Отзыв на книгу Л. Ю. Корепановой Записано на небес

Отзыв на книгу Л.Ю. Корепановой «Записано на небесах», посвященную трагической судьбе полярного летчика В. Сущинского, проложившего первые воздушные трассы в Ненецком округе в 30е годы прошлого века.    

 Людмила Юрьевна!
Своей просьбой написать отзыв на Вашу книгу, Вы загнали меня в тупик.  Я Вас  недостаточно хорошо знаю, чтобы понять, какой отзыв Вы от меня надеетесь получить: хвалебный  или откровенный? После длительных размышлений решил, что, коль скоро, хвалебные отзывы Вам и без меня напишут и что  за свою жизнь я , наверное, не  написал еще ни одного хвалебного отзыва, то мне остается либо вообще не писать, либо написать откровенный отзыв, руководствуясь старинным принципом: Вы мне друг, но истина дороже.
Однако   одно дело написать пару строк как душевный отклик родственной души на всплеск  эмоциональных воспоминаний пенсионера о былом. И совсем другое – оценить многолетний труд профессионального журналиста. Тем более что этот труд благодаря документальности и беспристрастности изложения истории одной из миллионов жертв «диктатуры пролетариата» вылился, на мой взгляд,  в обличительный акт методам, которыми  диктатура строила  « счастливое будущее» народам СССР под названием «коммунизм».
 Я не журналист, не литератор и не историк, всю жизнь старался стоять в стороне от политики, поэтому не берусь сколь-нибудь профессионально оценить Ваш труд с этих позиций. Могу лишь изложить свой отклик на Вашу книгу.
На примере судеб В. Сущинского, В. Кавецкого и Г. Капачинского,  Вы не побоялись приоткрыть современным читателям одну из самых черных страниц в истории СССР. Историю повсеместного  истребления в 20- 30 годы  наиболее умных и образованных представителей населения до революционной России, в генах которых еще сохранились понятия о чести, совести и стремлении служить Отчизне не за страх, а за совесть.
  Самое страшное злодеяние большевиков, на мой взгляд, в том и заключается, что  за годы своего правления  они изгнали из страны и уничтожили лучших представителей  Российского народа, передав власть в стране и ее дальнейшую судьбу люмпенам от рождения. Чтобы оправдать это преступление, деятели от Советской науки пытались доказать, что личностные качества человека только на 20 % зависят от генов, а остальное от воспитания.  Поэтому и кухарка может управлять страной – заявляли они.
   В  мире же  считали и продолжают считать, что не менее 50% личностных качеств человека обусловлены его генами.   Идеологическая деградация и тупоумие  вышедших из люмпенов руководителей КПСС всех уровней, приведшие к развалу СССР, – тому яркое подтверждение.
На примере  событий, происходящих  в округе, Вы показали, как   в начале 30х годов большевики заложили под СССР бомбу замедленного действия, введя административное деление страны по национальному признаку. И  еще хуже то, что,  не задумавшись о возможных последствиях своих решений, значительную часть власти на местах передали в руки националов, считая, что партия все видит и контролирует.
Уверовав в свою окончательную победу в области идеологии, «мудрые руководители КПСС» в 1979 г. приняли роковое для себя решение: передали не только власть на местах, но и контролирующие службы в области идеологии - республиканские  КГБ в подчинение местных партийных органов. Тем самым запустили бесконтрольный механизм развала СССР. Горе руководители КПСС не учли тогда, что не только их детям, но и народам Украины и Прибалтики, увидевшим в 80е годы по телевидению Польши и Скандинавии, как живут люди на Западе,  вдруг захочется вкусно питаться, красиво одеваться и свободно передвигаться, и не только в пределах СССР.
Националисты Прибалтики и Украины быстро сообразили, что людям надо внушить: для достижения их мечты  нужно выйти из состава СССР и цель  будет достигнута.  И они своего  достигли: через 12 лет механизм развала СССР сработал - бомба  народного недовольства взорвалась и СССР не стало.
