***

Человек без сна.


Беспородная дворняжка хотела перебежать оживленную улицу, но испуганно отскакивала назад. Машины мчались, как угорелые. Плохо выбритый узколицый мужчина в потрепанном плаще сочувственно посмотрел на собаку и покачал головой. Увиденное настроило его на философский лад.
- Так и мы, люди. Все пытаемся что-то преодолеть, мечемся, ищем.
Тут он увидел маленький магазинчик под вывеской «Закурим». Похлопал себя по карманам и решительно открыл дверь этого заведения. Дверь туго раскрылась, взвизгнув пружинами, точно жаловалась на свою неспокойную жизнь. Спросил у щекастого продавца почти забытый «Беломор», расплатился и хотел уйти. Продавец вдруг обрадованно закричал:
- Матвей, ты? Какого черта! Сто лет – сто зим!
Покупатель внимательно посмотрел на продавца и тоже обрадовался:
- Олег, ты ли это? Бизнесменом заделался?
Они похлопали друг друга по плечам, потом хозяин табачного магазинчика повесил за дверь табличку «закрыто» и повел школьного товарища в складское помещение, оно же – офис. Там между ящиками с табачной продукцией оставался кусочек свободного пола, на котором разместился кривоногий стол и три табуретки.
- Не густо живешь, - критически заметил Матвей, оглядывая кладовку.
- Это верно, - вздохнул Олег. – Налоги задушили. Проверки разные. Одному дай, другому.  За кредиты втридорога дерут банки хреновы – душители мелкого бизнеса. Остается с гулькин нос. Я уж и сам не рад, что выиграл тендер на эту халупу. Думал дела поправить, дурак. Вот если бы товар понаваристей…
Матвей усмехнулся. Рот его растянулся от уха до уха.
- Считай, что тебе крупно повезло. Я как раз подыскиваю партнера. Сам-то я в торговле профан, а тебе и карты в руки. Ты думаешь, зря я  МХТИ закончил? Правда, сейчас инженеры-химики на дух никому не нужны. Да черт с ним. У меня дела поважнее.
- Безработный химик, -  подначил Олег. – А ведь в школе блистал знаниями. Олимпиады всякие. Не то, что я – двоечник. Но я хоть имею на хлеб с маслом и семью содержу. А ты ходишь, как кот замызганный. Один?
- Сейчас – да. Но это скверная история. Женщины нас только вдохновляют, но не дают… Впрочем, речь не о том. Я тот, кто тебе сейчас нужен больше всех.
- Скорее, я – тебе. Иди ко мне помощником. Развернемся.
Матвей поморщился:
- У меня другие планы. Главное, у меня есть серьезный товар.
Тут он стал оглядываться и понизил голос.
- Ушей нет, - перестал ухмыляться Олег. – Говори.
- Так вот. Сколько мы с тобой не виделись?  Лет десять?  Армия. Институт. А потом больше пяти лет я искал способ обходиться без сна. Искал такой препарат: выпил и сон с тебя, как рукой снимает.
Олег не выдержал:
- Какому придурку это надо?  Я лично люблю поспать.
- Многим надо, - убежденно проговорил Матвей. – Многим. Всем, кто работает по ночам. Сталевары, пекари, летчики, врачи, охрана,  милиция, пожарники, писатели. Да мало ли кто. Вот увидишь: отбоя от товара не будет.
Олег в сомнении покачал головой:
- Ты как был фантазером, так и остался им. Такого средства быть не может.
- Оно уже есть, - заявил Матвей, и голос его зазвучал патетически. – Я получил его. Если бы ты знал, чего мне это стоило. Я назвал его «Антигипнотином». Один грамм ликвидирует сон на один час. Десять граммов – на сутки. Можно сразу на год и больше. Проверил на собаках и на себе.
Олег спросил серьезно:
- Что ж сам-то не организуешь торговлю?
- Какой из меня коммерсант, - махнул рукой Матвей. – Давай так: я буду изготавливать товар. Приспособим под лабораторию этот склад. Ингредиенты – в любой аптеке. Технология – проще некуда. Как это до сих пор никто не додумался до такой инновации?  А ты будешь реализовывать. Дадим рекламу в областную и городскую газеты, на местное телевидение, радио. Ну, как?
Олег задумался. С одной стороны неправдоподобно. Может ли один человек открыть то, что не могли целые институты? С другой – не зря же Матвей окончил школу с золотой медалью. Рискнуть, что ли? Один леший, бизнес на ладан дышит.
