Выборы

  Если бы в Израиле был "свой Зюганов", он бы возмутился низкой явкой избирателей в Тель-Авиве:на выборы мэра и членов городского совета пришло всего 31,3 процента жителей города, имеющих право голоса. И это народное волеизъявление?!
  В Иерусалиме явка была повыше:35,9 процента, в Хайфе она достигла сорока пяти процентов, но в одном из небольших городов  составила всего 17 процентов.
  Здесь надо объяснить, что 22 октября в Израиле прошли выборы в местные советы, и в среднем явка по стране не дотянула до 51 процента, а пять лет назад, на предыдущих выборах, - до 52.
  В общем, половина жителей страны на выборы не ходит, а желанные 50 процентов достигаются за счет активности избирателей в арабском секторе:здесь в иных местах она превышает девяносто процентов! И, похоже, неслучайно:при подсчете итогов голосования важен каждый голос. Достаточно сказать, что в Назарете, ставшем целиком арабским городом (таковы гримасы истории), победитель на должность мэра получил всего на 21 голос больше проигравшего.
  Случись подобное в российском городе, оппозиция тотчас бы завопила о фальсификации, вбросе дополнительных бюллетеней в урны, но в Назарете ничего подобного не слышно.
  Да и в других городах Израиля итоги состоявшихся выборов никто не оспаривает, хотя полиция зафиксировала более тысячи нарушений и даже несколько драк. Нарушения касались главным образом незаконной агитации в день выборов представителями различных партий прямо на избирательных участках.
  Кроме того, по улицам городов и поселков разъезжали машины с наклеенными портретами претендентов от разных партий. Конкуренция шла ожесточенная, желающих попасть в городской совет было великое множество, и не у всех у них были благородные побуждения - сделать местную жизнь более интересной и насыщенной, заботиться о бедных и сирых. Нет, они жаждали тоже приобщиться к бюджетному пирогу, ухватить от него свой кусочек, и желательно немаленький.
  Но избиратель - не дурак, он вполне понимает, что к чему и просто не идет на выборы. А если идет, то голосует за того, кто уже проявил себя,- с хорошей или... отрицательной стороны. Так, во всех крупных городах переизбраны все прежние мэры, и даже в трех из них - те, на кого заведены уголовные дела по обвинению в мошенничестве и коррупции.
  Разумеется, самое пристальное внимание было приковано к главным городам - Тель-Авиву и Иерусалиму. В Тель-Авиве соперником действующего мэра Рона Хульдаи был член партии "Мерец"(Энергия), депутат Кнессета, гей (о своей сексуальной ориентации он заявил открыто уже много лет назад) Ницан Горовиц. Хульдаи набрал 53 процента голосов, Горовиц - 38, для новичка очень неплохой результат.
  Невольно вспоминается ситуация в Москве:Собянин-Навальный, но только в "первой части", а представить, что было бы, если бы гей выставил свою кандидатуру на муниципальных выборах в России,- нетрудно. В Тель-Авиве на сексуальную ориентацию претендента никто внимания не обращал.
  Надо заметить, что партия Мерец в Тель-Авиве, несмотря на проигрыш за мэрскую должность, что в общем-то и ожидалось, показала очень хороший результат:членами горсовета стали шестеро ее представителей (столько же у нее и в Кнессете), и теперь она будет иметь самую крупную фракцию здесь, поскольку ни одна другая партия не смогла добиться такого успеха, даже сторонники мэра набрали вдвое меньше мандатов.
  Мерец позицинирует себя как сионистская, социал-демократическая партия. В Израиле ее обычно называют ультралевой, потому что она выступает против строительства еврейских поселений на западном берегу Иордана и за заключение мира с палестинцами.
  Ее подъем начался с избранием лидером партии Захавы Гальон в феврале 2012 года. Она родилась в 1959 году в Вильнюсе, а в 1960 семья репатриировалась в Израиль.
  Биография Захавы обычная - школа, служба в армии (кстати, служила она в десантных войсках), университет. За то небольшое время, что она руководит партией, Мерец достигла значительных успехов:вдвое увеличила присутствие в Кнессете, а теперь - в мэрии Тель- Авива.
  К слову сказать, старая партия - Авода- не получила в мэрии ни одного места, хотя раньше имела там своих представителей.
  Нынешние местные выборы стали проверкой и новых партий - "Еврейский дом" Беннета и "Есть будущее" Яира Лапида. Им СМИ, особенно Лапиду, министру финансов, в чей адрес не утихает критика, предсказывали неуспех, если не поражение. И были посрамлены. "Еш Атид"(Есть будущее) баллотировался в 44 населенных пунктах, и в 32 из них представители партии избраны членами советов, а в трех поселениях -мэрами, среди них - женщина.
  Весомых успехов добился "Еврейский дом":его представители стали мэрами в Сдероте, Лоде и Кирьят-Малахи, родовом гнезде бывшего президента Моше Кацава, отбывающего тюремный срок за сексуальные преступления.
  На этот раз более пристальное внимание общественности (так обычно говорят на "казенном" языке) было и к партии ШАС. Незадолго до выборов умер ее духовный лидер Овади Йосеф. Партия осталась сиротой, в ней начались внутренние разборки, пока это тщательно скрывают,- между приверженцами прежнего лидера Эли Ишаем и нынешним -Ари Дери.
  Ишай возглавлял партию, пока Дери сидел несколько лет в тюрьме за мошенничество, а потом еще несколько лет после выхода из тюрьмы не имел права занимать общественные должности. И вот когда срок этот истек, Овади вновь назначил Дери лидером партии и сделал его ответственным за проведение выборов, как парламентских, так и местных.
  На парламентских партия набрала "привычные" 11 мандатов, а на местных во многих местах потеряла свое присутствие.
  Самый ощутимый удар ШАС получил в Иерусалиме совместно с Авигдором Либерманом, лидером партии НДИ. Согласно газете "Маарив" от 23 октября, Либерман потребовал от мэра Иерусалима Барката, чтобы тот назначил "его человека" Владимира Шкляра, директором компании по развитию Восточного Иерусалима. Баркат отказался, а, пишет газета, "Либерман не любит, когда ему говорят "нет". И вместе с Дери, с которым Либерман дружит много лет, они решили раскрутить альтернативную Баркату фигуру на пост мэра Иерусалима - Моше Леона, жителя Гиватаима, но потерпели поражение.
  Более того, НДИ потерял те два мандата, которые раньше имел в мэрии Иерусалима.
  Проиграл в борьбе за место мэра и ставленник НДИ, исполняющий обязанности мэра  Димона - города "ядерщиков".
  Низкий результат показала ставленница НДИ на выборах в Нацрат-Элите, бывший депутат Кнессета Лея Шемтов, получив лишь 14 процентов голосов избирателей, хотя за нее ратовал сам Либерман.
  Единственным "русским" мэром - города Кацрин, "столицы" Голанских высот - стал бывший директор Министерства абсорбции Дмитрий Апарцев. И хотя он поблагодарил НДИ за поддержку, ясно, что если бы он, многолетний житель города, не пользовался уважением всех жителей, он бы не был избран.
  В начале нынешнего века еще были "русские", которые верили, что им нужны "русские" депутаты. Но прошедшие годы показали, что "русские" избранники вспоминают о "русской" улице исключительно перед выборами, а в периоды между ними благополучно забывают о ней. Теперь подобными посулами мало кого купишь. В конце концов, какая разница, из какой общины депутат или мэр, лишь бы заботился о городе и людях, в нем проживающих.   
 


Рецензии