Метод последовательного приближения. Снежинка

Позволю себе освежить некоторые мысли по поводу написания объемных произведений. Возможно, начинающим они будут интересны. Мэтров же прошу не беспокоиться.
Нет, я это пишу не для того, о чем ты сейчас подумал, дорогой потирающий руки в предвкушении гонорара и большого количества читателей автор. Ведь наше, румяных критиков, дело маленькое – сподвигнуть вас на создание качественных произведений.

Вообще, написать роман легко. Трудно написать хороший роман. Новички писательского дела терзают Яндекс запросами «Как писать прозу» и, скрупулезно выполняя каждый шаг, на выходе получают что угодно, кроме качественной прозы.

Со школьной скамьи любому начинающему графоману известно, что классическая схема литературного произведения содержит в себе экспозицию, завязку, конфликт, кульминацию и развязку. Помимо этого, существуют также десятки самых разнообразных методов создания произведений, и, выбрав «свой» метод или «перестроив» под себя наиболее удобный, автор может существенно упростить для себя процесс написания романа, не теряя при этом его качества. К сожалению, многим публикующимся на литературных форумах данные методы мало известны.

Я предлагаю сейчас освежить в памяти метод последовательного приближения ("метод снежинки"). Согласно данному методу, роман (или другое сложное литературное произведение) пишется "от простого к сложному"; суть - в постепенном раскрытии деталей сюжета. Преимуществом "метода снежинки" является быстрота написания и четкая структура произведения. Недостаток метода - он подходит не всем авторам. Но, возможно, именно вам этот метод поможет правильно организовать работу над объемным произведением?

Так, сперва нужно сформулировать идею будущего произведения одним предложением. На первом этапе не требуется ни имен, ни какой-либо конкретной информации. Это предложение должно содержать интригу и давать общее представление о будущем произведении.

Далее необходимо расширить предложение до размеров абзаца, в котором были бы кратко определены завязка, конфликт и развязка - не более 7-8 предложений.

Следующий этап - краткое описание главных героев, содержащее имена, краткие истории жизни (перечень ключевых событий, необходимых читателю), мотивации героя (что является причиной его действий), цели героя, конфликты, происходящие с ним изменения, главные события, в которых он принимает участие. После того, как описание героев готово, необходимо заново переписать те 7-8 предложений, кратко описывающих все произведение.

Затем каждое из этих предложений расписать в самостоятельный абзац. При этом каждый абзац, кроме последнего, должен заканчиваться конфликтом, а последний - развязкой произведения.

Ключевые действия героев необходимо расписать в отдельные небольшие рассказы, обозначить детали, убрать возможные нестыковки. Серия связанных между собой законченных рассказов составит скелет произведения. Далее каждый рассказ превратить в развернутую историю с добавлением мелких деталей, ввести дополнительных персонажей; сделать выводы, как изменятся герои к концу произведения. Затем нужно составить подробный перечень всех сцен, в которых будут участвовать главные герои и каждую сцену преобразовать в краткий законченный рассказ. В процессе рассказа проблема, из-за которой возник конфликт, должна полностью решиться.

Далее пишется черновик произведения, совершенствуется язык, добавляются детали; из отдельных набросков создается конечный вариант.

Этот метод помогает эффективно и относительно быстро создать «черновик» романа, не запутаться в деталях и персонажах, определить главные сцены и сюжетную линию.

В заключение хотелось бы отметить, что, помимо знания структуры произведения и понимания методов его написания, необходимо огромное внимание уделять, несомненно, «нетехническим» моментам. Все хорошие произведения, по моему скромному мнению, создавались в состоянии, когда автор просто не мог не писать, не реализовать свою идею - в этом случае незнание принципов и методов создания романов не может помешать. Вложите в произведение вдохновение и частичку своей души, и это откликнется в сердцах ваших читателей.


С искренней симпатией ко всем пишущим и издающимся, издающим и критикующим,
мимо проходивший,
Румяный Критик.


Рецензии
А что, это в школе изучают уже? Я тут намедни (пару лет назад) этот метод сам открыл. Но на определённом этапе стало тесно. В результате запутался в действиях героев. Назад же сил нет вернуться.
Т.е. выбрав метод "снежинка" надо чётко двигаться к цели. Иначе снежинка не вырастет.

Иван Невид   04.11.2013 14:18     Заявить о нарушении