На Камчатку 1980 г

Самолет заходил на по¬садку. Стояла отличная пого¬да, и мы, прильнув к иллюми¬натору, с волнением рассмат¬ривали, как, приближаясь, разворачивается под крылья¬ми лайнера незнакомая нам, таинственная страна Камчат¬ка.
Каждому,  кто любит путе¬шествовать, знакомо это чув¬ство ожидания, когда делаешь первый шаг и открываешь новую для себя землю, И только двое наших товарищей не замечали прекрасной пано-рамы Авачинской бухты и волновались совсем  по   друго¬му поводу. Слава С., завхоз экс¬педиции, мучительно вспоми¬нал, что мы еще забыли и что необходимо закупить в Петро павловске Камчатском, а Га¬лина Петровна К. все еще сом¬невалась: правильно ли она поступила, что поехала сюда. Вместо приятного и спокойно¬го отпуска с дочерью ее ждут неизвестность, тяжелые, пере¬ходы, тучи комаров  скудный походный паек. А что взамен?
Нас было 14 человек. Один¬надцать из них имели, пря¬мое отношение к НПИ: сот¬рудники, студенты, члены гор¬ного клуба. В их числе три мастера спорта и четыре кан¬дидата в мастера спорта СССР. Выступали мы под флагом экспедиции Ростов¬ского областного Совета по туризму. Это, в известной ме¬ре, было признанием возрос¬шего авторитета. туристов НПИ, признанием их успехов. До сих нор спортивные турис¬ты Ростовской области добирались только до Хабаровска.
Цели и задачи, которые были поставлены перед нами об¬ластной федерацией, доволь¬но серьезны. Кроме спортив¬ного похода IV категории сложности, мы должны были заснять фильм по заданию Ростовского телевидения, подробно изучить туристские возможности Камчатки с тем, чтобы обеспечить организа¬цию в этом районе массовых спортивных походов ростов¬чан, выполнить некоторые на¬учные исследования по зада¬нию Гидрохимического инсти¬тута и Северо-Кавказского на¬учного, центра высшей школы.
Руководителем  спортивной чисти экспедиции был В. II. Пахарев, ответственный по научной части В. Г. Сойер, съемку фильма обеспечивали. П. Кисляков, член, Союза журналистов СССР, а в нашей экспедиции - постановщик и режиссер, и М. А. Быстров - оператор. Общее руководство экспедицией от областного Со¬вета осуществлял главный тренер областного Совета, мастер спорта СССР П.П. Маркии.
Маршрут похода: Кроноцкое озеро – берег океана в устье реки Кроноцкой—по тундре вдоль берега океана до устья реки Тихой, долина Гейзеров – Узон – верховья ре¬ки Китальгина – выход к реке Камчатке у Кирганика – Мильково.
Это тот самый путь, о котором Сенкевич, ведущий про¬граммы «Клуба кинопутешест¬вий», в то время, когда мы были уже, в дороге, сказал в передаче о Камчатке, что он доступен лишь немногим хоро¬шо оснащенным экспедициям.

В любом деле нужны скептики
Часто мы беремся за ка¬кое-то дело только потому, что не знаем, как можно по¬рой довести его до конца, а достигнув цели, благодарим судьбу за это, ведь если бы мы подозревали, как труден будет путь, разве отважились начать его?
«Камчатка!» - это прозвуча¬ло смело  и заманчиво. А что? Разве горный клуб НПИ не организовывал серьезные экс¬педиции на Памир, Тянь-Шань, Фаны? В тот холодный январский вечер, когда в уютной квартире у камина об¬суждались планы летних экс¬педиций и родилась эта идея, мы совершенно не представ¬ляли, какую тяжесть взваливаем на плечи. Были месяцы непрерывных забот множество разочарований, неудач, случайностей, когда все ру¬шилось и нужно было начи¬нать сначала.
Серьезная спортивная экс¬педиция требует решения многих вопросов и готовится не один месяц, а иногда и годы.
Был создан оргкомитет, председателем которого едино¬душно избрали К. В. Наталевича. Он сразу же навел по¬рядок в несколько беспокой¬ной и сумбурной деятельнос¬ти оргкомитета, ввел ее в спокойное и деловое русло, четко определил ответствен¬ность и задачи каждого члена экспедиции.
Надо сказать, что большин¬ство членов будущей экспеди¬ции проявили в начале совер¬шенно естественный, и я бы сказал, здоровый скептицизм по поводу ее осуществления. Оно, это большинство, твердо было уверено в том, что осо¬бенно тщательно подготовленные охотничьи и рыбацкие снасти нам вполне пригодятся и на Дону. Это неверие дейст¬вовало на членов оргкомитета как допинг – их силы удесятерялись. Я уверен, если бы все члены, экспедиции были твер¬до уверены в успехе, ничего бы не вышло. Когда организа¬торы поняли, на что реши¬лись отступать им не позво-лило самолюбие.
Большую роль в подготовке экспедиции сыграли Е. Сумин и И. Астахов. Они собрали множество материалов о Камчатке, подготовили описания и возможные варианты мар¬шрутов. Именно от них мы впервые услыхали эти таин¬ственные и манящие названии – Кальдера, Фумарола, Узон, Кедрач. Шеламайник. Мы их повторяли как заклинания. Особенно мне нравилось «Кальдера Узона», пытался даже представить себе, что же это такое?
Теперь все позади. Никто из участников, наверное, уже и не вспоминает те тяжелые минуты, когда, шлепая с  40 кг за плечами по болотной тундре, он проклинал всех и вся, и больше всего самого се-бя, за то, что впутался в это дело. Все позади...
Перед глазами стоит не¬обычная фантастическая, раз¬ноцветная Камчатка со всеми своими удивительными чуде¬сами. И каждый из нас счи¬тает, что ему здорово повезло, раз он там побывал, в том числе и Г. П. Куприенко.

Опубл. в еженедельнике «Кадры индустрии»  6 декабря 1980 г.

На снимке: переход вброд реку, которая через 100 метров впадает в Тихий океан, слева-направо - Володя Светличный, Галина Петровна Куприенко, Николай Петрович Кисляков, Нина Джалалова, Юра Кудрявцев, Дебора Пеккер, Сойер, Валерий, Феликс Цыбулевский, Виктор Пахарев и его друг - Анатолий Лапшин.


Рецензии