В своей книге Вы написали: « Прошлое не изменить, но научиться извлекать из него уроки – стоит многого». Полностью согласен с Вами. Но только современные руководители России не извлекли уроков из развала СССР. На мой взгляд, самая большая ошибка В. Путина в том, что он  в 2000 г. не отказался от федеративного устройства  России по национальному признаку и не перенес южную границу России на реку Кубань, чтобы  с помощью полноводной Кубани отсечь от России Чечню и другие миазмы национализма. Вместо этого, он решил с помощью кнута и пряника приручить Кавказ. На  задабривание националов за счет нищей центральной России  сегодня бросаются уже не миллиарды, а триллионы  руб. Только  национализм и политический бандитизм   на Кавказе  от этого не утихает, а продолжает расползаться по всей России.
    Все это до боли напоминает мне историю с приручением народов Прибалтики. После того, как  в 50-80 годы СССР вложил в  экономику Прибалтики десятки миллиардов дол., зарабатываемых  полуголодными работягами Сибири на продаже нефти и газа, они гордо хлопнули дверью при выходе из СССР, оставив ему в наследство воспитанных в Вильнюсе и Тарту продолжателей  дела борьбы за независимость: Масхадова и Дудаева. Сегодня последователи    Масхадова и Дудаева уже воспитали своих продолжателей борьбы за независимость в Казане и Уфе и делают все, чтобы  выйти из состава России.
   На стр. 13 Вы пишете, что П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин «желали одного – впервые в истории предоставить «малому народу» - ненцам- возможность свободного развития на собственной территории».
Все  прекрасно, за исключением  двух моментов:
1. Земли,  названные Вами  «собственной территорией» ненцев, включали в себя все Нижнепечорье, где испокон веков  (так написано на стр. 30-31  Вашего энциклопедического словаря НАО)  оседло жили русские, численность которых  на порядок превышала численность ненцев, которые большую часть времени проводили вне этой территории  и лишь два раза в год пересекали ее. Все населенные пункты на той территории были созданы руками оседлых русских и коми, а не ненцев. Так по какому праву товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин , даже не спрося  мнения местного оседлого населения, переселили их из Архангельской губернии в Ненецкий национальный округ?
 Ведь речь шла не только об изменении названия территории, но и о передачи власти над ней от оседлых русских и коми кочующим ненцам. Ответа на этот вопрос я в Вашей книге, к сожалению, не нашел.
2.  О каком «свободном развитии на собственной территории» могла идти речь в условиях тотального контроля и  террора?
  Не кажется ли Вам, что создание Ненецкого округа  было   равносильно   созданию Цыганского национального округа на территории Венгрии, Румынии и Франции со столицей в Париже,  на том основании, что цыгане там иногда кочуют?  И во главе такого округа  по логике большевиков следовало поставить цыган. Впрочем,  представитель цыган Саркози таким округом (Францией) уже правил.
    Опять же,  дело было не в том, что «сердобольные» товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин чутко отреагировали на просьбу Самоедского съезда Советов, как вы пишите в книге. Если мне память не изменяет, то точно по тому же сценарию  нацвопрос был решен в других национальных округах, а также  в Дагестане и Башкирии, к которым товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин никакого отношения не имели. А это значит, что сначала по нацвопросу появилось  единое для всей страны  решение вверху, а во исполнение его – товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин организовали решение упомянутого Вами съезда.
Столь  «мудрым решением»  нацвопроса  была заложена еще одна бомба замедленного действия под власть Советов (недовольство большинства населения, проживающего в регионе, управляемым им нацменьшинством). Фитиль этой бомбы постоянно тлел, но  бомбе не дали взорваться до конца 80х годов (событий в Азербайджане).  Сегодня она готова взорваться в Дагестане и Башкирии, а то и еще где - нибудь.
Думаю читателям было бы интересно  узнать по просьбе какого «съезда Советов» была организована Еврейская автономная обл. в Бирабиджане?
   Верхом цинизма  в национальной политике большевиков было лишение государствообразующей нации - русских власти не только в национальных округах, автономных  областях и республиках, таких как Ненецкий округ, но и  в масштабах всей России – Россия не имела высшего органа власти - ЦК Компартии России. ЦК были во всех Союзных республиках, за исключением России.

