Интервью с капитаном

Виктор Васильевич Щербатых: «Нет такого моря, которое бы мы не побороли!»

В 15 лет сорвался из дома, в 29 стал капитаном дальнего плавания и 40 лет посвятил морю.
 
Сейчас Виктор Васильевич начальник вечерне-заочного отделения Колледжа водного транспорта ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. Он с увлечением рассказывает о новых учебных проектах, о программах подготовки судоводителей. С заботой говорит о курсантах: искренне переживает за ребят и старается в интересной форме передать им весь свой опыт и знания...  А за его рабочим столом раскинулась карта мира во всю стену. Так и хочется послушать историю о его морских приключениях, о дальних странах, о детской мечте. Узнать о главном на берегу и на море… Услышать историю Капитана.

ВВ: Родился я в Воронежской области. В Ростов сорвался учиться в 15 лет, чуть ли не убежал из дома. Мечтал о море... Представьте, ростом метр пятьдесят и весом килограмм в 40 – такой мелкий вырвался на свободу. Самостоятельно определился с профессией. И сложилось все удачно. Главное в жизни – упорство.

Виктор Васильевич окончил Ростовское речное училище с отличием, и на распределении выбрал  Ленинград. Здесь сразу был поставлен на командную должность в пароходство. В СЗП тогда осваивалось смешанное плавание и  для специалиста необходимы были речной и морской дипломы. Поэтому дальше пошел учиться в Мореходное училище (сейчас Морской колледж). Быстро продвигался по карьерной лестнице.  Уже вторым помощником работал, а для должности капитана не хватало высшего образования. Тогда Виктор Васильевич поступил в Ленинградский государственный университет и еще 6 лет отучился на заочном.
 
ВВ: Я капитан всех групп судов по речному диплому, и капитан дальнего плавания - по морскому. Все образование получил заочно - не потерял время. И в 29 лет уже был утвержден капитаном на пароход Александра Прокофьева – имени нашего поэта Ленинградского. Сейчас его развенчали, а тогда уважали и музей на судне создали. Приходили гости, поэты посещали...

Я молодой был, экипаж старше меня. Но справлялся со всем, не переставал трудиться. И за весь период обошлось без крушений, без трагедий, слава Богу. Были, конечно, чрезвычайные ситуации, шторма тяжелые попадались… В Балтийском море однажды винт сошел с вала,  потом ремонтировались в Киле. Или караван смещался из-за шторма. Судно река-море, а выходили в океан, в волны... Вот после Ламанша в Ирландии, например, - хорошо начинает болтать!

Тяжело было уходить в дальние рейсы?
ВВ: Когда длинные рейсы, конечно сложно. Особенно когда молодой был, тосковал по дому. Но тыл был надежный. Жена меня поддерживала, сына воспитывала. А потом перерыв был. Когда с флота уходил в 85-ом, работал зам директором по учебно-воспитательной работе в Лицее флота. Затем, во времена обнищания, развала, я опять на флот вернулся. Потому как капитанская профессия ценится всегда.
 
В 55 вышел на пенсию, а в 60 сюда, в Колледж перешел. В музее Колледжа лежит книга – история СЗП, там и мне пара страниц выделена, так как оставил свой след в пароходстве… Флот – и кормилец, и поилец. Меня он всем обеспечил. Еще когда распределяли в Петербург, замполит говорил: 5 лет поработаешь, будет и машина, и квартира… Но флот затягивает. И не 5, а 40 лет получилось. Образование, и положение, и все материальные ценности приобрел я за счет профессии. В свое время хотел и сына в моряки направить. Да он женился рано и жена не одобряла. А  мне, как капитану, хотелось, чтобы и сын капитаном стал.
Я уже старенький. Хотя так и не скажешь... Не пил, не курил, с женщинами не водился - как в поговорке говорится... – смеется Виктор Васильевич.

А ведь и правда, выглядит он намного моложе и, кажется, что ходить бы ему в моря еще много лет. Но и на берегу капитан дальнего плавания не устает трудиться. Растит и воспитывает будущих капитанов.

ВВ: Мне нравится работать с ребятами. Иначе бы и не брался за это дело. Я в университете учился на историческом факультете. И сейчас курсантам стараюсь преподать все интересно: и по специальности материал расписать, и жизненные ситуации в пример привести. Воспитываю на основе личного опыта. Объясняю ребятам - чтобы учиться на моряка, нужно упорство и большая мотивация. А то бывает, попал практикант в шторм, покачало, как мы говорим - смычку потравил, так больше на судно ни ногой.

И за вашу практику бывали такие случаи?
ВВ: Когда в Пароходстве в свое время работал, на практику пришел Виталий Мутко. Попали мы в шторм сильный, не понравилось Виталику... Потом говорит: нет Виктор Васильевич, не пойду больше, на берегу буду работать. Сейчас он в правительстве, министр по спорту и туризму. А в море больше не вернулся...

Но и капитанов я много вырастил. Работал у меня один вторым помощником.  Я его тогда гонял сильно, за корректуру и прочее. Разгильдяй он был. А сейчас говорит: Виктор Васильевич, на таких пароходах хожу… Спасибо!

Часто приходят ко мне ребята: с хорошим виски, капитаны дальнего плавания - мои ученики… Рассказывают, как под флагом могучим контейнеровозом управляют, как бывали в Африке, и всю Европу облазили. Это, конечно, очень приятно!

