Манифест нового русского критического реализма

9 февраля 2012 года на заседании Клуба прозаиков Литературного института состоялось обсуждение манифеста «Нового русского критического реализма», опубликованного в журнале «Приокские зори» (№ 1, 2011) гл. редактором Алексеем Яшиным.

Известно, что текст манифеста широко обсуждается в писательских кругах. Вот и у нас тоже было, как никогда много желающих высказаться.
Итак, 9 февраля мы собрались за круглым столом 24 аудитории. Сначала Галина Николаевна Дубинина представила журнал «Приокские зори», который в Туле выпускает писатель, выпускник Литинститута, Александр Яшин. А затем мы перешли к обсуждению «Манифеста нового русского критического реализма». Участники Клуба, студенты и выпускники Литинститута, заранее ознакомились с текстом.

В письменных отзывах Андрей Тимофеев, Артём Каратеев и Екатерина Ратникова очень тонко подметили некоторые мировоззренческие особенности манифеста. Их замечания отличаются точностью, а рассуждения подкреплены многочисленными литературными примерами. Александр Евсюков афористически краток, с его утверждением, что «творчество, как ни крути, рождается НЕ из манифестов, как ребёнок рождается НЕ из пелёнок» – многие участники Клуба согласились. Отзыв Дмитрия Лукина занимает, пожалуй, особое место. Его рассуждения наиболее близки духу критического реализма. Думаю, писателям, поддерживающим это направление, будет приятно прочитать размышления молодого прозаика.
В целом же, Манифест нового русского критического реализма рассматривался на Заседании в двух основных аспектах: как форма, манера изложения, и как определенное содержание. Все без исключения участники обсуждения отметили наукообразность стиля, злоупотребление малопонятными терминами, в результате чего произошло затемнение и искажение смысла. Автор не смог ясно и точно донести свою мысль до читателя.
В содержании же Манифеста выделялись различные моменты, каждый привнес собственное видение ключевых проблем современной литературы и варианты их творческого разрешения.
Так Андрей Тимофеев напомнил важнейшую задачу литературы, – не просто обосновывать наличие зла, критикуя отрицательные стороны жизни, но – показать идеал. «А показать идеал это, согласитесь, уже не критический реализм…»
Многие участники также отметили закономерность и неслучайность появления таких документов как «Манифест». «Оно показывает, что идет активный поиск как раз того самого метода и стиля, которые смогут отобразить современного героя. Что назрела потребность сделать портрет такого героя, его внутреннего мира, внешнего окружения», – сказал Артём Каратеев.
А Екатерина Ратникова добавила: «почему бы вместо обсуждения и уточнения положений текста, которому писатели, живые люди, всё равно не будут в точности следовать, всем нам просто объединиться во имя русской словесности, создавая новые художественные произведения, по-доброму встречаясь в редакциях журналов и газет, проводя совместные круглые столы и творческие вечера?»
В февральской встрече Клуба прозаиков также участвовал и Кирилл Мурашев, кандидат философских наук и одновременно бард. Он представил творчество И. Ильина, поделился своими рассуждениями о сущности художественного образа, рождающего литературный текст. В заключение Кирилл исполнил под гитару две собственные песни. И, тем самым, от отвлеченной теории, логических документов, мы перешли к живому и музыкальному слову.
Три часа пролетело незаметно. Обсуждая манифест, мы затронули и другие темы, ведь в литературе всё взаимосвязано. Поэт Григорий Тачков прочитал своё стихотворение. Выпускники ВЛК – Марина Котова и Юрий Невский, которые впервые навестили Клуб прозаиков, поделились опытом своей литературной жизни. И мне подумалось: писать манифесты, может быть, несложно. Но творчество – начинается там, где жизнь. Где свободный ветер, воля автора и небо, влажное от весеннего снега. А еще: современная литературная ситуация интересна и неоднозначна. С одной стороны, догматическое мышление при чрезвычайной путанице всех духовных понятий; попытка вернуться в сталинский «рай» и к истокам критического реализма. С другой, стремление выразить мир во всей его противоречивости и красоте – через художественный образ; переосмысление исторического прошлого; отказ от наивного атеистического мировоззрения, обросшего стереотипами бытового сознания.
Тягостному ощущению заката культуры («расчеловечевание необратимо») противостоит новое сознание молодой литературы – с признанием созидательного начала в искусстве, с восприятием в современной действительности не только мрачных, отрицательных сторон. Иногда, заглядывая в текст подобных манифестов – мы лучше начинаем осознавать себя. Февральское заседание Клуба прозаиков показало это.
Анастасия Чернова


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.