Находясь  в 30е годы за железным занавесом, в полной изоляции от внешнего мира, народы СССР  не могли сравнивать свой уровень и образ жизни с жизнью хотя бы Прибалтов и жителей Финляндии, бывших до 1917 г. в составе Российской империи. Поэтому свое недовольство советским строем они могли выражать только сравнением  жизни, на которую их обрекли большевики,  со своей жизнью до 1917 г. Тем более, что и сама советская власть вплоть до 70х годов все свои достижения сравнивала с уровнем России 1913 г.
А жизнь эта после завершения времен НЭПа, как утверждал мой дядя В.П. Носов, работавший в 30-40 годы председателем колхоза и сельсовета в Усть –Цильме,  становилась все хуже и хуже.   Во времена НЭПа они еще пили на  свадьбах Рижский бальзам, а в  30е годы после коллективизации уже голодали.
  Надежд на обещанное  большевиками светлое будущее у всех, кто не был люмпеном до 1917 г., т.е у: интеллегенции, бывших военнослужащих, работников огромного госаппарата царской России,  квалифицированных рабочих, крестьян на Севере России, казаков на юге, государственных крестьян  и свободного люда в Сибири становилось все меньше и меньше. Это вызвало новую волну недовольства в стране.
   Сталин нашел как в корне подавить нарастающее в стране недовольство: наиболее активную и  дееспособную часть общества отправил вкалывать на «великих стройках коммунизма» и в шаражках (Королева, Туполева и др.) под прицелами автоматов. А для того, чтобы нагнать животный страх на остальных недовольных:  сотни тысяч, таких как Тухачевский,  В. Сущинский, В. Кавецкий и Г. Капачинский  отправил в концлагеря или поставил к  стенке.   
Лет пять назад на глаза мне попалась информация о том, как партийные руководители Украины и, кажется, Москвы  в 1937 г. требовали от Политбюро ЦК дополнительные лимиты на расстрел «врагов народа». Интересно было бы узнать: коммунисты Архангельской обл. и Ненецкого окр. удовлетворились спущенными им лимитами на расстрел или тоже требовали их увеличения? 

На стр. 109 Вы написали: «Наконец, этих рук ГУЛАГ  собрал так много, и настолько разросся, что для оперативного управления понадобились самолеты.» Но, историю ГУЛАГа в школах не изучают ( или изучают?). Поэтому для молодых читателей не помешало бы дать справочку о том, что это такое: ГУЛАГ?  И кому принадлежали руки, которые он собирал. Да, и стойкие ленинцы в силу старческого склероза  уже подзабыли об этом. В качестве напоминания  приведу лишь один пример: из многочисленного семейства Митиных – крестьян Архангельской губернии - шестерых  мужчин без суда и следствия арестовали как кулаков и отправили на «стройки коммунизма» (в ГУЛАГ), пощадив только самого младшего -отца моей жены Митиной Н.Е.  Вся вина их перед Советской властью заключалась в том, что они работали на своей земле и соответственно - жили чуть лучше остальных  жителей  деревни.
 Из Вашего повествования следует, что власть на местах  большевики передали катушенкам, савельевым и малограмотным «выдвиженцам из народа». Тем самым Вы подтвердили, что основными критериями выбора «слуг народа» в те годы были следующие: нищенское существование  семьи до революции и уровень познания окружающего мира в пределах «трехмесячных курсов районного партактива». Такой не будет разлагать население воспоминаниями о хорошей жизни до 1917 г. и  сомневаться в мудрости вышестоящего партийного руководства. А то, что от родителей в генах ему не передалось умение наладитиь быт и прокормить свою семью, тем более - умение руководить целым округом – это не страшно. Руководящие товарищи сверху его поправят. Главное, чтобы он не сомневался в правоте и мудрости руководящих товарищей и бесприкословно выполнял все их приказы, вплоть до ареста и расстрела своих близких.
В результате, некоторые из представителей нацменьшинства в Округе в 50- 60 е годы заявляли: город - наш, власть – наша, водка –наша, и только баня – русских. 
