Страх

           Вспоминая своё босоногое послевоенное детство, я с особой теплотой отношусь к школе, к тем учителям, которые отдавали свои знания нам детям военного времени. И мы с большим уважением относились к ним. Моя школа, десятилетка, была одна на всю округу. Находилась она в рабочем посёлке. В неё ходили не только поселковые дети, но и дети окружающих деревень. В ту голодную, послевоенную пору мало кто кончал десятилетку. Нужно было помогать родителям растить младших сестёр и братьев. Росли без отцов, которые погибли на войне. А у иных отцы пришли с войны раненными или инвалидами. Обычно, окончив семилетку, дети шли работать. Многие ребятишки тянулись к знаниям и продолжали учёбу в школе рабочей молодёжи (Ш.Р.М.)по вечерам. Другие шли учиться в ремесленные училища( Р. У. ) на полное государственное обеспечение. Им выдавали форменную одежду и обеспечивали трёхразовым питанием в общественной столовой, жили они в общежитии. Там учили их избранной профессии. Многие старались поступить туда и не быть в семье лишним ртом.
                Но моя мама, непременно, хотела, чтобы я кончила десятилетку и продолжила учёбу дальше. "Я всю жизнь чертоломила и не хочу, чтобы и ты жила так же, как я "-говорила она. Мы в то время жили в лесничестве, на кордоне, ходить в поселковую школу приходилось километров пять. Дорога проходила мимо кладбища, выходила на поле, на котором поселковые сажали картошку. В дождливую погоду идти по пашне было трудно, ноги утопали в грязи. Чёрная, жирная земля приставала к обуви, образуя ком грязи. Ноги вязли в грязи. Пока пройдёшь это поле перепачкаешься и устанешь. Идти по такой дороге одно мученье.
    
      За полем  шёл выпас, где  днём пасли скотину. Затем шёл лес с оврагом посередине. За лесом небольшая поляна и озеро. А за озером стояли наши дома. Озеро было не глубоким, но большим по размеру. Весенний разлив реки затоплял озеро и овраг в лесу водой. Тогда их нужно было обходить, дорога до дома удлинялась. Ну ,а в сухое лето вода высыхала и путь домой на много сокращался. На дне оврага всегда было темно и сыро. Росла высокая трава и крапива. Большое озеро превращалось в ряд мелких озерков и луж, зарастало камышом, осокой и травой, росшей на болотных кочках. Вот среди этого камыша и болотных кочек-напрямик, мы протаптывали тропинку до дома. В дождливую погоду под ногами хлюпала вода, а при ветре камыш шумел и идти по узкой тропинке одному было жутковато. Казалось, что вот выйдет из камыша лихой человек, либо зверь.               
              Случилось так, что десятилетку решили кончать две девчонки с нашего кордона. Соседская девочка Валя была последним ребёнком в семье. Старший брат уже работал, да и сестра после семилетки устроилась на работу. На семейном совете решили пусть Валентина закончит десять классов. Жили мы в одном бараке. Обе были безотцовщины. Отцы наши пропали на войне без вести.

      Учились мы в одном классе. Все школьники с восьмого по десятый класс учились во вторую смену. Перейдя в восьмой класс, мы так же стали мы учится во вторую смену. Уроков в старших классах было много. Когда кончался шестой урок, было часов семь -восемь вечера. Вспоминая то далёкое детство, мне до сих пор не понятно, почему две девчонки имея много общего не были дружными между собой. Мы были настолько разными, что дружбы между нами не получилось.
               Валентина была на год старше меня и вела себя, как сорванец. Быстро бегала, скоро ходила, лазила по деревьям. Свистела, как заправский мальчишка, вставив два пальца в рот. Я же, наоборот, не умела быстро бегать. Была такой спокойной девчонкой. Много читала и не лишена была романтики. Прочитывая книги, старалась подражать героям книг. Всегда убедительно доказывала правоту, если среди сверстников возникал спор, основываясь на прочитанных книгах. Это почему-то ещё больше раздражало Валентину. Она невзлюбила меня и старалась досадить мне при любом удобном случае. Я была страшная трусиха.Этот страх у меня остался из детства, когда-то меня сильно напугали. Но это отдельная история. Валя знала что я трусиха и всего боюсь. Сама она слыла бесстрашной девочкой или делала вид, что ничегошеньки не боится.
    
