Ответы на вопросы Литературной газеты

1. С каким знаком – «плюс» или «минус» - оцениваете вы деятельность ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи)? Почему?
2. Нужна ли стране массовая молодёжная организация, действующая при поддержке государства, вне политических идеологий, воспитывающая молодых в духе патриотизма и активного отношения к жизни? Или необходимо другое решение?


Советский комсомол за свое 70-летнее существование проделал огромный путь, во многом с разворотом на 180 градусов. Я вступил школьником в комсомол в самом конце 60-х и застал его уже последнюю фазу, совсем непохожую на тот героический образ боевого отряда борцов за новую жизнь, про который мы читали в книгах «Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия», да что-то слышали от родителей. Комсомол стал в мои времена классической школой советского цинизма и лицемерия, когда говорилось одно, писалось другое, а думалось третье… Мое поколение наверное стало первым в стране полностью равнодушным к идеям коммунизма, общего счастья, беззаветного труда во имя светлого будущего. Для рядовых членов ВЛКСМ «почетное право» носить под сердцем комсомольский билет было неизбежной обязаловкой, типа поездок «на картошку», совершенно необходимой чтобы просто хоть-чего то добиться в этой жизни. Ну а комсомольскую карьеру, делали, как им и положено, записные карьеристы, стремившиеся по рекомендации комсомола попасть в члены партии, что, в свою очередь, открывало многие дороги и двери, недоступные беспартийным. Впрочем, во всем этом лицемерии было и что-то веселое, вроде совместных походов членов нашего институтского бюро ВЛКСМ пить пиво в Парк культуры, по комсомольской разнарядке мы дежурили на полуопустевших улицах Москвы во время московской Олимпиады 80 года, коротая длинные вечера тоже отнюдь не за термосом с чаем…. И, надо сказать, что эта вот неформальная сторона тогдашнего комсомола, предполагающая очень интенсивное общение за закрытыми дверями за пивом или водкой молодых, амбициозных, карьерно настроенных людей и определила реальную суть того комсомола, который стал первоначальной школой бизнеса, договорных отношений, обделывания всевозможных дел и делишек, - а вовсе не тот поток циничного елея, который лился с высоких трибун. Под эгидой комсомола активно произрастали и стройотряды, и центры научно-технического творчества, во многом апробировавшие к  той советской реальности принципы артели и кооперативов, расцветших (и увядших) уже в горбачевские времена. Скажем, центры НТТМ стали первым опытом обналичивания безналичных денежных средств, очень эффективный способ делать вполне реальные деньги из воздуха. Совсем не случайно многие мои товарищи по комитету комсомола ЦЭМИ АН СССР стали членами гайдаровского правительства, а потом и миллиардерами-олигархами - со всеми характерными чертами вчерашних карьерных комсомольцев – циничные, хваткие, уж точно что совсем не идеалисты. Впрочем, каковы времена, таков и комсомол, наверное…
Сегодня опять времена, как говорится, «которых не было подлей». Печать этих времен, точнее безвременья, несут и многочисленные эрзац-комсомолы, выпестованные главным кремлевским идеологом тов. В. Сурковым. Большая часть этих организаций существует ровно до того момента, когда на них проливаются деньги, дармовые обеды и летние лагеря с многочисленными удовольствиями и развлечениями. Здесь нет ни единой капли реального, а не деланного патриотизма и активного отношения к жизни. Думаю, что если сегодня за дело возьмется уже не В. Сурков, а пришедшие ему на смену специалисты по внутренней политике, и они вряд ли создадут что-то качественно иное. Какими бы красивыми словами их деятельность не обосновывалась бы. Но… надежду внушает то, что новые поколения молодежи уже где-то пресытились(или когда-нибудь пресытятся) атмосферой цинизма и прагматизма. История все-таки движется кругами. Я уверен, что «живые всходы» появятся, но только не в качестве нового комсомола как младшего брата партии «Единая Россия» (или ОНФ). И вообще не на политической и идеологической поляне. А на поляне экологии, волонтерства, сохранения природного и исторического наследия, и всего того, что делает нашу страну родиной, не на словах, а на деле. И станет не удобным, хотя и продажным, партнером властей, а скорее их оппонентом.


Рецензии