33 несчастья

   Субъективные заметки.
 
   Некоторое время назад я начала разговор о везении и не везении, в частности, о тех людях, которым много дано от рождения, слишком много, но считающих тем не менее себя невезучими. Сегодня речь пойдёт о тех, кому, напротив, были сданы на руки дурные карты.
   Помните рассказ Джерома К. Джерома «Человек, который хотел руководить»? Уже «в три с половиной года его выловили чуть живого из бочки с водой, куда он залез, чтобы научить лягушку плавать. Двумя годами позже он едва не потерял левый глаз, показывая кошке, как нужно перетаскивать её котят…» Жизнь героя рассказа постоянно находилась в опасности из-за его патологического желания быть в курсе всего, участвовать во всём, направлять чужие действия и поступки.
   Ну а кто не смотрел фильм «Невезучие» с Пьером Ришаром и Жераром Депардье? Там весь сюжет завязан именно на том, что невезучему патологически недотёпе поручают поиски дочери босса, такой же нелепо-невезучей, дескать два невезучих выберут однозначно один и тот же путь. Что и происходит.
   Забавно вспомнить и слова Датчанина из кинофильма «Ва-банк», обращённые к другу: «Ты счастливый человек, Квинто. Признаюсь, что никогда не встречал другого такого везунчика. Правда, был ещё мой брат, только он утонул в детстве» Сколько иронии! Действительно, есть люди, буквально притягивающие неприятности. Кому-то не везёт на людей, кого-то буквально преследуют болезни, кто-то, как ни бьётся, не может ни на йоту продвинуться по службе, кто-то фаталистически неудачлив в любви.
   Школу «Что такое не везёт и как с этим бороться» я прохожу чуть ли не с рождения. Мой покойный отец часто называл меня магнитом для моральных уродов, сумасшедших и всяческих неприятностей. Чуть не с рождения я ежегодно, не менее двух раз, попадала в больницу. Накануне любого ответственно или значимого для меня события непременно заболевала, а, поскольку я всегда была задействована в центральных мероприятиях, то отчитывала, отыгрывала свою часть программы – и, глотая слёзы обиды, плелась домой. Чтобы там рухнуть в кровать с высоченной температурой, в то время как мои школьные друзья и подруги веселились на второй, неофициальной части.
   Удача, успех никогда не падали на меня с неба, не доставались даром – за всё нужно было бороться, ко всему нужно было прикладывать титанические усилия. Но, даже получая вожделённый приз, я тотчас же должна была заплатить судьбе компенсацию в виде какой-то гадости в моей жизни. Например, рождение раннего, но безумно желанного ребёнка, повлекло за собой раннюю же и скоропостижную смерть мамы. Поступление в Университет привело к разводу. А недавний выход сборника «Лучшие поэты и писатели России» с моим участием едва не стоил мне жизни.
   Не считайте, что я драматизирую и преувеличиваю – напротив, преуменьшаю! Если бы Господь не наделил меня щедро чувством юмора, способностью обсмеять почти любую историю, происходящую со мной, то, честное слово, давно удавилась бы на семи осинах от такого избытка счастья!
   Давно затерты карты до трухи –
   - особенно король трефовой масти! –
   О Боже, за какие же грехи
   Мне выпала такая «масса счастья»?!
 
   Но что смешно, что я давно не считаю себя невезучей! С того памятного празднования 8 марта в начале 90-х годов в доме отдыха «Серебряный бор», когда я, утянутая вниз падающим мужем, также упала. Тогда вся наша развеселая компания кинулась подымать не меня – мужа, так как тот шёл без шапки и при падении ударился затылком об угол деревянного сруба. Но оказалось, что он живёхонек и здоровёхонек. Я же раздробила в крошево лодыжку, у меня треснула берцовая кость, чуть не сломался позвоночник и, в довершение всего, - сотрясение мозга, повлекшее за собой кровоизлияние в глаз. Весело? Куда как весело! И вот я, пригорюнившись и причитая, встретила в больнице врача-невролога. Едва услышав мои всхлипы про «еврейское счастье», она довольно резко оборвала: « И это ты невезучая?! Твоё падение повторило знаменитый пируэт Турищевой, который кроме неё, ввиду опасности, никто повторить не мог. Ты не гимнастка, а значит, ты ДОЛЖНА была сломать позвоночник и умереть. Но этого не случилось. Сотрясение мозга вызвало кровоизлияние? Но кровь хлынула не в глазное яблоко, от чего ты бы ослепла…» И далее – в том же духе.
   Тот разговор в больнице заставил меня пересмотреть радикально свои взгляды на жизнь. Прежде всего, я представила, как сложилась бы судьба, коли изначально мне сдали бы на руки хорошие карты. Я, бесконечно ленивая по природе, подобно Илье Ильичу Обломову, лежала бы себе на диванчике с кофейком и булочкой, почитывая книжечки. А так – мне нужно было очень и очень шевелить ушками, чтобы хоть чего-то получить от судьбы. И в материальном плане тоже. Несчастная любовь? Но если бы меня Господь наградил счастливой, разве я понимала бы, что такое «надрыв», написала бы что-то путное? Сомнительно. Даже моё не всем понятное супружество лично мне понятно: мужа мне выдали для научения терпению, коим я не обладаю в силу непомерной гордыни.
   Вообще говоря, несчастливцы, как показывает мировой опыт, гораздо более созидательны и креативны, чем счастливцы. Ибо сытый человек априори не стремится создавать что-либо. Великие цели и великие дела родятся у тех, кому есть чего хотеть, есть к чему стремиться.
   В прошлом году у меня был ученик, пятиклассник, с совершенно пустыми глазами и рассуждениями пресыщенного старика. Я задала ему сочинение «Если бы я был волшебником». И предложила описать свою мечту. Задание повергло ребёнка в ступор – он не понимал, чего я от него хочу, потому что ему хотеть было совершенно нечего. «У меня же всё есть», - талдычил он.

Екатерина  ВОЛКОВА.


Рецензии