Кажется, вечеринка заканчивается...

«Дорогие друзья! Мы с вами живем в свободной и в современной стране»
 (Какое-то «послание» роспрезидента)


Если в 2008 году мы имели дело с «репетицией» Кризиса, то, как нам представляется, сейчас надвигается нечто более серьезное.
  Будут ли это мировые дела, нас доставшие, или Россия провалится больше всех – население утешится, скорее, теоретически. Что рванет быстрее: вконец разрушится хозяйство или все перевернет национально-криминальный вопрос – это тоже пока непонятно. Может и синхронизироваться. Источники доходов мо эрэфии могут иссякнуть хотя бы из-за «сланцевой революции», перекинувшейся на Европу. А могут и просто все разворовать окончательно и предать до конца.
Некий ригоразм этого текста был связан с ещё неизжитыми несколько лет назад надеждами и иллюзиями. Ныне их уже не осталось.
Так или иначе, стоит готовиться к худшему. Но смотреть правде в глаза как-то не «в кайф»…

 ***

Если всевластие развращает элиты, то бесправие деморализует массы. В итоге получается общая безответственность и кризис. За предыдущие 10-15 лет ростки гражданских прав, зачатки свобод и робкие перспективы модернизации были с радостью обменяны на чечевичную похлебку потребительских кредитов, некоторой сравнительной сытости и видимости социальных гарантий. (Именно, видимости, так как при ближайшем рассмотрении выяснилось, что «доступное жилье» или «нацпроект «медицина» - это сплошные фикции, во многом стало еще хуже). Кому на Руси жить хорошо, так это всевластной бюрократии, умножившей и укрепившей за путинский период свои ряды.
Расходы на «аппаратчиков» (выражение времен перестройки, во время которой мечталось о том, что демократизация победит бюрократизацию) растут сумасшедшими темпами. Этот рост чиновничества,  сопровождался  его непропорционально большим влиянием на политику (в качестве выразителей интересов этого слоя обычно называют «Единую Россию» - ПЖИВ),   оказался роковым и для содержания политики, и для качества государственного управления. Оно сейчас таково, что практически любое заметное решение властей вызывает негативные социальные последствия и/или подменяется дурным «пи-аром». Для самосохранения нынешняя власть прибегает к тому, чтобы «спускать на тормозах» все объявленные реформы – от муниципальной до пенсионной. Были называемые «национальные проекты» - а сейчас уже и их нет. Или это опять-таки не более чем PR. К примеру, о каком «доступном и комфортном жилье» может идти речь при бешеном росте цен на недвижимость, а  образование и здравоохранение разве улучшатся в условиях, когда зарплата педагогов и медиков никак не может угнаться за ростом цен.   Дошло до того, что, справедливо  опасаясь роста коррупции, власть боялась тратить деньги даже на очевидные цели, но взяточничество в условиях задушенных политических и гражданских свобод цветет еще пышнее. В целом же реализация принципа «как бы чего не вышло» является идеалом для бесконтрольной бюрократии и является оборотной стороной ее безответственности.
Этот фатализм объясняется просто. Достаточных стимулов для проведения продуктивных реформ у нынешней российской власти просто не было. «Как только у государства в руках оказывается альтернативный источник дохода – рента от продажи природно-сырьевых ресурсов … получаемые доходы при этом рационально (с точки зрения власти) будет тратить на вооруженные силы (защита властей от внешних претендентов на ренты) и правоохранительные органы (защита властей от своих граждан, претендующих на часть ренты от продажи природных ресурсов). Из состава же гражданского населения достойными заботы оказываются только те, кто непосредственно связан с добычей и продажей природных ресурсов,  и остальные граждане становятся лишь нежелательной нагрузкой  на получаемые рентные доходы.  Действительно, в несырьевой экономике все граждане важны для государства, т.к. они своей работой создают стоимость, часть которой через налоги изымаются на нужды власти; в сырьевой экономике создание стоимости – лишь некоторая добавка к потоку ренты, присваемой государством». Как следствие,  импульс к реформированию – экономическому и социальному теряется, отношение к населению выражается в популизме (сейчас это «национальные проекты») и/или репрессиях против недовольных, режим остается недемократичным, долгосрочные перспективы развития государства и общества отсутствуют. Поэтому, немного расслабившееся российское население находится сейчас в огромной опасности. Эта опасность исходит от  нынешних «хозяев жизни», которые, в принципе, заинтересованы в том, чтобы население страны серьезно уменьшилось, особенно в случае кризиса.
