Люди и горы

(Из походного дневника)
Если бы я мог сочинять музыку, и бы непременно написал сим¬фонию о людях, кото¬рых я хорошо знаю, понимаю, и о горах, которые и люблю. Музыку я написал бы потому, что она лучше всего может передать чувства людей, их настроения и самые тонкие оттенки этих чувств и настроений. События в симфонии разворачивались бы на фоне торжественной, временами очень кра¬сивой, временами очень грозной, но все время необычайной мелодии. Это – тема гор. На этом фоне отдельные ин¬струменты вели бы свои партии. Каждая партия – это  характер человека, который при¬шел в эту страну гор. Сначала бы они звуча¬ли робко, потом — креп¬ли, мужали и сливались в одну мощную пар¬тию, которая противопоставила себя первой теме – теме  гор.
Темы – люди  и горы – вступили бы в единоборство друг с другом, напряжение нарастало бы, а потом все слилось бы в еди¬ном порыве и... успоко¬илось. Люди нашли в горах то, что хотели найти, они думали, что покорили горы, а го¬ры бы улыбались, - ведь на самом деле это они, покорили людей, ваяли в плен их, околдовали.
В сложных горных походах и восхождени¬ях жизнь только на первый взгляд проста и примитивна. На са¬мом деле  она полна неожиданностей и пе¬реживаний. В горах перед лицом опасно¬стей в людях прояв¬ляются самые скрытые человеческие доброде¬тели и пороки. Здесь хватает всего – страха  и мужества, злости и доброты, здесь прояв¬ляются самые горячие привязанности, и рождается пылкая любовь. Здесь выше всего це¬нится товарищество и самоотверженность, но вместе с тем прояв¬ляются здесь и често¬любие, и стремление к славе, горячие порывы и трезвая логика, муд-рость труса и храб¬рость авантюриста, борьба за первенство и стремление уйти от от¬ветственности и спря¬таться за спины това¬рищей, презрение к слабому и снисходи¬тельность. Все это яв¬но и скрытно, в тыся¬чах оттенков.
Только одного здесь никогда не ищут лю¬ди - выгоды.
Горы – суровый  эк¬заменатор не только твоего сердца, твоих легких и твоих мышц. Чем выше ты хочешь в них забраться, тем лучше ты должен стать сам. Потому все плохое проходит, когда ты по¬степенно поднимаешься по ступеням этого тор¬жественного храма. Проходит все – иначе  ты не сможешь ходить в горы, тебя просто не будут брать товарищи, если в тебе что-то не так.
Альпинизм и слож¬ный спортивный ту¬ризм – в  высшей степе¬ни коллективные виды спорта и требуют, что¬бы каждый был до пре¬дела мобилизован, и тогда не остается места всякой шелухе.
А когда ты спуска¬ешься вниз, ты и на мир уже смотришь не¬много иначе, становить¬ся мудрее и скорее раз¬берешься, где истин¬ные ценности, а где – мнимые  в перипетиях сложной жизни.
Обо всем этом я рас¬сказал бы е своей симфонии, если бы мог сочинять музыку.

Опубл. в многотиражке НПИ "Кадры индустрии" 25 января 1975 г.
На снимке - Ю. Д. Кудрявцев.


Рецензии