Структурные парадигмы Др. Греции. Полис, Театр

С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:




Наиболее последовательно фрактальная трехчастная парадигма, определяющая определенный тип социальной (культурной) деятельности, близкой к структуре основных инстинктов (и условных рефлексов) прослеживается в культуре Древней Греции: как в социально-политической структуре древнегреческих полисов, в структурах отдельных её культурных феноменов (например, театра, театральной деятельности и в структуре самих трагедий, в структуре древнегреческого музыкального строя, в структуре войска, в структуре мистерий, привязанных к годовому хозяйственному календарю - элевсинских (цикл прорастания ячменя и просо) и дионисийских (цикл созревания винограда и вина), во многом повторяющих структуры древнеегипетских мистерий), так и в структуре самого древнегреческого языка...  Именно стремление пытливых греков привести все видимые структуры к универсальной фрактальной 3-х частной языковой структуре, к языковому логосу, и породило древнегреческую философию с её (Единым\Мировым Умом\Мировой душой)...

Ниже рассмотрим отдельно особенности указанных структур, во многом повторяемых как в выросшем из элинского язычества христианстве, так и в современной европейской культуре...


МЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Структуры социума в древнегреческом полисе отражали и формировали ментальную структуру древнегреческого сознания. В целом, вся ритуальная, социальная и культурная деятельность в архаичном полисе определялась такой структурой.
В структуре самого полиса, как сложной социальной, иерархически организованной системы, явно наблюдается трехчленная составляющая.
Так, если в современном государстве можно выделить как такие базовые составляющие: (субъектов (олигархи\элита\народ)\\ материальную собственность (естественную собственность\культуру\интеллектуальную собственность)\\ систему отношений (производственные отн.\общественные отн.\право))





Структура государства, как сложной социо-системы
 
Анализируя современные ему модели государств, Платон выделял несколько основных базовых составляющих идеального государства. В утопии Платона предлагалось разделить население полиса на три группы: (правители, состоящие из мудрецов-философов  \«стражи», воины, защищающие полис от врагов извне и внутри государства \земледельцы, ремесленники и торговцы, не имеющие фактически никаких прав и живущие очень скромно)…

В реальности в Афинах и в других основных древнегреческих городах была несколько иная структура социума с вполне устоявшейся древней архаической правовой системой. Для античного полиса была характерна так называемая "система трех прав":
1)Обычаи, традиции (естественное право)…
2)Гражданские права (право вступать в законный брак\
право владеть недвижимым и движимым имуществом \ право лично защищать свое дело в суде).
3)Политические права, система трех прав: (право присутствовать на народных собраниях \право голоса на них \право занимать гражданские должности).

Социально-экономическая структура полиса включала три основных типа жителей: (граждане \чужеземцы \рабы).
До реформы Солона граждане делились на четыре основных сословия: (эвпатриды - аристократия, имеющая право занимать должность архонта и другие важнейшие посты в государстве и армии \ геоморы - земледельцы – всадники \ демиурги - ремесленники \феты – батраки, купцы и судовладельцы). Из 500 тыс. населения Афин граждан было всего 20 тыс. (т.е. 1\25 часть, или 4% населения),  которые определяли судьбы города, объявляли войны и пр.
(Заметим, что согласно наблюдениям  русско-американского социолога Питирима Сорокина, в современной Англии в реальном  «демократическом процессе» принимают участие только около 8% населения, за счет чего и возможно тоталитарное управление большинства народа активным меньшинством). К (чужеземцам) негражданам с частично-погашенными правами относились свободные, но неполноправные ремесленники, торговцы, владельцы публичных домов  полиса — метеки. 
Рабы (4\5 от всей численности населения Афин) были лишены всех прав…

После реформы Солона была принята иная социо-экономическая структура полиса (по уровню доходов): (пентакосиомедимны \всадники \зевгиты, тяжелые пехотинцы, фалангисты \феты, малоимущие, легкая пехота)…

На уровне высшей власти также проявлялась все таже 3-х членная структурированность: вся полнота власти в полисе принадлежала трем, с понижающимися полномочиями, органам управления: (Экклессии -Народному собранию \Булле - совету 500 \Гелиэи - суду присяжных с контрольными функциями).