   В России «нефтедоллары» распределяются крайне неравномерно и несправедливо.  Те, кто ими перекормлен, готовы платить сумасшедшую цену за недвижимость, без всякой пользы для нас прожигать огромные средства от продажи невозобновимых ресурсов, и – одновременно – блокируют развитие альтернатив экономического  развития.  Нечто подобное уже было и именовалось «застоем». Дело не в нефти, дело в политическом режиме, в характере власти. Конечно, «катастройка» и развал Союза в свое время были связаны с падением цен на нефть на мировом рынке, но чтобы страна, выстоявшая в страшнейшей из войн ХХ века, распалась от изменения экономической конъюнктуры – это абсурд. В СССР произошло другое  ¬-  вырождение  элит, которые уже не были скованы страхом сталинской эпохи, а нового эффективного механизма заставить их отвечать за свои действия так и возникло. 
Уже в середине десятилетия «нулевых» было очевидно, что сам  российский кризис не будет напрямую зависеть от цены нефтяных фьючерсов, и не заставит ждать себя так долго. Скорее, он будет самопорождением управленческой немощи  нынешнего «вертикали» (по аналогии с советским самораспадом), ведь россиянская бюрократия способна на создание проблем из ничего, впряженная в единую упряжь система застревает на ровном месте (вспомним истории вроде монетизации, «банковского кризиса» или   акцизных марок на импортный алкоголь). А зачем нужно было перенагружать конягу российской экономики мегапроектами, типа сочинских игрищ – чтобы больше своровать – зачем же еще.  Вообще, дурость российского Чиновника не знает границ; корысть, разумеется, тоже…  Конечно же и корыстные интересы крупных бизнес-игроков никуда не делась. Кто-то захотел  повторить подвиг лоббистов от «автогражданки», заставивших государство обслуживать частные интересы отдельных коммерческих структур. К примеру, изменение правил в торговле  спиртным тоже принесло миллионные прибыли – и известно кому . Избирательное спасение частных банков и корпораций – из того же ряда. Вынесет ли  наше смирное и обираемое со всех сторон население эту новую попытку покушения на свои кошельки. А такие шаги, как «реформы» ЖКХ, «муниципальная, ухудшение состояния здравоохранения и образования, разочарование в разрекламированных «нацпроектах», частичная отмена отсрочек от армии, миграционные наплывы, демографический спад, неизбежный рост межнациональной напряженности – да мало ли что еще!   -  может стать  причиной нового витка социальной напряженности, отчаянного  «русского бунта», хотя, возможно, это и будет бунт на коленях.
Итак, теперь вот «вечеринка заканчивается» и поднимающееся цунами неизбежного кризиса грозит разрушить существовавший «общественный договор», трогательный сговор казнокрадов и  халявщиков, разметать как карточный домик их «Стабилизец». Мы реалисты и отчетливо понимаем, что большинство населения в 2000-е годы не очень расстроилось из-за того, что его лишили возможности лишний раз приходить на избирательные участки.
Россиянцы-совки не боролись в большинстве своем за политическую свободу и отдали ее с легкостью… Также и отстаивать свои политические права россияне, увы! – не умели и не умеют. Но и молчаливое большинство, и недовольное меньшинство страдали и страдают от отвратительного качества госуправления в России, которое, скажем, отмена губернаторских выборов отнюдь не улучшило. Вот если бы президент-реформатор решился бы на вариант авторитарной модернизации, решительного реформаторского прорыва, и ради этого временно бы ограничил избирательные права граждан, расставил бы в регионах людей, которые могли бы вытолкнуть Россию из колеи стагнации, экономической отсталости и нищеты – это бы встретило бы понимание и поддержку.  Но  этого как раз и нет! Мы видим, что   «стабильность» хороша, когда ничего, по сути, не делаешь, а лишь паразитируешь на продаже энергоносителей. 
