Заграничное ноу-хау, или огнетушитель Эврика

За свою историю Оренбург пережил несколько страшных пожаров. Поэтому горожане всегда очень боялись повторения опустошительного огня. А губернские власти прислушивались и приглядывались ко всем ноу-хау в области пожаротушения. Но так как к заграничным новшествам у нас всегда относились с особым трепетом, то и в мае 1908 года в роли спасателя града Оренбургского выступил некий господин Лоран и его огнетушитель «Эврика».
Все газеты писали об удачных «опытах тушения горящих в котлах нефти и бензина», что было невероятно актуально для Оренбурга. На историческое испытание аппарата  собрался весь свет города во главе с самим губернатором. Для этого на Хлебной площади специально соорудили деревянный сруб и, обильно полив его керосином, подожгли. Однако случился конфуз: химическая пена господина Лорана утонула в пламени пожара. И, кроя заграницу нашим матом, пожар тушили местные огнеборцы. Так что на глазах губернатора, городского головы и многочисленных зрителей чуть было не случился новый городской пожар. Иностранец же объяснил свою неудачу тем, что сруб слишком обильно был смочен керосином, а заграничные приборы рассчитаны на более слабые пожары.
 Слава Богу, бедствия удалось избежать, а оренбургские журналисты от души поглумились над этим конфузом, разродившись фельетоном в духе Салтыкова-Щедрина о том, как горожане «прослышали о французе с машинкой, который какой-то дрянью огонь тушит. И, ежели этой дрянью какую избу вымазать, то изба не сгорит. Пораскинули старички мозгами и решили город французской дрянью вымазать, чтоб никогда пожаров не было. Сказано -  сделано. Француз приехал и машинку привёз. Говорят ему старики: «Мы тебе на Хлебной площади место отвели, потому там солома, сушь и, ежели твоя машинка на базаре пожар потушит, то мы тебя озолотим, а ежели город спалишь, то извини…». Вот наутро народ повалил на площадь. Купцы заперли свои лавки, бабы побросали горшки со щами. Всем хотелось посмотреть, как француз палить город начнёт, а избы гореть не будут. Только француз начал избу подпаливать, как из толпы какой-то чудак вывернулся, да и говорит: «Что-то вы надумали! Надо бы примеры за городом показывать, а то не ровен час, как бы амбары, да и город француз не спалил». Но тут этого чудака натурально за шиворот – потому смутьян… Запалил француз избу и начал работать своей машинкой. Диву давались старики – от машинки огонь всё больше делается. Начался переполох, лошади шарахнулись в стороны, подавили несколько баб и ребятишек. Француз метался, метался – видит, что его дело табак, махнул рукой, да и говорит: «Тушите своими средствами». Кое-как пожар потушили…»


Рецензии
Как всегда, интересно - и с юмором. Повезло городу Оренбургу на летописца!

Зинаида Вилькорицкая   13.01.2015 18:32     Заявить о нарушении