Судьба

   После окончания школы в 1974 году я поступал в ЛИАП (Ленинградский институт авиационного приборостроения), как дальне-иногородний, попал в последние потоки. Записался на подготовительные курсы, а после них ежедневно ездил в главный корпус института списывать прошедшие контрольные по математике и физике. До дома моего двоюродного деда – Торгашина Дмитрия Тихоновича на Лёни Голикова ехать было примерно час с минутами на метро и троллейбусе. За это время я на коленках успевал раздолбать четырёхчасовую контрольную по математике, а дома разделывался с физикой. Более всего я трепетал перед сочинением, эта литературная наука мне никогда не нравилась. Подошло время экзаменов моего потока. Экзамен №1 - сочинение, №2 - математика, далее всё остальное. На сочинении выбрал тему по Горькому "На дне". Меня моя мать (она учительница истории) наставляла, - пиши всегда небольшими предложениями, - так меньше шансов сделать грамматическую ошибку. Сижу - пишу  ... вроде мысли складываются неплохо... управился в положенное время. На следующий день прибыл в институт и тут меня огорошили: "оценка "отлично"!!! Такого начала я не ожидал. Ну, думаю, остальное уже семечки.
   Тут надо вспомнить добрым словом мою учительницу математики (заслуженную учительницу РСФСР) Калоеву Раису Григорьевну (посещал её в здравии проездом по турпутёвке на Кавказ в 90-м году). Прибыл я в её 7-й класс после переезда семьи из Сибири на Кавказ с отличными оценками в ведомости, а у неё начал получать твёрдые тройки! В конце 8-го класса уже были "пятёрки", так и закончил школу. Сейчас вспоминаю и переосмысливаю её методы работы... она нас старалась хвалить, подчёркивала любую хорошую мелочь и одновременно никому не давала спуску. В общем, многим поставила мозги правильно. Царствие ей небесное и добрая память...
   На математику я прибыл пораньше дабы занять рублёвые места... занял, блин - первым слева на первом ряду. Оказывается всех запускали в аудиторию в колонну по одному и рассаживали по порядку, кто же мог знать про такую подлянку! Сел, читаю вариант, всё как обычно. Решаю задания ... первый, второй, третий, четвёртый и на пятом затормозил ... тригонометрические преобразования. Самая хрень с долбаными формулами! Как назло одну такую не могу вспомнить, давай выводить её с нуля. В общем прокопался остаток времени и не вывел, надо было хоть остальное проверить, но уже время истекло. На следующий день прибываю за оценкой, думаю три-четыре балла должны поставить за одно невыполненное задание... а получаю "ДВА"! Оказалось, что в одном несложном, но заковыристом задании допустил глупейшую ошибку по невнимательности и всё ... два задания не сделаны, оценка "двойка".
    Вернулся на Кавказ домой. Год работал с отцом на шахте, с февраля начал штудировать науку, учить формулы и всё такое. К весне стал возникать вопрос о службе в армии (у меня день рождения приходится на июнь месяц). Записался к военкому и выяснил, что гарантировано не будут меня сейчас забирать, если поеду поступать в военное училище. Я был не против, но только в Ленинград! Посмотрев мой аттестат (четыре четвёрки, остальные пятёрки) предложил училище радиоэлектроники в Ленинграде. Согласился. И военкому хорошо, поставил себе галочку в соответствующем плане.
    Прибыл в училище ... тут особо рассказывать нечего, все это проходили одинаково. Но есть одно "но". Опять первый экзамен сдавал сочинение, получил отлично, вторым шла математика... что-то мне это знакомо - подумал я, когда меня усадили первым слева на первый ряд! Решаю. Ничего особо сложного, даже пару раз сумел кому-то что-то дать списать. И вот оно! Опять упёрся в тригонометрические преобразования, и шпора была нужная, но на первом ряду доставать её - сущее самоубийство... покувыркался-покувыркался и плюнул. Давай всё остальное перепроверять. Три раза всё перерешал, исписал всю черновую бумагу. Всё верно. На следующий день получил положительную оценку (не помню уже сколько) ... и вспомнил поговорку "За одного битого двух небитых дают"

Июль 1975 г. Петродворец
Юрий Торгашин


Рецензии