Команданте китайского пляжа

КОМАНДАНТЕ   КИТАЙСКОГО ПЛЯЖА.
         
            Я родился в Биробиджане, городе, построенном на болоте.  Вода была везде, особенно, осенью, когда растаявший  за лето  на горах Хингана снег заполнял  водой реку Биру, и она разливалась. Иногда, в кино
жители приезжали на резиновых лодках. Хотел бы сказать, что из моих друзей-сверстников я не знаю
никого, кто бы не умел плавать. Обилие небольших, мелких водоёмов прямо в городе сильно  способство-
вало этому.  Я полюбил воду с детства, научившись плавать лет с 5-ти—6-ти. Бог дал мне возможность жить всегда около воды.
                В  Одессе я жил на Кирова 1,  рядом с Ланже-
роном. Что я чувствовал, входя, почти ежедневно, в Купальный переулок, ведущий к пляжу,   вы можете прочитать у Паустовского, в его книге “Время больших ожиданий.»     .
                Эмиграция в Америку далась нелегко. Мой возраст  и профессия порождали тяжёлые думы. На второй день приезда в Сан Франциско родственники привели меня на пляж, который находился в 10-ти мин. ходьбы от дома, где нам сняли квартиру. Океан-
ский простор внушил мне оптимизм .«Всё наладится.»        .
            Начав работать через пять месяцев после приезда, я ходил на пляж с маленькой внучкой в свои выходные дни. Заметил на деке группу спортивного вида людей,   ежедневно   плавающих в ледяной воде океана. Сблизиться с ними я не мог, уровень английского не позволял, хотя меня к ним тянуло.Через 8 лет, уйдя на пенсию, я стал посещать пляж очень часто.      Постепенно, познакомился со всеми   пловцами, был принят в клуб,который называется   “Swim Pod.”
             Самым старшим в  этом клубе был Гленн.
Ему было под 80. Недавно он умер,завещал себя кремировать, прах развеять в океане.
            На процедуру похорон  пришло множество людей .Члены клуба , те, кто плавают в океане, выстроились вдоль кромки берега.По команде лидера пловцов- Джима, вошли в воду и поплыли. На глубине,   Джим открыл урну с прахом Гленна, поднял её над головой и перевернул. Сильный ветер понёс лёгкое облачко пепла  над океаном .
         

