ЖБП

   Чему нас в училище только не учили. От научного коммунизма и организации обороны при высадке морского десанта противника до работы электронных приборов и их элементов. Всё это оказалось не востребованными знаниями по крайней мере в первые дни службы на самостоятельной должности «начальника радиотехнической службы (впоследствии переиначенной в радиотехническую боевую часть) и он же командир боевой части связи и он же корабельный разведчик». Первые месяцы службы прошмыгнули быстро и наступил ноябрь – подготовка к новому учебному году (он тогда начинался 1 декабря, а сейчас 1 января). Все маленькие и большие начальники и командиры начали каждый своё планирование по подготовке и отработке…. Мне тоже торжественно выдали секретную толстую книгу под названием «Журнал боевой и политической подготовки» сокращённо «ЖБП». Чего только мы в училище не писали и не конспектировали, а вот как и что делать с этим жбп - нас толком и не учили. А зря, оказалось, что без него никак. Это мне сейчас всё ясно, а тогда я напоминал сам себе слепого, идущего по тёмному лесу с завязанными глазами. Кое-как этот жбп заполнялся, но мне было не совсем понятно, как можно одновременно успеть написать ворох бумаги и отработать с моряками всё то, что написал и запланировал. Под «ворохом бумаги» я подразумеваю не только жбп, это и новые инструкции с новыми фамилиями в графе «Утверждаю» и «Согласовано», планы занятий, тренировок и учений.
   Разные начальники по разному относились к этой писанине. Это я видел тогда и осознал уже потом… Вот пример двух крайностей. Мой командир Калинин Николай Михайлович обожал документы и отдавал им всю свою душу. Его жбп был исполнен каллиграфическим почерком лично, печатными буковками тушью. Писал он целыми днями с перерывами на приём пищи. А всю практическую отработку тащил на себе помощник командира корабля. Другой командир корабля – старший лейтенант Александр Родионов (сын будущего министра обороны СССР) быстренько обычной авторучкой не самым разборчивым почерком накропал этот жбп и целыми днями вечерами и частенько ночами гонял свой личный состав по учебным тревогам. Вот и найди тут золотую середину. Мне уже тогда хотелось написать юморной трактат о влиянии исправности и числа печатных машинок корабля на его боевую готовность. Пролетели годы, я стал флагманским специалистом радиотехнической службы соединения надводных кораблей и получил честь участвовать в ежегодных сборах спецов соединения по обмену опытом перед каждым новым учебным годом. Моим самым главным начальником по специальности был уже капитан 1 ранга Дригола Владимир Кириллович. На таком очередном сборе в г. Полярном в своём докладе в заключительной его части я позволил себе изложить свои выстраданные соображения о сомнительных и пагубных для дела огромных временных затрат на написание бумаг при подготовке к новому учебному году. Предложения были примерно такими: Ежегодную писанину заменить на утверждённые типовые шаблоны и сборники. Мне это было важно высказать наверное больше для морального удовлетворения, нежели я в это практически верил. Я конечно лично не мог этого видеть, но по «слухам» знал, как происходит бумагомарание в армиях наших дружественных тогда странах соцлагеря. Там имеются один раз типографским способом изготовленные и спущенные «сверху» документы и никто не занимается ежегодным переписыванием их.
   Прошло наверное пару лет и начались чудеса. Может господь бог услышал меня, а может ещё кого, но если я хоть на каплю к этому причастен, то огромное спасибо начальнику радиотехнического управления нашего соединения капитану 1 ранга Дриголе В.К. за то, что мои слова не утонули в море других слов. Итак о чудесах. Очередные оргуказания по подготовке к новому учебному году гласили что-то приятно-невероятное. А именно (в не точном конечно же изложении):
   •Жбп изготовить в виде постоянного шаблона мероприятий со свободными графами для индивидуального ежегодного планирования и фактической отработки. Практически это была засекреченная «раскладушка», где начальники только простым карандашом писали даты планируемых и фактически отработанных мероприятий, даже «Утверждаю» и «Согласовано» подписывалось простым карандашом и переписывались в новом году, само громодьё текста планов мероприятий было напечатано единожды и навека!
   •По такому же принципу изготавливались (один раз и на все последующие годы) все многочисленные сборники инструкций и планов занятий, тренировок и всяческих учений.
   Если сказать, что «народ» вздохнул – не сказать ничего. Теперь реально появилось время на практическую работу, а писанина канула в прошлое. Как сильно «повысилась» наша боеготовность сказать не могу, т.к. вскорости начались сокращения вооружённых сил и я в 1992 году вместе со всеми офицерами штаба нашего соединения попал под сокращение и был благополучно уволен из рядов вооружённых сил, но не СССР, а уже России.

1987-1992 гг. Лиинахамари-Полярный-Санкт-Петербург
Юрий Торгашин


Рецензии