Народное собрание (которое созывалось каждую декаду месяца, т.е. три раза в месяц) и Совет Пятисот избирали администрацию полиса: (10 стратегов – армия и 9 архонтов: эпоним -хозяйство, полемарх - армия, басилей – религиозный культ, 6 фесмофетов - право \Ареопаг - совет старейшин \полетов - отвечающих за аренду гос. имущества,  коллакретов – отвечающих за культы и обряды, коллегию 11 – отвечающих за внутренний порядок, полиция)…

Политическая структура афинского полиса отражала исторически сложившуюся административно-территориальную структуру, согласно которой наименьшим территориальным образованием была ДЕМА, которая включала ((Собрание дема (сходка) \Совет дема \граждан дема)). Совет дема включал демарха (старосту), 2-х казначеев, жрецов храма при деме. Высшим считалось решение Собрания дема, за исполнением которого следил Совет. С Советом общались другие высшие органы власти полиса.
Три и более ДЕМЫ объединялись в ТРИТТИИ.
Три и более ТРИТТИЙ объединялись в ФИЛУ (возглавляемую Советом ФИЛЫ, имеющей стражников) - основную территориальную единицу Афин. Именно фила отвечала за содержание афинского войска и флота, за вооружение гоплитов и триер, за сбор налогов в общую казну. Она отвечала за содержание храмов и проведение храмовых празднеств, за организацию команд для соревнований и игр посвященных. В структуру древнегреческого Полиса входило до 10-12 фил, руководители которых и определяли, в основном, решения Народных собраний.

Обычно доминирующий полис собирал вокруг себя несколько ближайших полисов-союзников, которые выступали как единое целое в военных конфликтах... Вся Древняя Эллада представляла собой динамически изменяющийся конгломерат таких территориальных союзов. Этим и определялась её уникальная, устойчивая фрактальная политическая структура. 

В военизированной общине-полисе Спарте, возглавляемой несколькими царями-сопровителями, структура общества была более архаичной и включала: (спартидов - общину равноправных, гомеев, всадников и гоплитов: для этих категорий свободных граждан действовал принцип равенства в имуществе, в правах, в воспитании. Это были прямые потомки дорийцев \периэков -свободных, но лишенных политических прав ремесленников и торговцев, часть гоплитов. Сюда входили покоренные дорийцами ахейцы, часть самих дорийцев, освобожденные илоты \илотов-государственных рабов, прикрепленных к земельным участкам-клерам и выплачивавших апофору-оброк в половину урожая, вспомогательные войска. Сюда в основном включались захваченные военнопленные или чужеземцы).

Трехчастная политическая структура спартанского государства, определяла структуру режима военной автократии и включала: (2 ЦАРЯ (два царя из рода эврисфидов-дорийцев и рода агидов-ахейцев), которые функционально являлись верховными военоначальниками, судьями, жрецами \\ГЕРУСИЮ, которая включала эфоров (5 человек, которые осуществляли надзор за финансами, и судами), затем в герусию входил совет 28 старейшин (осуществляли суд и управление) \\ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, основу которого составляли военные командиры, гражданская администрация, и вся остальная масса простых спартакидов))...

Ежемесячно спартанскими царями в новолуние (начало месяца) и 7-го числа приносились жертвоприношения богу Аполлону.


ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР И АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ. СТРУКТУРЫ

(об отражении  структуры архаичной социальной деятельности в структуре античной драмы, мистерии, полисного социума)

Трагедия  –  специфический вид древнегреческой драмы. В её основе – раскрытие определенного мифа-сюжета для достижения (созерцания и просветления) катарсиса. Это миф-сюжет, склад событий для достижения просветления (ясного понимания, очищения)… Прообразом трагедии являлась древнеегипетская ритуальная драма из жизни богов.  Древнейшая мемфисская традиция, преобразованная в эпоху Нового царства с помощью трех-ипостасных семейныех триад богов, предполагала явно выраженную трехчастность всех частей древне-египетчского ритуала, в том числе и популярных в Древнем Египте "ритуальных драм".

Драма (действие) в своей основе структурирована, как само действие и раскрывает свое содержание через время и место (фон), где она происходит, через высказывания и поступки героев…

Основу коллективных празднеств и массовых развлечений в древнегреческом полисе составляла триада: (жертвоприношения\театр\игры \)…  Именно в такой последовательности они и происходили:  сначала после  торжественной процессии через весь город перед Храмом божества  приносились жертвы (в основном – бык, козленок) в честь того или иного бога-покровителя, затем на освященной кровью принесённой жертвы (человек, бык, козёл, свинья, петух) площадке разыгрывалась трагедия (сатирическая драма, комедия), затем организовывались те или иные состязания для молодежи…
 
Сама трагедия (по устоявшейся традиции «трагедия» – песнь козлов) возникла  и существовала параллельно с дифирамбами и комедиями.  В основе её – пляска, песни хора, монологи актера.  В ранних трагедиях нет действия.

Для диалога (драмы) более подходит ямб, для сатировской драмы (песни с плясками – трохаический тетраметр). Изначально и сатировская драма и трагедия были разными жанрами, сосуществовали раздельно и включали хор.

В представлениях использовались разные песнопения в честь различных богов: Аполлона (пеаны, номы), Артемиды (парфении, юпинги), Диониса (дифирамбы, иобакхи, фаллики), Деметры (иулы), Кибелы (метроа). Древнейший ритуал жертвоприношений спондей представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Отметим, что участники этого ритуального действа «жертвоприношения» знали только схему, некий «скелет» обряда: сюжет, последовательность обрядовых «событий», традиционные словесные обороты, мелодические попевки и танцевальные фигуры, сопровождавшие его. Все остальное зависело от выдумки и художественной фантазии исполнителей… Затем этот багаж стал использоваться для театрализованного представления священных мифов, сначала в мистериях для посвященных (элевсий, дионисий, панифиней и пр.), затем для всех граждан в театрах перед началом мистерий посвящений...

Хор (хор ряженных из окружения бога Диониса на ритуальных действах назывался общиной священных лицедеев) в античной трагедии (драме, комедии), начиная с Ариона, включал:  (корифея \запевалу  \группу поющих танцоров и музыкантов с флейтами (Афина-Марсий, земное начало), цимбалами  и струнными- лира, кифара (Аполлон, божественное начало) инcтрументами ). Он делился на две части – полухории, и выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда и основное правило единства времени и места для античных драм. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров.

Античное хоровое пение было унисонным,  с диапазоном в октаву,  речитативным, а музыка - в основном - на верхних регистрах, сопровождалось флейтами и систром и была, в основном, вокальной, а не инструментальной. Отметим, что греки считали музыку "слышимым движением" и уже поэтому несущей элементы сакральности. Именно через музыку, считали греки, люди общались с богами.  В мелодиях они выделяли три основных стиля: (номический, высоко-регистровый \дифирамбический, средне-регистровый \трагический, нижне-регистровый).

Считалось, что духовые (свирели авлосы, фригийские флейты, сиринги) затрагивает иррациональную, подсознательную (неразумную) часть души, а струнные (цимбала, дорическая лира, кифара) – разумную её часть, воздействуют на сознание. Ударные (струнные цимбалы, литавры, барабаны тимтамы, металлические тарелки кимвалы, бубны) носят промежуточный, синкретический характер.

Танец в трагедиях воспринимался, как задающий (через внешнее, зрительное восприятие)  ритмику  хоровых песен.
Соревнования музыкантов устраивались в Афинах (на  дионисиях и панафинеях), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии).

