Рецензия по роману-утопии В. Пелевина

Всегда, перед тем, как читать новую книгу, я смотрю на аннотацию. По ней иной раз без труда можно предсказать свое отношение к книге, еще не начав ее читать. На этот раз аннотация оказалась до неприличия краткой и больше напоминала аннотацию к какой-нибудь обыкновенной книге, написанной научным стилем.
Роман-утопия Виктора Пелевина о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летательного мастерства.
Но это не стало поводом отбросить книгу в сторону. Я давно читаю Пелевина и уже успела полюбить его стиль и идеи, которые часто повторяются, но не перестают привлекать внимание читателей. И не сразу от аннотации повеяло грустью. Возможно, мне следовало обратить на нее внимание только после прочтения всей книги. Ведь главный герой теряет все, что было ему дорого: любимую суру (девушку, партнершу, куклу) Каю и «боевого летчика»-камеру «Хеннелору». Но об этом позже.
Пелевин назвал свой роман утопией. Но думаю, с этим невозможно согласиться, причем это заметно еще на первых страницах произведения. Утопия это или антиутопия – разобраться в принципе можно. Естественно, для читателей и критиков этот роман – чистой воды антиутопия (мира нет, никому не нужная война, бессмысленное противостояние). Но почему Пелевин назвал свое произведение именно утопией? Можно предположить, что это не его мнение, а мнение главного героя, от лица которого и ведется повествование. Для Дамилолы его мир идеален и ему не слишком важно, как себя чувствуют орки в своем «низшем» мире. Может быть, даже постоянные войны делают оба мира по-своему счастливыми. Для Биг-Биза война – это новый репортаж, новый фильм, новое событие, а для орков – это постоянная подготовка к очередной войне. Короче говоря, войны – это больше признак стабильности обоих государств, а не противостояние.
Стиль Пелевина заметно изменился с его прошлых книг. Вернее, язык стал гораздо понятней, а проза заметно «полегчала», что немного привлекло даже не знакомых с его творчеством читателей. Но эта кажущаяся простота, на мой взгляд, отнюдь не говорит, о том, что Пелевин неожиданно примкнул к касте «попсовых» писателей, наоборот, я рассматриваю это как результат его трудоемкой работы над всем произведением.
Теперь немного о самом романе. Можно предположить, что Пелевин показал такой мир, каким он его видит в будущем. Огромное количество машин, высокие технологии в Биг-Бизе и деградация, отсталость и неграмотность в Уркаине.
Дело происходит на Земле в будущем. Там, где раньше жили люди, теперь живут орки. Орки тоже когда-то были людьми, но деградировали. Теперь они изумляются СВЧ-печке, и у них нет даже фамилий — только имя и ИНН. Небольшая (по сравнению с численностью орков) группа людей — порядка 30 млн — теперь живет над землей в «офшаре». Впрочем, нет разницы кто проживает на какой территории, ведь «любая реальность — сумма информационных технологий». Пейзаж за окном, оркские войны и революции — все это сплошная визуализация и не осталось абсолютно ничего реального. Даже неизвестно, как этот мир выглядит снаружи, а не внутри.
Теперь хочу сказать немного об информационной сфере Бизантиума. Для него  Слоган «Мы делаем новости», который так любят повторять некоторые журналисты, в романе реализован буквально: оператор видеокамеры еще и боевой пилот, который буквально может «сделать» новость, когда ее нет. Самый актуальный жанр постинформационной эры — «киноновости» — полуправда, полувымысел. Соответственно, «S.N.U.F.F.» — это «спецвыпуск новостей/универсальный художественный фильм» (Special Newsreel/Universal Feature Film). Этим и промышляет себе на безбедную жизнь один из главных героев книги — пилот по имени Дамилола. Он волк-одиночка, если не считать любви к его Кае — кукле, которая хоть и резиновая, но совсем как человек. Кая мне чем-то напоминает Нику из одноименного рассказа. Видимо, два этих образа близки к идеалу пелевинской женщины, но обе, поддавшись влиянию чувств и характера (у Каи характер был сделан самим Дамилолой), исчезают из жизни главного героя, что приносит ему массу неприятных чувств и страданий.
Последние страницы романа оказались самыми сильными. Все внутренние переживания Дамилолы слились в таком маленьком комке слов и предложений. Думаю, само рассуждение обо всех проблемах и идеях романа нужно строго разделить на две части: о политике и о любви. Причем последняя должна быть важнее. Какие искренние чувства, эмоции и переживания предстают перед читателями! Пелевина в этом вполне можно назвать гением. Кажется, старец Зосима у Достоевского говорил, что ад – это не дьявольская кухня, где грешники варятся в котлах и корчатся на сковородках, ад – это пространство, где нет любви. Поэтому ад может быть на земле и может быть в сердце человека. Пелевин сумел показать этот ад в душе главного героя.
Прорвавшись через первые страницы утомительных рассуждений, и привыкнув к новым терминам, с головой окунаешься в действительность книги. Она прописана так детально, что очень скоро начинаешь задумываться о том, что подобное будущее вполне, вероятно, может нас ждать. Параллели прослеживаются очень четко, несмотря на иное название нашей страны и самих жителей. И судя по тому, что Пелевина некоторые читатели и критики называют чуть ли не прорицателем, то его роман имеет все шансы воплотиться в жизнь, что не слишком меня радует.


Рецензии