Настоящее его имя  было Гюнтер Нейштадт.
На  Китайском пляже Сан -Франциско он был его председателем, команданте, как мы его называли.
             Китайский пляж –небольшой и уютный .
Во времена золотой лихорадки китайские рыбаки, промышляющие  ловлей рыбы в Сан- Францисском заливе,  использовали это место для своего лагеря.В память о китайцах, внёсших большой вклад в становление Сан -Франциско, как города мирового значения, семья  Генри Чонга, китайца, разбогатевшего на торговле рыбой, установила  в 1981-м  году  у входа на пляж  каменный знак. Это всё,что напоминает здесь о китайцах.
             Гленн был небольшого роста, лысоватый блондин, с плохими зубами .Кожа на его теле была морщинистая  и висела. Я подумал, когда увидел его впервые, что никогда бы не разделся, если бы так выглядел. Но когда Гленн открывал рот и начинал  тихо  говорить с небольшим немецким акцентом, разговоры постепенно стихали, все начинали прислушиваться к его речи. В нём был какой-то невероятный шарм.
              Однажды, мы  молча   лежали на пляже, смотрели на панораму моста Голден Гейт с проезжающими  по нему машинами .Мой английский в то время не позволял мне первым начинать разговор. Было ветрено, как всегда в Сан -Франциско .  .
              Появилась молодая женщина, лет 30-ти, сильно возбуждённая, быстро разделась,    оказалась   вся в татуировках, бросилась в воду.Я смотрел, как она боролась с волнами, и мне было не по себе.
   Выйдя из  воды, вся дрожа, накинула на себя одежду.
               - Зачем ты так рискуешь?  -спросил Гленн .
                -А мне нечего терять, у меня никого нет.
                - Как тебя зовут?
                -Джульетта, - был ответ.
От холодной воды, доброжелательности ,  которую излучал Гленн,  её  настроение  повысилось, завязалась медленная беседа.говорил, в основном, Гленн., ни о чём её не спрашивая. Иногда она что-то говорила, очень быстро и непонятно для меня. .
        -    Где ты живёшь? - спросил я .Она не ответила.  Стало холодно, и мы засобирались домой.
         - Я могу тебя подвезти -  предложил Гленн.
                Джульетта отрицательно качнула головой , в глазах  её появились слёзы,она отвернулась  и быстро  пошла вверх по дороге. Мы поняли, что она homeless- бездомная.
          Отец Гленна был еврей, ветеран 1-й мировой войны, был ранен  на той войне , мать— чистокровная немка. Их семью наци и не преследовали, и жить  не давали .
Глену стукнуло 16 в 44-м, таких мобилизовывали в армию. Для  него— полуеврея —это было бы трагедией. Он сидел дома, никуда не выходил
             Однажды, случайно оказался на улице, когда началась облава. Отловленных юнцов окружили полицейские. Один из них приехал на новеньком мотоцикле новейшей модели. Гленн обратился к нему:
          - У вас прекрасный мотоцикл, я никогда такого не видел, но очень грязный,  —и вопросительно посмотрел на полицейского.
      — Ты хочешь мне его помыть?
    —Да, конечно,  — ответил Гленн.
Он стал мыть мотоцикл,  в это время всех   отловленных     погрузили  в машины и увезли . Гленну повезло, он вернулся домой.
           Больше из дома  не выходил до конца войны. В 1946-м году с матерью и сестрой эмигрировал из Гамбурга, где они жили, в США, в Сан -Франциско.
         .
           Гленн знал всё. К нему обращались за советом,   как к отцу,  как к мудрому ребе, он и был таким.
             Это он вернул Джульетту  к нормальной жизни.
  По его совету, она сняла небольшое помещение в Сансете, *открыла кофейню, там и жила, и работала.
 Оборудование для кафе  купил  Гленн в Сан -Матео, по случаю, for a song,  как он говорил, т.е. дёшево. Кофейня начала работать с 6-ти утра до глубокой  ночи без перерыва.
Я слышал  разговор Джульетты с Гленом на пляже
         —Хочу продавать ещё кофе без кофеина.
     —     Ни в коем случае, ты потеряешь основных клиентов, потеряешь марку,— так ей ответил Гленн.
Он оказался прав. Кто-то из сотрудников местной газеты,  попробовав кофе у Джульетты, написал  в своей газете  хвалебный отзыв. Посетителей стало намного больше .
        Для Глена пляж был домом . Он приходил ежедневно, если не было дождя, много читал , иногда залезал в воду, хотя плавать не умел .Я ему приносил журнал  National Geographic, который выписывал, мы обсуждали некоторые статьи , времени для этого было много.
          Евреем он себя не чувствовал,  хотя,  однажды, подарил мне чудесный диск, неизвестные мне еврейские песни в прекрасном исполнении  на идиш. Где он взял этот диск— не знаю, нигде такого не встречал. Там есть песня –«А штейтеле Слуцк.»  Слуцк — родина моей бабушки.
            У меня были расхождения с Гленном в отношении к палестинцам.  Мы ожесточённо спорили. Если бы не его еврейское происхождение, я бы считал его антисемитом.  Но это было другое. Он так настра-
дался  при нацизме, что видел в любом палестинце жертву дискриминации. После ожесточённых споров, он протягивал мне руку, и мы расходились, каждый при своём мнении. Правда,  после захвата Гилада Шалита, наши позиции сблизились.
               Угасал Гленн постепенно. Поднимался с пляжа наверх он уже с помощью друзей. В последнюю в своей жизни субботу  пришёл на пляж, мы что-то праздновали,  — поел, даже что-то выпил, все крутились вокруг него, он был в центре внимания.
Уехал на своей машине. В среду   Гленн умер.
Завещание написал давно. Нам, членам его команды, завещал 2000 долларов, отмечать весело его день рождения в сентябре 
                На  день рождения Гленна  собирается много людей: члены нашего клуба пловцов, друзья,  все, кто знал его, бездомные,  просто любители даровой еды. Любой пришедший—  его гость.Гленн любил всех. Я приношу свой аккордеон, играю популярные мелодии, люди танцуют,  иногда, поют американские песни.  Отмечали уже 3 раза. 

             Джульетта  вышла замуж, родила близнецов, недавно была с семьёй в Мексике на отдыхе. Уже может оставить бизнес на  наёмных работников.
             Я знаю одного человека, который после смерти Гленна вышел из нашей команды, перестал ходить на пляж. Это Антони—молодой,  крепкий парень греческого происхождения.  Я видел его плачущим в сторонке на похоронах . Было что-то личное в этой остроте чувств.  Видно, Гленн подставил и ему плечо в трудную минуту.
                У Гленна было своё место на деке пляжа, где мы обычно лежим, самое тёплое. С   той среды его никто не занимает.    Гленн всегда с нами.
На снимке : Глен -на пляже. Через 2 дня он скончался.
Сан -Франциско.
Vova1937@sbcglobal.net
            

      

               


Рецензии
Прочла кое-что из Вашего американского цикла. Чужая жизнь - она всегда интересна, особенно, когда смотришь на неё глазами первопроходца.
Команданте Гленн очень понравился - человек, который продумал до мелочей то, как оно будет, когда уже не будет ничего ...

Много сопутствующей информации о всякой всячине из разных областей жизни. Этакий позитивный микс Вашими глазами.

Спасибо за удовольствие от прикосновения к новому,

Психология Эха   03.10.2014 05:49     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. С ув. Владимир

Владимир Бердичевский   03.10.2014 06:26   Заявить о нарушении