Первоначально актерами были авторы-драматурги,
Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним впоследствии прибавились статисты – лица без речей.
Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д.

Трагедии для постановки на мистерии отбирались заранее по принципу агонов - соревнований). Так, на отбор сценариев для постановок на малые Дионисии (в феврале) агоны (фестивали театров) организовывались за месяц до них, на Линеях (в январе).

Начиналось представление  с того, что под руководством жреца-мистагога торжественно приносили жертву Дионису, На следующий день выходил протагонист, представлял судей агона и почетных граждан, которые рассаживались рядом с архонтом и жрецами Диониса.  И звучал авлос… С этого начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе.

Отметим чрезвычайную регламентированность в проведении торжеств.  Отклонение от установленного порядка рассматривалось как нарушение ритуала, что влекло за собой даже наказание. С другой стороны всюду тщательно проводился трехчастный принцип, тройной повтор однотипных действий.

Подготовка к представлениям начиналась сразу после завершения очередного цикла зимне-весенних Дионисий. По прошествии месяца после Великих Дионисий (т.е. в апреле\мае) архонт (судья) выбирал 16 хорегов. Хорег – богатый афинянин, берущий на себя расходы по содержанию хора, подготовке пьесы к постановке в театре. Десять из них готовили хоры для состязаний в дифирамбах. Три хорега занимались постановками трагедий, и еще три – постановками комедий. Хорег занимался составлением хора, нанимал для хоревитов (участников хора), флейтиста и учителя. Так же он оплачивал костюмы и помещение. Полис оплачивал только труды актеров.

Так же архонт осуществлял предварительную критику произведений соревнующихся поэтов. Архонт делал предварительный отбор и позволял счастливчикам получить протагониста (первого актера) и хор. Чтобы ни у кого не было преимущества лишь благодаря денежному состоянию хорега, протагониста  и хор поэт получал по жребию. Двух же других актеров выбирал либо автор, либо протагонист.

Сами праздники Великих Дионисий имели очень четкую и неизменяемую со временем структуру: I) Сначала шел Проагон (репетиция, генеральный прогон) – первый акт Дионисийских торжеств. Он начинался за несколько дней до праздника. В построенном рядом с театром Диониса Одеоне отобранные на январские Линеи поэты представляли своих актеров и хор зрителям.
II) Далее шел первый день праздника – длинная торжественная Процессия, которая проносила статую Диониса помещенную на повозку (образ вернувшегося из Индийского похода Диониса)по улицам города. В начале Процессия шла на агору (место, где происходило народное собрание) и там у алтаря Двенадцати Богов совершалось III)Жертвоприношение. Сто быков ежегодно умирало на алтаре. Затем следовал грандиозный IV)Пир, а после процессия возвращалась к театру, при свете факелов. Статую Диониса ставили посреди орхестры, чтобы он присутствовал на празднике, устроенном в его честь (очищение оркестры, возвращение Диониса, запечатывание статуи бога на ночь).

На второй и третий дни воспевались дифирамбы в честь бога Диониса. Каждая из фил выставляла хор мальчиков (затем шло состязание хоров мужчин) на состязание. Каждый день заканчивался пиром в честь победившей стороны.

На четвертый, пятый и шестой дни Великих Дионисий (март\апрель) игрались драматические представления. В каждый из этих трех дней после утренней официальной торжественно-ритуальной части сначала ставилась трагедия, затем после небольшого перерыва – сатирическая драма на ту же тему. Затем, после общего обеда, ближе к вечеру, игралась веселая комедия на близкую к заданной утренней постановкой тему, по завершении которой организовывались весёлые факельные шествия в различные концы города.
 