- Ладно, - решился он. – Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
И друзья хлопнули по рукам и тут же обмыли сделку. Через два дня в городских газетах появилось любопытное объявление: «Сон вреден человеку. Третья часть жизни пропадает даром. Можно продлить свою жизнь в три раза, если купить единственные в мире таблетки «Антигипнотин», лишающие сна на любой срок. Цены умеренные. Ветеранам войны и труда – скидки. Спешите приобрести в магазине «Долой сон» на улице…»
Аналогичное объявление красовалось на щите у входа в означенный магазин. Кладовка была превращена в своеобразный фармацевтический цех. Сигаретные пачки на прилавках потеснили флаконы и коробки с белыми таблетками самого разного достоинства и цены.  Пешеходы,  завидя щит с рекламным текстом, спотыкались и таращили глаза от удивления. Но в магазин заходили немногие.  Большей частью просто из любопытства. Покупали по одной две таблетки и стыдливо прятали в карманы, точно совершали что-то постыдное.
В первый же день появился налоговый инспектор и потребовал массу всяких справок, лицензию и документы. И , хотя Матвей своевременно все оформил по всем правилам закона, все же пришлось сунуть в карман инспектора крупную сумму, и тот, удовлетворенный, исчез. Вместо ожидаемого ажиотажного спроса началось ничем необъяснимое  затишье.
- Нужен им «Антигипнотин», как козе бюстгальтер, - сказал как-то Олег, будучи в пессимистическом настроении. Так я скоро вылечу в трубу. Жена пилить начала.
- Надо уметь ждать, - успокаивал его изобретатель. – Все новое воспринимается не сразу. Вспомни Коперника. Зато потом…
- До тех пор мы подохнем с голоду, - заявил хозяин магазина. – Надо снижать цены.
Прошло еще три дня, и в магазине появился вертлявый молодой человек.
- Это вы продаете таблетки от сна? – пискливым голосом спросил он.
- Ну, - подтвердил Олег.
- Мне на всю ночь. Некогда спать.
Он схватил флакон нервными пальцами и на прощанье изрек:
- Если наврал – убью. Понял, фраер?
Потом пришла густо размалеванная девица в супермини-юбке
- Мне на неделю. Я работаю по ночам и… сами понимаете.
И ушла, оставив в воздухе запах дешевых духов. Приходили и ради скандалов. Обвиняли предпринимателей в шарлатанстве. Спорили. Агностиков на Руси всегда хватало. Милиция заглядывала. Пожарники. Табуном валили. Спасибо власти запретили «кошмарить» бизнес. А солидного покупателя все не было. Он появился на двенадцатый день. В торговый зал ввалился верзила с бычьей шеей, в модной шляпе и с сигарой в толстых губах. Заговорил грубо и напористо:
- Если все это мухлеж, разнесу всю вашу богадельню к чертям собачьим.
- Любые гарантии, - обиделся Олег.
- Дай-ка мне на весь год. Мне некогда спать. Зарабатывать баксы лучше, когда другие спят.
Уходя, он погрозил кулаком. Дверь испуганно завизжала за ним.
Как-то в дверь просунулся чахоточного вида субъект неопределенного возраста, явный наркоман.
- Мне нужен вечный день, - загнусил он. – Я спиритуалист. Ищу общения с душами умерших. Я уже разговаривал с Распутиным и Гайдаром…
Олег прервал его, назвав потолочную цену.
- Так дорого? Но Иисус стоил только тридцать серебренников. Я – инвалид. Мне положена скидка.
Его еле удалось выпроводить. За ним почти сразу вошла артистичного вида мадемуазель с огромным бюстом, не вмещающимся в открытой кофте.
- Я пою в ночном клубе, и сонливость ужасно мешает.
- Пойте хоть в аду – мне без разницы, - ответил продавец и отпустил ей десять флаконов лет на пять.
- Вот видишь, - радовался Олег. – Пошла крупная рыба.
Но таких крупных покупателей было мало. Все какая-то мелкая сошка: длинногривые юнцы, мужеподобные девы, искатели острых ощущений, явный криминал, завсегдатаи ночных увеселительных заведений.  Особенно много было «ночных бабочек» Черт знает, сколько их развелось в последние годы. Постоянный сборщик негосударственных податей критически осмотрел витрину, прочитал инструкцию по применению «Антигипнотина» и потребовал:
- Ага, новый товар. Новые клиенты. Ставка удваивается.
Олег попытался возражать:
- Это разве клиенты? Шантрапа одна.
- Заткнись! – рявкнул рэкетир. – Не то твоя хибара сгорит к такой-то матери. Усек? Гони таксу.
Взял свой гонорар и ушел, вызывающе хлопнув дверью. А то еще зашла пожилая дама в старомодном пальто и положила на прилавок анкету.
- Нужна ваша подпись в поддержку нового президента.
Олег отрезал ей:
- Мадам, мне плевать и на старого, и на нового президента. Я так же далек от политики, как Земля от Марса. Брысь отсюда.
Дама разгневалась:
- Придут к власти наши – мы вам покажем, сволочам, как народ грабить.
Дверь за ней скрипела особенно радостно. Но однажды появился компетентный человек с образованными манерами.
- Я химик, - представился он. – Работаю в смежной области. Ваш «Антигипнотин», если не афера, представляет определенный интерес для соответствующих кругов. Кто автор?