   Вы сказали, что те годы были не только страшными, но и светлыми. В чем то Вы вероятно правы. Тем более, что у каждого свое представление о страшном и светлом. Вы написали, что советская власть несла светлую жизнь ненцам. А если говорить по сути, то советская власть всего лишь лишила их  выбора на кого работать: на зажиточного хозяина или на себя, заставив всех работать на «диктатуру пролетариата». В результате раскулачивания и коллективизации,  всех ненцев сделали, не зависимо от того, кто и как трудился, равными -полунищими. От этого в материальном отношении, если кто и выиграл, то самые захудалые и алкаши.
Не спрашивая их согласия, детей  стали насильно направлять в школы  - интернаты. Что для многих детей и их родителей было настоящей трагедией.
Иногда стали привозить  в чумы газеты и кино, некоторых вывозить на лечение в больницу, ну и, конечно, обеспечили чаем и водкой.
 Вот и все атрибуты светлого будущего ненцев. Если сравнивать с тем, как они жили до 1917 г., то, возможно, определенные сдвиги к лучшиму и были. Но,...если сравнить с тем, как в те же годы жили оленеводы Финляндии, которым не «посчастливилось» жить при социализме, то получиться «картина маслом». Не зря уже в 50- 60 е годы ходил анекдот про чукчей, что они возмущаются, почему их не продали Америке вместе с эскимосами.
      Вы в своей книге стремились показать, что в те годы в СССР был не только тотальный террор, но и развивалось народное хозяйство, шло  строительство новой страны.
Но, ведь, весь остальной мир в те годы тоже не стоял на месте в своем развитии. Поэтому, говоря о достижениях СССР, не мешало бы сравнить их, с достижениями бывших губерний Российской империи, которым «не посчастливилось» жить при социализме. Чтобы показать: миллионные жертвы были не напрасны.
И тут бы читатель узнал, что  бывшая отсталая окраина  Российской империи -  маленькая Финляндия за 20 лет стала промышленной страной, построила два броненосца для защиты своих морских границ и силами ( в основном добровольцев) - линию обороны Маннергейма.  В 1939- 1940 г. Финляндия  сумела выдержать натиск «могучей и непобедимой» Советской армии, в состав которой входило  до 3000 танков. На Карельском перешейке – бывшем с 1920 по 1940 г.г. глухой провинцией Финляндии, в  1958 году еще  стояли  укрепления линии Маннергейма и рядом с ними - добротные фольварки с розариями бывших финских хуторян.
   В  Западных Белоруссии и Украине, бывших окраинах Российской империи, также произошли  большие изменения к лучшему (в смысле материального обеспечения населения и нравственного становления его. Другой вопрос, что их понятие о нравственности  не совпадало с нашим.).  Я  в 60-80 е годы проехал и не один раз всю Беларусь,  несколько раз бывал на Украине, в том числе Западной, и видел это собственными глазами. В Западной Украине сельский люд жил в аккуратно побеленных хатах, перед каждой из которых стоял журавль – колодец, многие из которых  можно было причислить к произведениям искусства. По праздничным и воскресным дням улицы были запружены нарядно одетыми жителями, идущими в костел или на базар.
  А в центральной России (Курской, Орловской, Брянской и т.д. областях) даже в 80е годы в деревнях грязь беспролазная и бездорожье, избы развалюхи, порой единственный колодец на всю деревню и пьяные грязные бабы в разорванных галошах на босу ногу на улице. В 1992 г. в одной из деревень  Курской обл.  эти бабы меня чуть не избили за то, что я попросил ведро воды помыть свою машину. В  деревне колхоза, куда любопытства ради я повез свою семью помочь колхозу тяпать(пропалывать) сахарную свеклу,  был всего  один колодец и вода была на вес водки. Выкопать хотя бы еще один колодец было некому, т.к. все мужики от беспробудного пьянства отошли в мир иной.
 Вот и все, что дала за 70 лет своего существования Советская власть крестьянам   центральной России, для которых, по Вашему мнению,  и  строился социализм в СССР.
