Рецензия по повести Бориса Минаева Детство Левы
Повесть с самого начала казалась какой-то облачной, воздушной, летящей, одним словом, детской. Но это детство не остается жизнерадостным и прекрасным, оно не лишено сильных, я бы даже сказала, излишне острых чувств. Запомнился случай у стоматолога: неприятная врач, слезы Левы, попытка его успокоить резиновым зайцем и отчаянный крик: «Хочу зайца! Хочу другого зайца!». Некоторые моменты могут задеть читателя за живое. Для меня такими моментами была история с сомом и слезное прощание с любимыми животными плюшевого зоопарка.
Безусловно, нельзя обделить вниманием и стиль Минаева. Короткие предложения переплетаются с длинными, простые фразы с короткими, как будто писатель на протяжении всего написания рассказов никак не может определиться со своей читательской аудиторией. Иногда повествование автора доходит до крайних высот. Сохраняется легкость, но, тем не менее, присутствует огромное количество восхитительных оборотов и сравнений, что невольно начинаешь сомневаться в том, что место в этой книги именно на полке с детской литературой.
Тут же у ларька, открывали пачку — медленными, волнующими меня движениями. Сжимали её в больших руках. Срывали тонкую целофанновую плёнку зубами. Неуклюжими пальцами ворошили в блестящей фольге. Доставили нежную длинную сигарету.
«Волнующие движения», «нежная сигарета» звучат и вправду очень волнующе и нежно. Или:
Выпускали первый дым и глубоко вздыхали. Я понимал: сигареты помогают им дышать. Дышать глубоко и нежно. Чтобы воздух кружил голову.
Без единого намека на вред курения и прочее (дети об этом не думают, об этом думают взрослые), описываются детские впечатления от увиденного.
Единственное, что может слегка расшатать легкое восприятие всех рассказов, из которых состоит повесть, - странное их окончание. Это либо некое философское рассуждение, либо банальное подведение итогов, которое во многих рассказах может даже немного раздражать, либо взгляд с высоты своих лет. Не понравился момент, когда автор забежал вперед и предупредил читателя о будущей смерти его родителей. Ну зачем портить приятные впечатления не к месту?
Оставаться детским писателем и не выходить за рамки биографического произведения необычайно сложно. А рассказывать события, которые происходили когда-то давно в Советском Союзе современным детям, на мой взгляд, не слишком правильно. Повесть больше подошла бы для того, чтобы пробудить ностальгию у старшего поколения. И вот еще один плюс к тому, что Борису Минаеву вполне подошла бы роль и взрослого писателя.
Свидетельство о публикации №213102401020