Автор был извлечен из кладовки в белом с цветными от реактивов пятнами халате.
- Вы что же, - обратился к нему визитер, - решили поправить самого бога? Облагодетельствовать человечество? А вы у него спросили согласие? Как оно?
- Покупают, - скромно ответил автор. – А вы пробовали?
- Действует, - подтвердил потенциальный покупатель. – Как это вам удалось?
- Мой препарат, - стал объяснять Матвей, - нейтрализует ферменты усталости, что препятствует процессу торможения в клетках головного мозга.
- И все? Не совсем вразумительно.
- С вас хватит.
- Вас не признают в научном мире.
- Великих признавали в основном после смерти.
Олег прервал дискуссию:
- Или покупайте, или проваливайте.
- Спокойней, мой дорогой, - осадил его посетитель. – Я предлагаю продать мне  ваше заведение со всеми потрохами. С лицензией и патентом. Вместе с вами, разумеется. Делу можно придать международный размах. Сумму сделки назовите сами.
Олег было дернулся согласиться, но Матвей огрызнулся:
- Мы не продаемся.
Посетитель усмехнулся.
- Я не потерплю конкуренции, - и степенно удалился.
Дверь захлопнулась тихо и даже боязливо. А через два дня в кладовке среди ночи по непонятной причине вдруг вспыхнул пожар. Сгорело все. А то, что не сгорело, было залито водой, которую в изобилии изливали пожарные. С бизнесом было покончено. Олега хватил удар, и жена отвезла его в больницу. Матвей остался с одними идеями в голове.
Он стал обращаться в различные учреждения, но никто ему не верил. Откровенно посмеивались. Крутили пальцем у виска. Он заглянул даже в воинскую часть и стал объяснять полковнику:
- Для армии «Антигипнотин» - сущий клад. Солдаты могут воевать без сна сутками напролет. Никакой враг не выдержит.
Полковника прорвало:
- С кем воевать? Что за бред! Какие таблетки, когда средств не хватает на самое необходимое.
Матвей пошел по директорам коммерческих предприятий.
- Рабочие в ночную смену не будут уставать. Производительность труда удвоится.
Но ему возражали:
- Какую еще в ночную! Мы и днем-то работаем еле-еле. Вы что – на Луне живете?  Не знаете, что в стране происходит? Газет не читаете?
Он обошел всех, кого хотел осчастливить своим препаратом. Но никто не откликнулся на его страстные призывы. У одних не было средств. У других – желания. Третьи просто не верили. Матвей стал раздавать таблетки даром. Кто брал, кто угрожал, кто увертывался, как от сумасшедшего. Один бомж объяснил ему так:
- Когда жрать нечего и выпивки нет, милое дело – поспать. Сон – он от всего лечит. А ты, глупый человек, хочешь лишить нас последней радости. Иди, пока цел.
Незаметно наступила поздняя осень. Осыпались листья. Залили дожди. Матвей по-настоящему загрустил. Однажды он долго не мог уснуть, но кое-как поддался Морфею и тут же проснулся, обливаясь холодным потом. Приснился какой-то иррациональный кошмар. Опять смежил веки и опять – тот же сюрреалистический сюжет. Матвей потянулся к полке со спасительным средством, чтобы не поддаваться сну. И вдруг отчетливо услышал: «Боишься?» И что-то загрохотало в ушах. А может быть, это просто ветер трепал на крыше отскочивший угол жестяной кровли.
Он проглотил несколько таблеток и успокоился. Лежал, безучастно глядя в потолок. Неслышно в комнату просочилось жидкое утро. Спать не хотелось. Многовато принял, - подумал он. А что, если…
Мысль об ошибке он постарался выбросить из головы. Ну не будет он спать день – другой… Пусть неделю. Пустяки. Но прошло две недели, а сна не было. Ни днем, ни ночью. Он погрузился в странное оцепенение, будто все это происходит не с ним. Все казалось нереальным и даже трансцендентным. Он все время вспоминал и никак не мог вспомнить: какую дозу «Антигипнотина» он принял.
Потом он жег какие-то бумаги и сыпал в унитаз содержание последних уцелевших флаконов. Шли дни. Заморозки сменились снегопадами. Но он не замечал времен года. Он погрузился в мир внутренних ощущений и восприятий. Внешняя реальность превратилась для него в абстракцию. Если бы не навещавшая его тетка, он бы умер с голоду.
К весне сознание прояснилось, но это был уже совсем другой человек. А сон так и не пришел. Иногда глубокой ночью его видели на пустынных улицах. Он одиноко метался вдоль  стен и оград, будто что-то искал. И бормотал про себя:
- Я хочу спать… Я очень хочу спать… Верните мне сон…Я ошибся… Вы знаете, что такое хотеть спать?
И никто на свете не знал, как страдает от бессонницы человек без с


Рецензии