Здесь также просматривалась четкая структура событий: 1) Сначала к театру Дионисия собирались (зрители/участники/актеры). 2) Затем проводилось торжественный ритуал встречи с богом. 3) Ззатем следовала представление на заданную и заранее объявленную тему.  Но до начала представлений шла официальная церемония встречи с богом. Структура её была также была неизменной из года в год и включала: 1. Вынос рабами даров от городов-союзников, которые выставляли в орхестре перед статуей бога. 2. Чествование афинянами героев полиса, погибших в минувшем году за город и раздача даров их потомкам или вдовам. 3. Чествование именитых граждан полиса лавровыми венками.
Затем шло чествование самого бога Диониса: 1. Жрецы распечатывают и окуривают украшенную статую Диониса. 2. Жрецы приносят в жертву у его статуи и в его честь белых поросят. 3. Жрецы и все участники ритуала просят бога принять дары, сами причащаются телу жертвенных животных, которых разрезали на мелкие кусочки, а затем раздают их зрителям (и почетным гостям, и обычным гражданам полиса). На этом церемония освящения, призывания и причащения к богу Дионису завершалась, звук трубы оповещал зрителей о начале первого сценического представления этого дня.

Это была трагедия. Трагедия также строилась по уже вполне нам понятному и определенному плану, по типикону (см. Рис. в начале статьи), который включал: 1) Пролог – часть, вводящая зрителя в курс дела. 2) Парод – в этой части на сцене появлялся хор. 3) Эписодий – включавший несколько диалогических частей (обычно три!). В современном театре это акты с антрактами. 4) Завершалась трагедия Эксодом – последней частью, в которой происходила развязка, после которой хор покидал сцену. Как мы уже упоминали выше, и мифологический сюжет и развязка играемого произведения была уже заранее известна зрителям, особенно молодым мистам культа Диониса, впервые приводимым на эти празднества для первого посвящения.

Сцена оформлялась и декорировалась как храм (или как дворец), в котором было 3 двери: из левой (западной) двери появлялись жители города, из средней двери боги, из правой – чужаки, пришельцы (так примерно устроен был  впоследствии  и алтарь в христианском храме с царскими вратами посередине). Хор (в среднем 12 хористов) для трагедии выстраивался правильным четырехугольником, он появлялся из западной двери. Участники хора шли рядами по 3-4 человека. В центре хора находился корифей (глава хора), он вел диалог с хором и актерами. Руководство хором так же было в его обязанностях. Флейтист находился у алтаря со статуей бога Диониса. Именно через звук флейты и благовония от даров шел диалог с богом, именно они должны были привлекать внимание великого бога на то или иное событие в сюжете.

Так же в трагедии использовались маски – 1) Маска седовласого старика, с опущенными уголками губ. 2) Маска мужчины средних лет...

После трагедии давалась сатирическая драма. Затем следовал обеденный перерыв и во второй половине дня ставилась веселая, шумная комедия.

Вечером шестого дня праздника, после последней комедии судьями выносился приговор. Победителю-трагику вручался: 1) венок из плюща, 2) медный треножник (именной треножник выставлялся на специально для этого предназначенной улице Треножников), 3) бык (за лучшую трагедию), которого съедали всей победившей филой на веселой гулянке.  За лучшую комедию присуждался венок, корзина фиг и амфора неразбавленного вина. Поэтов вознаграждали деньгами. Протагонист и хорег получали уважение и почет сограждан и венки из плюща.


Структура античной драмы была такова:

начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие) и стасимы (песни хора);  заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры.
Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля.