       После уроков она старалась убежать от меня, никогда не ждала, чтобы идти домой вместе. Хотя мне казалось, что ей тоже было страшно идти домой одной. Самым страшным испытанием для меня, была дорога из школы домой, особенно осенью. Когда лес сбросит листву и при ходьбе она жутко шуршит, ещё больше пугая меня. Лесом я обычно шла медленно и осторожно. Сделаю несколько шагов и слушаю не идёт ли кто следом. С дорогой из школы связаны интересные случаи в моей жизни. Иногда курьёзные и смешные, но всегда связаны с переживаниями и страхом. Один такой случай произошёл с нами, который показал, что Валентина не такая уж бесстрашная, какой старается казаться.
                Осенний день клонился к ночи, когда закончились уроки в школе. Быстро наступили сумерки. Валентина, как обычно, сбежала от меня и идти мне домой пришлось одной. Быстрым шагом, через проулок Валентина выходила к кладбищу, шла по тропинке между могилками, напрямик. Выходила на пашню и почти бегом шла к лесу. Я же жутко боялась кладбища. В сумерках тени от крестов наводили страх. Кладбище было старым и многие кресты покосились, иные совсем сгнили и лежали на могилках. Были и провальные могилы, за которыми никто не следил. На этом кладбище была похоронена моя бабушка. А про мертвецов рассказывали всякие небылицы. Прямо по кладбищу, между могилами, я ходить боялась. Пока я его обошла, силуэт Валентины уже мелькал на пастбище. Догнать её, либо сократить расстояние было не реально. С холодком в сердце, я понимала, что через лес мне придётся идти одной. Была сухая осень. Лес сбросил листву. Было совсем темно, когда я дошла до леса. В лесу я шла тихо, прислушивалась к каждому шороху и звуку. Тропинка покрылась толстым слоем сухих листьев. Порывы ветра срывали с деревьев листву. Листья срывались с деревьев, летели в низ. Лес был полон тревожными для меня звуками.
                Не доходя до оврага метров десять, я увидела, что навстречу идёт человек не высокого роста. Не успев испугаться я поняла, это была Валя. Она подошла ко мне и была очень испугана, чем очень удивила меня. Голос её дрожал. "Там, там в овраге кто-то есть. Пойдём тихонько, подойдём поближе, послушаем"-сказала она шёпотом. Мы крадучись подошли к краю оврага и стали слушать. На его дне слышалось сопенье, пыхтенье-казалось, что там происходит какая-то борьба. Затем раздался мужской голос, который разразился нецензурной бранью. Мы не знали, как нам поступить ? Идти обратно, но куда? Дома переполошились бы,  не приди мы вовремя из школы .Прямо идти боязно. Обходить этот овраг? Надо  возвращаться назад, а это очень далеко, и опять таки идти лесом. Долго мы стояли на краю оврага. Наконец Валентина приняла решение - идти напрямик, во чтобы ни стало. "Давай возьмёмся за руки. И не убегать друг от друга"-сказала она. Я вцепилась ей в руку, зная наверняка, что при первой же возможности она меня бросит.

        На дне оврага барахтался человек. Было темно и не понятно,  один он был или нет? Он пытался встать, но падал издавая разные звуки и ругаясь, как только умел. Обходя его, лежащего на тропинке, в овраге, мы хором сказали- "Здравствуйте !"- и пулей вылетели из оврага. Не ожидавший увидеть ещё кого-нибудь ночью в лесу, на дне оврага, человек ошалело смотрел на нас. Мы с такой скоростью пролетели мимо него, что он ничего не смог понять.
                Бежали мы , что было сил, как говорят- "только пятки сверкали." В до гонку, мы слышали, он что-то кричал нам. Звал, а нам казалось, что он преследует нас. Добежав до дома, мы молча разошлись. "Что-то ты сегодня долго? Уроков было много?"-спросила мать, собирая на стол поесть. Я быстро ем и ложусь спать. От пережитого волнения, я долго не могу уснуть.

         Утром я просыпаюсь от весёлого смеха и шума голосов на веранде. Разговаривают мама и соседка. Молодая и смешливая Дуся рассказывает маме, что вновь назначенный лесник ,вчера напился в посёлке и не ночевал дома. "И знаешь где он ночевал?-в лесу, в овраге. Ехал поздно домой на велосипеде, а брючина  замоталась за цепь, он как упал на дно оврага, так и не смог подняться. Велосипед не даёт, да и пьян был изрядно. Соседка так смешно изображала лесника при этом заразительно смеялась. Мне стало смешно их слушать. Вспомнился пережитый вчера страх и дорога домой. И ещё я поняла,  что Валентина не такая уж бесстрашная, как старается казаться. Только она чуть решительнее меня. Но не смотря на случившийся казус, она по прежнему убегала от меня и мне всё равно приходилось ходить домой одной. На другой год я уже привыкла и не так боялась, темноты и леса.


Рецензии