А вы свою первую практику помните?
ВВ: Практику помню. Теплоход «Озерный-77». 8 человек. Возили баржи, буксировали, толкали. Всякое было... Помню, у Валентина Бородина при швартовке защемило палец…

А с морской болезнью как справлялись?
ВВ: Когда первый раз мотористом работал, попали мы в жестокий шторм в Балтике. Судомеханика укачало, говорит: Витюша, сходи в румпельную, там вода сочится, нужно подтянуть набивку и воду откачать. Спустился я. Закрытое помещение. Шатает волна из стороны в сторону… вот и был у меня первый случай. А потом все.  С тех пор как Боженька снял. Конечно, отличного настроения в шторм нет, потому что все скрипит, болтается. Не отдохнешь толком. Я по выходу в море всегда требовал, чтобы все привязывали, особенно в кают-компаниях. Там сейчас холодильники большие – вот как-то раз в шторм, матрос забежал, что-то взял от-туда и не закрепил на ремешок. Повариха, женщина в возрасте, ответственная была. Слышит, что-то стучит. Заходит и видит, как холодильник носится по помещению. Она его держать, а он на нее падает. Закричала она благим ревом… Хорошо ребята услыхали, помогли. 

А в кругосветные плавания вы ходили?
ВВ: У меня кругосветных не было..  Мы из Питера ходили до Англии, в Европу, Азию, Африку… А вот в Америке не был. Но все равно много повидали разных стран, это ж самое интересное для моряка! Когда еще железный занавес был, мы первые заграницей были. Паспорт моряка позволял без очереди в театр билеты брать. Это сейчас-то бери, сколько хочешь, а тогда ничего такого не было. За границей посещали музеи, театры, кинотеатры. Смотрели вперед все, что сюда после приходило. Конечно, это было очень увлекательно. Поражали нас города, архитектура, культура, отличные от наших.  Столько красивого и необычного. Но за границей я никогда жить не хотел. Я патриот – с детства приучили любить свою родину. 

Когда появилась возможность, многие захотели жить заграницей. И мы на своих судах переправляли желающих семьями в разные страны.  Помню, высаживали их, допустим, в Киле - и на берегу они сразу становились одинокими. Это не так-то легко начать жить в другой стране, приспособиться, устроиться на хорошую работу... Так просто хлеб ни где не валяется. И если хочешь подняться - нужно быть специалистом, иметь образование, трудиться. И еще понадобится удача -  без нее никуда.

Скажите, а Вы сейчас не скучаете по морю?
ВВ: Ой, снятся.. Часто снятся корабли… И все время в каких-нибудь экстремальных ситуациях, из которых я выбираюсь. Видимо, наложили отпечаток случаи, которые во время работы были. Побеждали мы любые шторма, вот и во сне так же. «Ну нет такого моря, которое бы мы не побороли!» – моя поговорка.
Конечно, тоскую. У всех, наверное, так, кто посвятил всю жизнь одной профессии. А особенно - морю. Оно затягивает. Это навсегда. А капитан - он и на берегу капитан, в любой ситуации. Звали меня и сейчас на флот... Да жена не пускает - уже привыкла, что я дома, рядом.

Какой совет вы дадите будущим морякам?
ВВ: Скажу так – если выбрали этот путь, то не смотря ни на что продолжайте работать и строить свою карьеру. Во-первых, это перспективно. А во-вторых, это еще очень интересно - побывать во всех морях, океанах, странах.
И главное, не отступать при первых же трудностях. Молодежь очень тяжело переносит  разлуку с берегом, с семьей. Был случай, когда стояли в Таллинне,  попросился парень в увольнение, и сбежал в Питер… Еще все от тыла зависит. Ведь каждый моряк в отдельности человек. Мужчина то или женщина. И каждого ждут на берегу. И если связь надежная, и знаешь, что тебя будут ждать, то это многое значит. Главное чувствовать поддержку с берега.

Есть и другая трудность. Оторванность от дома, от семьи, от родины - это одно. Но надо помнить, что судно это зона повышенной опасности. Если на берегу – отработал, пришел домой и расслабился. То там – постоянно должен быть на чеку, не растеряться во внештатной ситуации. Если что-то сломалось - уметь починить. На море нужен смелый, уверенный, решительный человек. И любопытный – для моряка необходимо  желание изучать все новое,  заниматься самообразованием, постоянно совершенствоваться.

Есть ли у Вас еще не реализованная мечта?
ВВ: Еще в детстве я стихи писал. И была у меня мечта книгу опубликовать. Даже в свое время написал повесть, отправил в журнал «Аврора». Вернули. Редактор похвалил, сказал, что  хороший материал, но надо бы доработать... А вот ближайшие цели - дописать учебник, чтобы ребятам все в удобном интересном виде было представлено. Уже почти все написано, мечтаю побыстрее закончить.

Главное - чтобы было настроение и здоровье работать. А все это у меня пока есть. Отдачу чувствую, результат от работы. Учу ребятишек, а потом они устраиваются на работу, приходят, говорят спасибо. И хоть я с флота ушел, а связь с морем осталась на всю жизнь.


Рыбакова Валерия
9.10.13


Рецензии