В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Ритмический танец (киклический) совершался ряжеными певцами вокруг движущегося запевалы (корифея).  На начальной стадии формирования трагедии хоровое действо сводилось к диалогу запевалы и остального хора. Основные типы хорового пения: (просодия (прецессионное пение), гипорхема (танцевальное пение) \френ (погребальное пение) \гимн (пеан -хвалебный гимн в честь бога Аполлона, дифирамб- хвалебный гимн в честь бога Диониса). Первоначальные формы поперем. пения и рефрена в круговой (киклической) хоровой лирике сменило антистрофич. пение, которое утвердилось также и в хоровом сценич. пении. В трагедии Хор первоначально состоял из 12, а позднее, со времен Софокла, из 15 участников под руководством предводителя Хора, корифея, который в ходе пьесы исполнял также речитативные куплеты.
В комедии Хор насчитывал обычно 24 участника и он был более самостоятельным, чем в трагедии.
Основная функция античного Хора - психогипнотическая: в создании посредством коллективных песнопений особого способа общения с божественными силами, он как бы через концентрацию внимания, его специфического структурирования ритмами Хора, активизировал энергию сакрального пространства сцены, используя в своих выступлениях как магические заклинания, так и элементы шаманской культуры...

Гимн (греч.) – древнегреческая песня-мольба, обращенная к богам. Для древнегреческих гимнов была характерна трехчастная форма:
(призыв к божеству \миф о нем  \молитва с просьбой о помощи).
Позднее название гимн объединяло различные жанры: пеан – гимн Аполлону, дифирамб – гимн Дионису и т.д.

Древнегреческая драма была основана на чередовании хоровых и речевых партий...
В структуре античной трагедии также прослеживается характерная для античного сознания 3-х частность.
Так, трагедия всегда была трилогией. Например, трилогия «Прометей» состояла из трёх частей: 1) «Прометей, похищающий огонь», 2) «Скованный Прометей» и 3) «Освобождённый Прометей»...

В каждой из частей выделяют следующие основные части: (завязка \развитие \эксод).
Завязка: Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором кратко излагается основная тема и  содержится начало завязки действия.
Затем следует Парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру.
Развитие действия: основная часть, разработка основной идеи, в которой сюжет трагедии разворачивается как последовательность из 3-4 пар «стасимов» (песен хора) («эписодиев» (новых привхождений протагониста и актеров),  «сцен» (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора))... Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора
Потом шло чередование стасимов и эписодиев.

Структура отдельных песен определялась разделением её на отдельные части (строфы \антистрофы), строго соответствующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре по кругу (при квадратном расположении - то в одну, то в другую сторону). Строфа (и соответствующая ей антистрофа) были написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа\антистрофа - в другом.  Обычно в «стасиме» было 3-4 таких пар (строф\антистроф), череду которых замыкал общий эпод (заключение).
Эксод: заключительная часть трагедии в виде песни, исполняемой хором при уходе со сцены - песнью вообще всех.




Структура и морфология античной трагедии

В структурной формуле античной трагедии отражена как  её онтология (история становления), и морфология (иерархическая система основных частей трагедии/ её сценической постановки), так и динамика, процесс развертывания сюжета трагедии в определенной последовательности актов и сцен. Древнегреческая трагедия – это всегда попытка отобразить мифологически понятое «архетипическое» в образах и символах культурной традиции конкретного полиса… Этим античная трагедия отличается от трагедий средневековых и тем более от современных, в основе которых лежат не «архетипическое», не коллективно-бессознательное, а семейно-бытовые или общественно-политические  сюжеты.

В трагедиях встречаются также «гипорхемы» (радостные песни хора, звучащие, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), «коммосы» (совместные песни-плачи героев и хора),  «монологи» героев.
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты…
Такая структура трагедии отражает структуру мистериальных действ, проводимых во время больших праздников, посвященным умирающим и воскресающим богам в начале различных хозяйственных сезонов или великим историческим событиям прошлого.
Если в архаичные времена хор на дионисийских празднествах выстраивался и танцевал, двигаясь  по кругу,  то уже в аттической трагедии он выстраивается не кругом, а четырёхугольником, а само расположение театра переносится с Агоры на деревянный театр Диониса на южном склоне Акрополя в Афинах (очередное подтверждение связи трагедии с культом Диониса). Четырёхугольное построение дифирамбического хора связано с проектировкой места собрания элевсинских мистов, допущенных к эпоптии.






