сотрясалось восстаниями и гражданскими войнами. В 739 году византийцы нанесли арабам сокрушительное поражение при Акроине и погнали их из Малой Азии. В 743 году Марван покинул Закавказье, вернулся в Дамаск и стал халифом, но последовали новые поражения от византийцев и в 750 году он погиб в результате восстания Абу-Муслима, свергшего династию Омейядов и посадившего на престол династию Аббасидов. При них начался распад халифата, и его завоевательная политика быстро сошла на нет.
После ухода Марвана и его армии из Закавказья хазары, естественно, более о своей капитуляции не вспоминали. В 750 году произошло вторжение в Закавказье «севордиков», как их называют арабские хроники, или «савараджей», в которых Вернадский усмотрел выходцев из Скандинавии, а еще точнее шведов, правда при этом ему пришлось прибегнуть к откровенным натяжкам. А речь скорее всего шла все о тех же сиверцах-русаланах, которые наверняка мстили арабам за разорение своих земель и гибель соплеменников. Сиверцы взяли и разрушили город Шамкор и прошлись по окрестностям Гяджи.
В 754 г. новый наместник Закавказья Ясид бен Усаид-ас-Сулам попытался было снова поставить хазар на место и повторить рейд Марвана, но углубиться в их земли уже не смог и был остановлен сразу за Дарьяльским ущельем. Бои протекали с переменным успехом, а поскольку арабы теперь больше были заинтересованы в собственной безопасности, чем в расширении территории, то мир был заключен на равных, и скреплен браком между Ясидом и дочерью кагана. Впрочем, и этот мир оказался недолговечным. В 762 году хазары вторглись в Грузию, взяли Тбилиси и прокатились по Армении. В 799-800 годах они вновь обрушились всесокрушающей волной на Закавказье, сея смерть и разрушение…
О причинах принятии хазарской верхушкой иудаизма существует много версий, которые я однако не буду здесь рассматривать, поскольку подробно изложил свое видение этого события в романах «Шатун» и «Варяжский Сокол» , а также в книге «Имя Бога», размещенной на сайте. Безусловно это событие не было одномоментным, а так называемый переворот Обадии был всего лишь завершением мягкого вхождения выходцев из Сирии и Палестины в высшие эшелоны власти, длившегося десятилетия. Что касается хазарской знати, то ее принятие иудаизма, который в ту пору мало чем отличался от христианства, на что указывают многие серьезные исследователи, объясняется причинами как внутренними, так и внешними. И в первую очередь желанием вырваться из жестких рамок родоплеменных обычаев, питавшихся религией, которую принято называть языческой. В Хазарии уже по сути завершился переход к классовому обществу и новые отношения нуждались в оправдании новой идеологией, которая могла в ту пору явиться только в форме религии. Принятие ислама в пору противостояния с арабами и сразу же после него было попросту невозможно. Принятие христианства ставило Хазарию в прямую зависимость от Византии, что тоже не устраивало хазарскую верхушку. Именно поэтому была выбрана древняя форма сиро-палестинского монотеизма, которая лежала в основе как исламской религии, так и христианства. В Хазарию эта религия попала вместе с беженцами из Сирии и Палестины, спасавшимися сначала от персидского, а потом от арабского нашествия. Эти беженцы наводнили в то время не только Византию, не только Западную и Центральную Европу, но добрались и до земель, контролируемых в ту пору Хазарским каганатом. Причем бежали из Сирии и Палестины отнюдь не землепашцы и скотоводы, а как раз тот слой, который в наше время называют элитой. Естественно в их ненависти к арабам, изгнавшим их с родной земли, сомневаться не приходится, как и в знаниях ближневосточных реалий, о которых хазары имели смутное представление. Собственно, религию, которую приняла хазарская верхушка и часть городского населения нельзя назвать иудаизмом в полном смысле этого слова, поскольку в ней начисто отсутствовал талмудизм, а в ее основе лежал даже не Ветхий Завет целиком, а только его часть, называемая «Пятикнижьем Моисеевым», известная также как «Перевод семидесяти двух толковников». Об этом можно говорить