Надо бы спасать то, что еще можно спасти, как-то сохранить страну от окончательного краха, но вместо этого грабеж ее ресурсов идет с удвоенной энергией (воистину, «после нас хоть потоп»), а для «народа» они на полную мощность заводят шарманку своего тупого агитпропа-развлекухи. Больше «зрелищ» - «пиппл хавает».
***
Да и «народ», несмотря на мучащие его смутные тревоги, вовсе не стремится поднять глаза от еще не опустевшего полностью корыта и осмотреться вокруг. Так хочется продлить момент удачи.
Мы  не психологи, но даже на   непросвещенный взгляд, российское общество нуждается в усиленной психотерапии. Оно серьезно больно. Массовое сознание нужно успокоить, население привести в чувство. С помощью идеологии и пропаганды этого не добиться. Нужна психотерапия правды и справедливости, но без истерик эпохи «гласности» или рекламы в «болотном» духе.
Увы – «не дождётесь». Агрессивная и тупая реклама, «черный пи-ар», вкрапления НЛП. Еще «пи-ара»: кто больше «срубит  бабла», кто заморочит больше голов?! Эта безумная гонка продолжается. Нервные болезни российского социума от этого еще более усугубляются, а нежелание признать факт их наличия, загоняет патологии внутрь, делает их смертельно опасными.
Сейчас просто-напросто нет социального субъекта, который бы взял на себя функцию духовного оздоровления нации. Много надежд было на возрождение Церкви. Ох, не сбылись они… Раньше худо-бедно эти функции выполняла интеллигенция. Именно «худо-бедно», но хоть как-то. При всех своих минусах интеллигентский элемент отчасти был все же честен и бескорыстен, хотя – увы -- часто наивен и глуп. Сейчас не то. «С кем вы, мастера культуры?». С теми, у кого власть и кто даст денег. Литераторы, киношники и прочие образованцы стали отличными «баблонавтами» (словечко В.Пелевина).
Например, по сетевым публикациям хорошо видно, сколь сильно сократилось влияние серьезной литературы и кинематографа, несущих гуманистические ценности. Восторги вызывают поделки, всякие «Адмиралы» или «Сталинграды». Пошлость и кощунство правят на этом балу сатаны.
Кто же даст успокоение и надежду измученным безвременьем душам? Потребность огромна -  вопрос открыт.
Платон писал когда-то о пещере идей. Бедные узники не видят истинного мира, им доступны лишь смутные отблески и тени. На желающих открыть им правду они набрасываются. Нечто подобное наблюдается у нас сегодня. За какие-то два десятка лет российский  политико-культурный ландшафт превратился в тёмную пещеру, куда провалились все надежды и чаяния на улучшение и обновление. Как будто все выгорело или спряталось от невыносимого давления. В пробивающемся сверху неясном свете видны лишь смутные очертания нашего будущего. А тянет то в прошлое – «послушать старые песни о главном».  За лозунгами российского патриотизма скрывается порой ностальгия по «советскости». Все до боли знакомо. Так знакомо!
Главный противник, по-прежнему, американский империализм, но  место    возможны вариации.   В общем, борьба «за мир во всем мире» продолжается. И ведь не скажешь даже, что это неправильно. Хотя в неосовковых СМИ внешняя политика совершенно вытеснила внутреннюю, превратив ее в смутный объект идеологии.
Не есть ли то мираж обретения настоящего суверенитета, привидившегося в подземном мраке авторитаризма. Стилистика газет и телепередач  почти один в один напоминает советскую печать времен «холодной войны». Но тогда у нас были и другие аргументы, помимо партийной печати. А теперь что у нас есть кроме «потешанного» самолюбия и подорванного шаткого благополучия-стабильности. Надо понимать, что  РФ будут трепать   не «за Сирию», не за кипрские оффшоры или «борьбу против терроризма» и пр.  За  спиной очевидных врагов РФ мировые кукловоды, иудеи и англосаксы, прежде всего, которые привыкли быть хозяевами мира и  не остановятся ни перед чем, дабы сохранить свое господство. С кем и с чем нам им противостоять? С компрадорскими элитами, привыкшими к идеологии национального предательства? С госаппаратом, насквозь изгрызанным коррупцией? С разжиревшими генералами и «мебельным» министром обороныи генералами из проституток? С полуголодной армией, которой катастрофически не хватает современной техники и вооружений и которую кругом предают? 