   Тотальная насильственная коллективизация крестьян во времена СССР привела к тому, что Россия из крупнейшего экспортера зерна в начале 20 века превратилась к 1980 г. в крупнейшего в мире импортера зерна. И это при том, что все трудоспособное население страны( рабочие, инженеры, студенты, школьники и солдаты) с весны до первого снега «ударно» трудились на колхозных просторах.
 Сегодня сторонники Зюганова рыдают, что новая власть разрушила все колхозы.  Колхозы, действительно, почти повсеместно исчезли. Рабочих, студентов и школьников из городов на поля больше не гоняют.  Не смотря на это,  Россия, потеряв житницу – Украину, целинные земли Казахстана и лишившись «мудрых руководителей  сельским хозяйством  из ЦК КПСС», снова превратилась из импортера в крупнейшего экспортера зерна.   
   На примере В. Сущинского, В. Кавецкого и Г. Капачинского Вы рассказали о трагической судьбе мужской половины населения России  20-30 годов.
Но, не менее трагичной, на мой взгляд, была судьба их жен и  женщин «из бывших», пытавшихся спастись от «не дремлющего ока революции» бегством в Ненецкий округ. Таких в Округе было немало. Это:  мать будущего Лауреата Госпремии СССР Л. Блинова. Два года назад мне поведали, что она была подругой жены Молотова, после ареста которой, бежала из Москвы на Север и срочно сменила фамилию, выйдя замуж. 
Мать моего одноклассника А. Иванова – преподаватель педучилища Наталья Касьяновна Иванова, по словам ее дочери, в 1937 г.  после окончания ВУЗа в Молотове (Перми) по совету декана факультета бежала в Нарьян-Мар от неминуемых репрессий, как «бывшая». Думаю, что не по доброй воле оказались в Нарьян-Маре: интеллигентные жены братьев Хатанзейских: Тимофея и Петра Мокеевичей; мать будущего доктора техн. наук Б. Харина; аристократы по духу и  внешнему облику коренные питерцы – муж и жена Стрелковы и другие.  Об их трагедиях сегодня уже вряд ли кто-нибудь расскажет, т.к. свидетельств и свидетелей их физических,  душевных и нравственных  мук не осталось, а отражения своих судеб в архивах КГБ и НКВД они «не удостоились».
 Зато  архивы КГБ и НКВД по всей вероятности  хранят память о сотнях, а может быть и тысячах,   всеми забытых сегодня жертв политических репрессий и раскулачивания тех лет. Не пора ли обществу краеведов восстановить их добрые имена, издав  Книгу памяти жертв «красного террора»?
      Хрущев, захвативший власть в СССР  после смерти Сталина, списал все злодеяния 30х годов на Берию. Жаль, что из Вашей книги читатель не узнал, кто на самом деле вершил те злодеяния.  О них и о совсем другом Лаврентии Берии рассказала питерский журналист Елена Прудникова, автор сенсационных исторических расследований, участник историко-публицистического проекта «Загадки истории», наверняка опубликованного в Интернете.
Вот несколько строк из него:
«Обычный, да и не очень обычный человек знает о Лаврентии Берии только две вещи: он был палачом и сексуальным маньяком. Все остальное изъято из истории. Так что даже странно: почему Сталин терпел возле себя эту бесполезную и мрачную фигуру? Боялся, что ли? Загадка.
Да нисколько не боялся! И загадки никакой нет. Более того, без понимания истинной роли этого человека невозможно понять сталинскую эпоху. Потому что на самом деле все было совсем не так, как потом придумали люди, захватившие власть в СССР и приватизировавшие все победы и достижения своих предшественников.
У нас имя Берии в первую очередь связывают с репрессиями. По этому поводу позвольте самый простой вопрос: когда были «бериевские репрессии»? Дату, пожалуйста! Ее нет. За пресловутый «37-й год» отвечает тогдашний шеф НКВД товарищ Ежов. Даже выражение такое было — «ежовые рукавицы». Послевоенные репрессии тоже проводились, когда Берия в органах не работал, а придя туда в 1953 году, первое, что он сделал — их прекратил.
Когда были «бериевские реабилитации» — это в истории зафиксировано четко. А «бериевские репрессии» — в чистом виде продукт «черного пиара» Хрущева.