с полной уверенностью, поскольку караимы, в которых многие исследователи не без оснований видят потомков хазар, не признают Талмуда, а потому не могут считаться собственно иудеями. Я полагаю, что евреи как нация сформировались именно в Европе, и их деление на сефардов и ашкеназов далеко не случайно, поскольку формирование этой нации происходило в двух достаточно удаленных друг от друга регионах. А иудаизм, как религия, сформировался среди той части беженцев от арабского нашествия, которая не приняла христианства, и Талмуд был в определенной степени ответом Новому Завету и христианству, которое приобретало законченный вид в эпоху Каролингов, не без участия другой части выходцев из той же Сирии, принявших новую религию и сыгравших пожалуй решающую роль в становлении христианской цивилизации как в Европе, так и в Византии. Что касается Хазарии, то сирийский монотеизм нашел здесь весьма упорного и цепкого врага в лице славянской, а изначально общеарийской ведической религии. Именно здесь в низовьях Дона находились древние храмы ариев. Именно отсюда их религия перетекла вместе с ее носителями в Европу, Индию и Иран. Дон называли Ярь-рекою или Ярь-Доном, несущим в себе энергию Создателя, а его впадение в Меотиду, Майю как называли Азовское море древни арии символизировал вечно обновляющийся акт творения мира. Ибо Меотида-Майя и была природным олицетворением той Великой Матери, Рожаницей, которая совместно с Родом породила не только богов, но и людей. Вторжение чуждой религии в места, священные для всех ариев, включая, естественно, и славян и савроматов-алан-русалан-рус-асов, не могло не привести к расколу хазарской элиты и, как следствие, к затяжной гражданской войне. От каганата начали отпадать территории и прежде всего Донская область. С этим процессом, по мнению Васильевой, следует увязать создание Салтово-Маяцких укреплений на Дону.
«Надо полагать, что с самого начала донские русы-аланы, "отложившиеся" от Каганата, пользовались поддержкой со стороны русов-варягов, уже к тому времени закрепившимся в Восточной Прибалтике. Выпадая из системы связей Хазарии, русы-аланы втягивались в другой глобальный политический блок, имевший выраженную антивизантийскую (и вообще антихристианскую) направленность.
Византия в начале 9в. продолжала оставаться верным союзником Хазарии, уже вполне "иудаистской"; в Константиполе в это время утвердилась новая Аморийская династия, связанная по происхождению с неортодоксальныеми иудейскими сектами Малой Азии, что, конечно, еще более способствовало сближению двух государств, Ослабевшая в результате гражданской войны Хазария в это время утратила восточный Крым (принадлежавший ей еще с 680-х гг.), который перешел в руки союзной Византии; в нач. 9в. из византийских владений в Крыму была образована Херсонесская фема.
В связи с этим, видимо, и были предприняты первые крупные морские походы черноморско-донских русов на владения Византии: нападение на о. Эгину в 813г. и на южное побережье Черного моря - на Амастриду - в 820-830-е гг. Ответом со стороны Константинополя была помощь, оказанная Хазарии в строительстве крепости Саркел (845г.).»(Васильева. Русская Хазария.)»
Отпадение огромного региона, откуда Итиль черпал средства и людские резервы не могло не сказаться на положении Хазарии. Из могучей империи каганат постепенно превращается в паразитическое образование, чья иудизированная знать все более отдаляется от племен ее породивших. Ибо основное население каганата по прежнему остается верной своим богам, а элита все в большей степени самоизолируется, полагаясь теперь только на многочисленных исламских наемников. Трудно не согласиться в этой связи с автором книги «Тайна Русского каганата» Галкиной, которая пишет следующее:
«Хазарский каганат к началу IX в. представлял собой небольшое полукочевое государство, имевшее некоторое влияние лишь за счет положения на Шелковом и Волго Балтийском торговых путях. Представления же об огромных размерах Хазарии, благодаря которой в VIII – IX вв. восточные славяне осваивали новые земли, действительности не соответствуют.»