Беспокоит, наконец, – состояние российского общества – деморализованного и дезинформированного, несчастного даже в своем жалком нынешнем благополучии!  Готовы ли мы к длительному и серьезному противостоянию с нашими геополитическими противниками? Готовы ли снова затянуть пояса? Или, например, можем ли отказаться от американских компьютерных программ и заменить их нашими? Ладно, допустим, производство технологий (оружия, софта и др.) можно наладить. Но как широко и эффективно наладить производство смыслов? Причем сделать это нужно в нескольких сегментах сразу. Иначе новую «холодную войну» выиграть невозможно, мы и старую-то проиграли, между прочим, не на полях военных сражений, а в сетях массовых коммуникаций. Но что сегодня «наши» могут противопоставить Си-эн-эн и Голливуду? Может, шоу с танцами и пошлыми НЕ русскими шутками или фильмы германов-бондарчуков, в надежде, что все наши враги погибнут от скуки? Или художественная самодеятельность на центральных телеканалах в прайм-тайм – это свидетельство небывалого расцвета культуры? Если серьезно, где ныне привлекательные, концентрирующие общественную энергию  идеи, вокруг которых может сплотиться наша собственная нация, чтобы позвать потом за собою других? Найдется ли в России пресловутая сотня «ведущих социогуманитарных мыслителей» или их места давно заняты политтехнологами  и «говорящими головами» из «ящика»?   
     Россиянам  явно не хватает свободы, чтобы принять решение по своей воле и со знанием дела. И еще неизвестно еще, что для свободы опаснее: привычка «человеков», подмахивающих режиму, в любом случае говорить «да», или же инстинкт советских и постсоветских «образованцев» в любом случае говорить государству «нет».
  Дом, в себе разделенный, не устоит! В отсутствии прочного национально-государственного единства в серьезную геополитическую драку ввязываться нельзя. (Хотя, возможно, и втянут) Иначе, едва вырвавшись из пещеры и зажмурившись от непривычно яркого света патриотических чувств, мы можем вновь свалиться в провал, теперь уже с окончательно летальным исходом.
В будущем принципиальным моментом, наряду с декриминализацией и демократизацией, представляется то, что в России распоряжаться ее богатствами и избирать себе свою власть должна русская нация и коренные народы России,  а не деятели компрадорского капитализма и «политики», кормящиеся правозащитными грантами.  Нужен синтез патриотизма и демократии, когда народовластие будет выстрадано нами самими, а не принесено очередной «волной демократизации». К сожалению, этот синтез патриотизма и демократии не состоялся как политический проект, потому что как проект интеллектуальный он не пользовался особой популярностью. Он, если угодно, он не успел вызреть.  Очень важно понимать, что без обращения к ресурсу патриотизма  (и нормального русского национализма) демократия у нас не выживет и останется лишь достоянием клубов энтузиастов или ширмой для недемократических практик.
Сможет ли кризис расчистить в России площадку для подлинной демократии и настоящего патриотизма, расставить точки над «I»? Вопрос роде бы остается открытым. Но ответ напрашивается, скорее, отрицательный.

   2008 – 2013 гг.


Рецензии
Думаю, ваши мысли пересекаются http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2013/10/20/933257-rossiya-beremenna-moralnyim-avtoritetom.html , что в свою очередь доказывает их актуальность.

Максим Максимов 3   29.10.2013 01:02     Заявить о нарушении
Нет, не думаю.
Всякий моральный авторитет в этой системе абортирован. В том-то и беда, что помощь срочно нужна - моральная, психологическая, культурная - а ждать ее неоткуда.

Виктор Клёнов   29.10.2013 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.