 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР. СТРУКТУРА

Структура античного театра

Первоначально театр предназначался только для музыкальных и драматических агонов на дионисийских праздниках (зимний перод года), а затем его стали использовать для проведения всевозможных празднеств, для заседаний народного собрания и даже для гладиаторских боев.
В театре обязательно стоял алтарь Диониса, а на время Дионисий туда приносили статую бога. С течением времени тематика празднеств в театре все меньше непосредственно касалась культа Диониса. Если в VI-V вв. до н. э. трагедии и комедии разыгрывались только на Дионисиях и Ленеях, то с эллинистического времени представления устраивались чаще. Однако актеры продолжали считать себя служителями бога Дионисоса, а жрецу Диониса (Вакху) отводилось самое почетное место и в римский период.

Многие греческие мистерии сопровождались представлениями на сюжеты сказаний о богах. Для этого строились особые здания, и места для зрителей носили название ;;;;;;;, производное от глагола ;;;;;;; (смотреть, разглядывать. Известно, что помещения для зрелищ находились в Элевсине, в святилище Самофракийских богов. Но туда допускали лишь посвященных, поэтому теперь почти не известно, каковы были разыгрывавшиеся там действа. Только в культе Диониса драматические представления достигли своего апогея и превратились в искусство театра, доступное самым широким слоям населения античных государств.

На дионисийских празднествах в VI в. до н. э. греки слушали выступления хоров, которые пели и танцевали вокруг алтаря на площадке, называвшейся орхестрой (от глагола ;;;;;;;; - плясать, танцевать). Если орхестра находилась у холма, то зрители размещались на его склонах, а если празднество справляли на городской площади, то там строили временные деревянные подмостки, возвышавшиеся уступами. Такие подмостки сооружали на афинской агоре, и там впервые при тиране Писистрате стали регулярно проводить драматические агоны во время

Сам театр Диониса состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, повернутого подковой к южному склону горы, и скены.
Орхестра – площадка для хоровой пляски - место действия хора, на первоначальном этапе – ещё и для актеров, статистов. Третьей составной частью театра, кроме орхестры и скены" являлись места для зрителей (койлоне). Они располагались уступами, окаймляя орхестру подковой, и были разрезаны радиальными и концентрическими проходами. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Пространственная  ориентация античного театра была очень важна.  В, основном, они были ориентированы с юга на север (театрон-юг \ орхестра-центр \ скена-север). Зритель смотрел на север, на Акрополь (главное святилище), на созвездие Великой Матери -Артемиды – Деметры (Большую медведицу)…  Орхестра оказывалась  разделенной по линии восток\запад на две части: южную и северную… К северной примыкала скена (декорации: портики, три двери и пр. левая дверь ассоциируется с западом), к южной – театрон (партер – первые ряды для почетных зрителей, посвященных высших ступеней, иерофонтов).

Действо разворачивалось на фоне священной горы, освещенной палящими лучами восходящего солнца, которые высвечивали яркие краски на масках актеров…  Из центральных дверей выходил протагонист, ведущий драму и вызывал актеров… Из восточных дверей дворца или из подвала на подъёмнике выходил навстречу солнцу хор, актеры и статисты и после диалогов уходили через западные ворота…  Боги вдруг опускались к орхестре в корзинах… Вечером, по завершении комедии, Хор уходил в лучах заходящего солнца...

Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон  (южная) этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание (обычно архаичный царский дворец)  с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

Помимо (хора \актеров \декораций) в состав временного «Театра» входили:  поэт (автор сценария), хорег (продюсер, руководитель) и хородидаскал (учитель хора, постановщик).
Трагедии у Софокла включали (хор \3 актера \декорации).

Мистериальное действо посвящалось богам и в них могли принимать участие только посвященные. Трагедия (от дифирамбов до сатирских драм, в них могли принимать участие только граждане полиса) посвящалась героям, а комедия - людям.

