Стакан необычной огранки

         Начало семидесятых годов прошлого века, время, когда Советская империя находилась в зените своего военного и политического могущества, чего нельзя было сказать об уровне жизни большинства её граждан.          

      Не хотелось, а пришлось пойти на дежурство добровольным народным дружинником по студенческому городку, тем более Славе, смоленскому мужичку из города, названного в честь первого в мире космонавта,  трудно было отказать, да и умел он уговаривать.         
      И вот великолепная четвёрка студентов первого курса инженерно-экономического факультета Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина  после короткого инструктажа и ценных указаний от участкового  Лёвы-милиционера в лейтенантском звании, получив красные повязки, прибыла на место дислокации.

      Начали патрулировать по выделенному району, но  как-то вяло, «без огонька», да и функции наши больше представительские, главное: ни во что серьёзное не вмешиваться.   Хорошо хоть погода радовала осенним солнышком.  Кругом было всё спокойно, потихоньку подкрадывался вечер.
      У главного нашего объекта-гастронома тоже без проблем, зарплату на предприятиях культурной столицы ещё не выдавали, а аванс давно потрачен.               
      Только напротив магазина  на другой стороне дороги,  на высоком склоне  железнодорожной насыпи группа мужиков мирно выпивала и закусывала среди кустов.  Но это был не наш район, о чём  любители спиртного были хорошо осведомлены и нас не опасались, а дружинники из соседнего участка сюда практически не заглядывали, вот и получилась этакая «мёртвая зона» и  оазис для  «алкашей».               

      Было скучно, и разговор не клеился.  Слава предложил скинуться по рублю на «портвишок», его поддержали соседи по комнате, Анатолий и Володя.  Не хотелось выглядеть белой вороной,  добавил свой «рваный» и,  вдвоём с главным дружинником 5А корпуса, сняв повязки,  устремились в винный отдел гастронома.               
      На пару бутылок  «72-го»  портвейна и два плавленых сырка как раз хватило, вышли с удачной покупкой и в приподнятом настроении. Оставалось определиться с местом культурного отдыха, поступило предложение выпить в подворотне дома.               
      Зашли, не понравилось, всё по сторонам загажено предыдущими посетителями.  Вокруг благоухало устоявшимся запахом, скорее вонью от мусорных контейнеров,  да и ребята из «горла» пить не захотели. В те времена бумажные стаканчики в магазинах не продавались, а  гранёный стакан постоянно в кармане таскать не очень-то и удобно. Вспомнил, что у  «алкашей» с насыпи вроде был стакан — можно попросить.               
      Через пять минут,  быстро перейдя проспект,  с трамвайными путями, бодро поднялись всей командой вверх по  железнодорожной насыпи в сторону кустов метрах в тридцати от дороги, примерно столько же оставалось до железнодорожных путей. Завидев нас,  полупролетарии начали почему-то разбегаться, на месте остался только один, наверное,  самый смелый и юридически подкованный.               

      — А мы ничего не нарушили, и вы не наши дружинники, — заявил он тотчас  нам.               

      — Да нам собственно стаканчик понадобился, — миролюбиво извлёк я из необъятного кармана пальто бутылку портвейна ёмкостью 0,7 литра, заметив у двоих наших ребят неснятые повязки дружинников и успокаивая представителя алконавтов.               

      —  Совсем другое дело, а то подумал, что полный беспредел,  рабочих людей на отдыхе чужие дружинники собрались задерживать, — обрадовался юридически подкованный мужичок, протягивая стакан. — Когда закончите, не забудьте  повесить стакан на сук — на будущее пригодится, — проинструктировал адвокат и неспешно отправился к своим собратьям по алкоголю, невдалеке ожидавшим развязки не понятной ситуации.               

      Оставшись одни в импровизированном летнем кафе и сняв оставшиеся красные повязки,  неторопливо открыли бутылки, надрезав перочинным ножиком и удалив пластиковые пробки, затем небольшим количеством вина был тщательно вымыт стакан и насухо вытерт чистым носовым платком. 
      Первая бутылка мгновенно опустела профессионально разлитая  на четверых умелой рукой Вячеслава, самого старшего по возрасту и внешнему виду в нашей сегодняшней добровольной дружине.               
      Как сказала одна наша сокурсница: — У него лоб мыслителя и причёска художника.  Вот только жаль, что неуёмная любовь к горячительным напиткам впоследствии рано завершила его жизненный путь, но это случилось через четверть века.               

      А пока закусив плавленым сырком разлившуюся по телу теплоту  «портвишка»,  вчетвером отдались созерцанию  удивительной открывшейся нам панорамы части Выборгского района города Ленинграда, студгородка на Лесном проспекте.               
      Здесь нам предстояло прожить пять лет и узнать много чего интересного, а впоследствии стать уже не рядовыми гражданами, а полусредним и средним управленческим персоналом экономики ещё великой советской империи.               
      Резко потемнело — зажглись уличные фонари. За душевным разговором, когда хотелось поделиться чем-то сокровенным с новыми друзьями, быстро опустела следующая  бутылка, и был доеден второй сырок — мы неспешно возвратились к действительности, спустившись с высокой железнодорожной  насыпи к проспекту, дежурство успешно закончилось.               

      Подойдя к ставшему уже родным корпусу общежития, Слава отправился сдавать повязки дружинников бравому участковому и докладывать об окончании дежурства без происшествий, а мы по своим койко-местам.               
      Уже у себя  в комнате  обнаружил в кармане стакан с необычной огранкой, который выбрасывать не стал — в бедном студенческом хозяйстве всё могло пригодиться.

      Когда через четыре месяца перебрался жить в комнату к друзьям-однокурсникам  на освободившееся койко-место, не забыл прихватить общий трофей того памятного и задушевного вечера первого дежурства в ДНД.

      P.S. Миниатюра опубликована в Литературно-художественном журнале "Союз писателей", № 9-2017 год, стр. 49-51.               

               

      


Рецензии
Вспомнилось, как мы, будучи также дружинниками (это было тоже в 70-х годах), распивали тоже портвейн в лесочке возле церкви на Ленинских горах вечером перед Пасхой, - тогда от желающих поучаствовать в крестном ходе было не протолкнуться, а у нас в МГУ до двух ночи показывали бесплатно кино, дабы отвлечь студентов от этого хоть и богоугодного, но не властеугодного мероприятия ...

Геннадий Ботряков   06.02.2015 08:39     Заявить о нарушении
Да, мы жили не в виртуальном пространстве интернета - есть, что вспомнить. С уважением к вам, вашему творчесту и в чём-то общему прошлому. Сергей.

Прибалтиец   06.02.2015 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.