    И еще: «Ни один человек из Политбюро, да и вообще ни один человек в СССР даже близко не подходил к Берии по важности решаемых задач, по объему полномочий, да, очевидно, и просто по масштабу личности. По сути, послевоенный СССР был в то время системой двойной звезды: семидесятилетний Сталин и молодой — в 1949 году ему исполнилось всего-навсего пятьдесят — Берия. Глава государства и его естественный преемник.
Именно этот факт хрущевские и постхрущевские историки и прятали так старательно в воронках умолчаний и под грудами лжи. Потому что если 23 июня 1953 года убили министра внутренних дел (Берию) — это еще тянет на борьбу с путчем, а если убили главу государства — то это он самый, путч, и есть…»
В эпилоге, сообщая о реакции сотрудника Архангельского КГБ на просьбу пересмотреть дело В.В. Сущинского, Вы написали: «На мгновение показалось, будто ожили призраки 1937 года». Как это не горько осознавать, но  эти призраки бродят по России до сих пор.
    Год назад по результатам выборов в Думу я направил письмо с начала в Нарьяна Вындер, а затем, не дождавшись никакой реакции от газеты, -  вновь избранному   председателю Собрания депутатов НАО Коткину С.Н., в котором среди других был следующий вопрос:
     « Почему местная пресса традицию говорить о покойниках только хорошее или не говорить ничего, распространила на канувших в лету СССР и КПСС? И не по этой ли причине избиратели НАО, выигравшие в материальном отношении больше других регионов РФ от развала СССР, мечтают вернуться обратно в СССР и  голосуют за партию Зюганова?» 
    Свое письмо Коткину С.Н. закончил пожеланием:
«Учитывая изложенное выше, хочется пожелать Вам и губернатору И. Федорову в повседневных заботах о хлебе насущном для жителей НАО, не забывать  о необходимости идейного и нравственного воспитания их, Ваших подчиненных и особенно - молодого поколения. И чтобы они знали, говоря словами советского литературного классика, не только то, что было хорошо, но и то, что было плохо в СССР.»   
   Ваша книга оказалась единственным  ( зато своевременным   и  по существу) ответом на мое обращение.
            Спасибо Вам за книгу от имени читателей,  не безразличных к истории и  дальнейшей судьбе  России.

      Людмила Юрьевна,  Ваша книга интересна мне еще тем, что судьба моего старшего брата Федора как бы переплелась с судьбой В. Сущинского. Трагическая судьба  уроженца Могилевской обл.  оборвала его жизнь в Нарьян-Маре.    Федор, будучи 12 летним мальчишкой, наверняка наблюдал за полетами В. Сущинского в Нарьян – Маре, а затем сложил свою голову, освобождая Родину В. Сущинского -  Могилевскую обл.,  в 1944 г.
Да, и меня уроженца Нарьян – Мара судьба на старости лет забросила в места, где родился  и воевал в Первую мировую В. Сущинский.  Живу я  недалеко от бывшего Дретунского аэродрома, на котором В. Сущинский проходил военный сбор в 1927 г.
В 80 е годы,  путешествуя  с семьей на машине,  я побывал в Западной    Беларуси в неприметном местечке под названием Желудок и запомнил его из-за необычного названия, которое я не правильно произнес, за что был обруган местными жителями. Прочитав в Вашей книге на стр. 74: « 28 сентября 1916 г.  в 11 час. утра ..... старший унтер – офицер Сущинский упал с аппаратом у Желудска.», я мысленно еще раз побывал в местечке под названием Желудок (с ударением на «док».
                Отзыв я писал «из головы», не имея под рукой энциклопедии и выхода в Интернет. Поэтому прошу извинить меня за  ошибки и неточности, каковые Вы, наверняка, обнаружите.

                С уважением                И. Чупров.               
  PS. Замеченные в книге опечатки:
- стр.4 в 5 ой строке: сатановились;
- стр.26 в 16 строке;
- стр.74 во 2ой строке;
-стр.79 в 11 строке – русские националисты в Беларуси??
- стр.80 в 4ой строке сноски пропущено слово – борьбу;
-стр.149 на фото не нашел Кавецкого.


Рецензии