Я бы только уточнил одну существенную деталь, не к началу девятого века, а к его концу, когда Хазария утратила свои позиции в Приазовье и Причерноморье. И случилось это не в последнюю очередь благодаря усилиям сначала Русского каганата , о котором я пишу в отдельной статье, а потом варяжской династии Рюриковичей. Трудно сказать, когда именно русские обосновались в Тьмутаракани, но не исключаю, что еще при князе Олеге. Собственно, поход совершенный в 913 году русами в Закавказье скорее всего возглавлял именно Вещий князь, прокладывавший новые торговые пути в интересах как Киевской Руси, так и Северной (венедской) Европы. Судя по всему, этот поход был согласован с хазарской верхушкой, но на обратном пути русы были атакованы гузами и практически полностью истреблены. По одной из версий Вещий Олег погиб именно в этом походе. (Подробнее об этом я пишу в своем романе «Сын Чернобога» и статье "Князь Олег", размещенном на этом сайте.) Не исключаю, правда, что в походе в Закавказье погиб другой Олег, старший сын князя Игоря, во всяком случае так считает Вернадский. Просто в летописях совместились два похода русов 913 и 944 года, закончившихся неудачей, благодаря предательству хазар. В 944 году отряд русов возвращающийся с богатой добычей из под Бердаа был внезапно атакован исламской гвардией кагана и истреблен почти начисто. Правда, некоторые деятели от исторической науки утверждают, что князь Олег Тьмутараканский был вассалом кагана и ходил на Бердаа по его приказу. Но почему-то забывают объяснить, зачем хазарскому владыке понадобилось убивать преданного вассала, успешно выполнившему его же приказ. Есть и другая версия не менее «правдоподобная»: якобы русы во главе с Олегом захватили в 939 году Тьмутаракань (Тамань). А в ответ на это хазарский полководец Песах вырезал три города в Готии(в Крыму) и осадил Херсонес. На помощь готским христианам бросились почему-то не византийцы, чьи интересы были затронуты сим прискорбным событием, а русы из Киева, которых победоносный Песах естественно победил и принудил к подчинению Иосифу. Правда, виновника всех этих передряг князя Олега, ни каган, ни его победоносный полководец почему-то не тронули и тот продолжал как ни в чем не бывало владеть Таманью. Зачем Песаху понадобилось истреблять христиан, если виноваты были язычники русы? Не ждите от подобного рода историков объяснений – они оперируют фактами, а мозги у них в это время отдыхают. Их не смущает даже свидетельства из первых рук. Я имею в виду царя Иосифа, точнее его письмо испанскому единоверцу с достаточно подробным изложением как истории каганата, так и его географического положения. Иосиф почему-то забыл упомянуть про Киевскую Русь как о части своих владений, зато рассказал о неких славянах, платящих ему дань, вот только поместил их почему-то на Волге. Согласно последним археологическим свидетельствам славяне действительно жили на этой реке и входили составной частью в Волжскую Болгарию.Однако не исключено, что речь идет просто о язычниках, которых арабские авторы именуют ас-сакалиба, вне зависимости от этнической принадлежности. Из этих свидетельств становится понятным, почему арабский путешественник Ибн Фадлан называет главу Волжской Болгарии славянским царем или, точнее, царем ас-сакалибов. Но те же анты, асы, аланы, близкие славянам по языку и культуре, составляли, как я писал выше, и значительную часть, если не большинство населения собственно Хазарии. И именно они известны в «Повести временных лет» под именем хазар, имеющих собственный квартал в Киеве. Впрочем, Нестор мог называть хазарами и жителей Русского каганата, образовавшегося на Дону в результате раскола некогда могущественной империи. И именно правителям этого Русско-Хазарского каганата платили дань и поляне и вятичи и сиверцы. Другое дело, что эти «хазары» не были иудеями, а были язычниками, как и подавляющее большинство населения собственно Хазарского каганата. Походы Святослава, положившие конец паразитарному образованию, отнюдь не были истребительными в отношении простых хазар, была лишь частично уничтожена, а частично рассеяна верхушка каганата, исповедующая иудаизм, к тому времени уже талмудический. Походы Святослава по сути являлись финальными аккордами той идеологии и политики, которую проводили сначала савиры-сиверцы из Русского каганата, чьи истоки теряются в начале нашей эры, а потом сменившие их во главе образующейся новой империи потомки скифов – варяги-венеды. Круг замкнулся. Великая Русь шла на смену Великой Скифии, сметая со своего пути все, что мешало становлению новой Державы. (О последних днях Хазарского каганата вы можете прочитать в моем романе «Каган русов», а также в статье "Князь Святослав" , размещенной на этом сайте.)
Из Интернета.
Свидетельство о публикации №213102200855
Алина Черникова 17.03.2014 09:01 Заявить о нарушении