Социальная роль трагедии: она мифологизировала историю и важнейшие политические события, создавала новые мифы, стереотипы поведения для будущего, была средством формирования элементов общего, коллективного менталитета…

Из вышесказанного можно заключить, что структура трагедии и театра в древнегреческом полисе определяются общей структурной парадигмой того времени и во многом совпадали со структурами дионисийских мистерий и святилищ, в которых они проводились.   Та же структура отражалась и в социальной структуре самого древнегреческого полиса. Так Аристотель пишет о трагедии: "трагедия есть подражание действию законченному и целому, имеющему известный объём… А целое есть то, что имеет начало, середину и конец. Начало есть то, что само не следует необходимо за чем-то другим, а, напротив, за ним естественно существует или возникает что-то другое. Конец, наоборот, есть то, что само естественно следует за чем-то по необходимости или по большей части, а за ним не следует ничего другого".

Истоками классической аттической трагедии выступают такие явления, как: ритуализированный культ героев, мистериальная культовая традиция, музыкальная традиция хорового дифирамбического пения…

Многие культурологи считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), а от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.).
В древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью постановки – тетралогии (из трагической трилогии и драмы) и комедия, завершающая в развлекательно-увеселительной форме празднества. Каждый, уходя с гуляний должен быть весёлым и в возвышенном, бодром настроении. Метафизически это означало, что плодородие снова вернулось в мир, Космос вновь упорядочен, жизнь снова продолжается, всё хорошо…

Представления шли только три раза в год в празднества Диониса (обычно в дни полнолуния – время максимальной связи Космоса с высшими силами, с богами покровителями):
Малые (сельские) Дионисии (декабрь-январь); Линнеи (январь-февраль, агоны); Великие Дионисии (приход бога в столицу, март-апрель). Дионис считался богом плодородия, производительных сил природы, поэтому «Дионисии», как мистерии прославления Диониса, взывания к нему, со временем воздаяния ему жертв, связаны с зимним периодом года, с временем возможного прорыва хтонических сил в этот мир, с временем ослабления производительных сил природы. Семена в храмовых хранилищах должны налиться жизненной силой для скорого прорастания весной...

На Малых Дионисиях, в основном в сельских местностях и в афинских колониях, исполнялись трагедии, которые шли в предыдущем году. Ими распоряжались  местные старосты (демархи). На Линнеи (в Афинах), под руководством архонтов, проводились состязания авторов (трагиков) новых трилогий и сатирических драм (три трилогии и три сатиры). В течение 3-х дней по утрам разыгрывалась одна трилогия, а по вечерам – сатира. Театральные состязания шли по принципу агонов (соревнований) – состязались 3 трагедийных поэта, каждый представлял тетралогию (трилогию – из 3-х трагедий, связанных общим сюжетом – и сатировская драма) и три комедийных поэта (по 1-й комедии)
 
Победитель имел право ставить свои трагедии в течение года за государственный счет.  На Великих Дионисиях утром ставилась трилогия, вечером сатирическая драма, а ночью или на площади ставилась комедия. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа (ряженные в масках, или измазанных виноградным суслом, или в козлиных шкурах) исполнявших такие песни называлась коммос. В комедиях участвовали и мимы.
Те, кто подготавливал его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, так как театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности.

Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Затем выводились хоры. У каждого трагика должна была быть представлена тетралогия: трагическая трилогия и сатировская драма.

Термин «драма» в переводе с греческого означает «действие». Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Основными элементами в драме являются ритуализованное действие, диалог, хоровое сопровождение, через которые непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.

Таким образом неотъемлемой частью античной древнегреческой драмы был Хор. Он пел под музыку и танцевал. В античном полисе были широко распространены три типа хоров: (детский хор \хор юношей \хор стариков). Подготовкой таких хоров занимались филы (провинции), а состязания между ними проводились на большие празднества. Вопросу способности коллективного действия уделялось особое внимание.

В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, с себе подобными, намечается конфликт с обществом – 5 век до н.э...


Рецензии