Деревня Мишуково

Меня сегодня сморило днем и я так сладко уснула. И приснилась мне деревня. Но не та, о которой я пишу. А поскольку я человек фактов, то решила все честно отразить в своем повествовании.
Это было давно в 87 году. В деревню Мишуково Елатьминских земель Касимовского района, что на Рязаньщине, меня занесло по печальным событиям. Именно тут приобрел мой дед "дачу" по многочисленным приставаниям его супруги. Именно сюда мы приехали проводить деда в последний путь. Но писать я буду совсем о другом. Накануне похорон я прилично выпила и тому был повод. Мне пришлось решать, казалось бы невыполнимые задачи, с которыми я справилась. Но после их разрешения я потребовала водки, дабы не свихнуться.
Я проснулась в незнакомой избе с запахом свечей. Голова слегка была никакая.Но вставать никак не хотелось. Ложе, на котором я возлежала, мне напомнило о сказке Принцесса на горошине. Сколько подо мной было перин, я даже и не пыталась гадать. Как я на эту кровать взгромоздилась давече?  Да и слезать-то с нее будет делом не из легких - я лежала как в гнезде.
 Откуда-то послышались звуким брызг по пустому ведру. Ой, так это ж корову доят. И как я здесь очутилась? Ничего не помню со вчерашнего вечера. Из окна пахнет сиренью. За окном жаркий май - день Николая Угодника. Слышу, что во двор выпускают петушиный гарем. Вот тут и началась музыка деревенского утра. Петух гоняет кур. Во! Поймал! Курица истошно кудахчет, получая удовольствие, а может быть и нет. Всему этому хору подпевают гуси, дружно гагоча. Менее слышно хрюканье свиней, которые получили свою дозу хавчика и смачно все это уплетают за свои розовые щеки.
Я кажется поняла у кого я дома. Слышу голос бабы Лены. Удивительная женщина. Сколько ей лет не знаю. Знаю, что живет одна. И именно она сообщила нам телеграммой о кончине деда. Поразили меня ее глаза. Вы когда-нибудь видели старую женщину с глазами юной красавицы?  С белками, как у малыша? Вот такой была баба Лена.
Она управилась с утренней кормежкой своего натурального хозяйства и дверь в мою спаленку отворилась.
-Доброе утро, Ирочка. Пора вставать. Там Вера Александровна с давлением. А надо готовить на стол. Мама Ваша там с Раечкой. И мы сейчас присоединимся.
Баба Лена принесла мне кислого светлого деревенского кваса. Ох, как же я его жадно выпила!
- Иди умойся во дворе и потом в большую комнату налево заходи. Как же здорово было на улице. Солнце еще не жаркое. Небо синее-синее. Пахнет с поля клевером и еще чем-то сладким. Вспомнила, донником. Умылась, размяла свое бренное опохмельное тело и вошла в дом.
А на столе творожок с заспанными отметинами от марли, сметана, мед, яички, хлебушек из печи, свой, ноздрястый такой. И еще чай с листочками вишни, смородины, мяты, клубники. Вспоминаю это и слюньки потекли.
Пока трапезничали, баба Лена рассказала, как меня вчера под белы рученьки довели до ее дома. И так мне стыдно стало, что начала прощения просить.
- Да Господь с тобой, чего удумала. Тебе вчорась надо было выпить. Поди, первый раз в такую историю попала?
Вскоре мы пополнили ряды сидящих за столом, кромсающих  всякие салаты и закуски. Баба Лена сидела напротив меня и рассказывала, как песню, что сейчас творится в загробном мире.
- Знаешь, Ирочка! У них ведь там сегодня праздник. Твой дедушка хороший человек был. А хороших они очень любят. Они сейчас там принарядились и ждут его с нетерпением. Баба Лена смотрела на меня своими венециановскими глазами, а я не могла оторвать от нее взгляда.
 Настало время, когда надо было собираться на проводы деда в последний путь. Напрочь отшибло из памяти, как мы туда добирались. А вот всю сирень возле "дачи" я обобрала. И помню, что засыпанный холмик утопал в майской сирени.
На следующее утро резко поменялась погода. Было жутко холодно и промозгло. В деревне Мишуково развезло от дождя дороги и так просились на них купающиеся в грязи свиньи в моем воображении. Но хрюшек хозяева берегли. А мы окружными путями шли на автостанцию Елатьма, так как местный "гранд каньон", то бишь овраг, был опасен для прохождения.
Самое печальное во всей этой истории, что я ни разу не была у деда на могиле. Но в храмах всегда ставлю за  упокой его души. Дед был из старообрядческой семьи, но в молодости стал атеистом. И общечеловеческую мораль нес всю свю жизнь.

27 июня 2011 год


Рецензии