Солярис Лема глазами Тарковского. О совести

"Нам не нужно других миров... Человеку нужен человек."
...

Если подробно описать устройство часов, это нинасколько не приблизит к пониманию времени. "Солярис" Тарковского многогранен, многослоен, многомерен и вряд ли может быть понят полностью. Так семицветная радуга складывается в белый цвет... Или свет? А поиски истины включают весь спектр - от детального исследования каждого цвета до озарения светом, белым.


Думаю, что один из ключей к пониманию  этого фильма Андрея Арсеньевича  - простые слова: "Человеку нужен человек".

Еще один ключ - совесть.

+++
Живущая внутри каждого человека... Она остаётся всегда, даже если её не только выгоняют из собственных мыслей, но и ликвидируют физически.

Как в "Солярисе".

Когда-то Крис предал свою любимую женщину по имени Хари, она не выдержала его предательства и умерла, столько лет уже прошло, и, казалось бы, все забыто, он перед отлётом на далёкую космическую станцию, не дрогнув, сжёг ее фотографию, вместе с другими старыми, ненужными и уже пожелтевшими бумагами.

Назовем вещи своими именами. Когда-то давным-давно он изменил ей, а она покончила с собой.

А на станции она вдруг появляется. Такая же молодая и красивая, такая же нежная и любящая, как и раньше. Нет, это не галлюцинация и не бред, она, вернее, копия умершей Хари, материализована великим Океаном, в котором  размещается "станция", место действия.

Мягкое струящееся платье тёплого песочного цвета облегает её точёную фигуру, как вторая кожа. Роскошные длинные волосы скромно подобраны,  стянуты в хвост. Туфли...Туфли куда-то запропастились, так и ходит босиком. Рукав платья надорван. На месте надрыва - след от укола, который тогда перенес её в иной, лучший мир.

Хари абсолютно не нужна Крису, её появление на станции шокирует и пугает его  по-настоящему, хотя он и не робкого десятка. С психикой у него полный порядок, он не поддастся на провокации. Да, он наслышан, что на станции происходят странные вещи, он в это не верил, а теперь убедился сам. С ним странные штучки не пройдут. Женщине из его прошлого нет места - ни на станции, ни в его жизни. Он давно вычеркнул её, зачеркнул,  он прилетел сюда ра-бо-тать!

Крис сажает Хари в ракету и запускает её на орбиту, тем самым обрекая свою нежданную гостью на верную и мучительную смерть, а она - возвращается... Он не может поверить своим глазам -  несколько часов назад  дверь ракеты захлопнулась, ракета, изрыгая огонь, рванулась ввысь, рев огня смешался с криком ужаса Хари, крутиться ей теперь вечность на орбите, а жить, пока хватит воздуха ... а Хари, бесподобно красивая и спокойная, всё в том же песочном платье с надорванным рукавом, опять сидит в мягком кресле в его каюте листает альбом с его "земными" фотографиями.

Она сама не знает, кто она и откуда взялась, у нее нет прошлого, есть только любовь к Крису, она чувствует и понимает, что она не настоящая Хари. И что даже настоящую Хари он не ждёт, не любит и никогда и не любил. Это для неё настолько невыносимо, что она замораживает себя в жидком азоте - но оживает - страшная картина... 

Ему не удаётся от неё  избавиться. И она не может самостоятельно закончить свое существование.

Потому что Хари - совесть Криса.

Загадочный и невидимый Он все время ее возвращает -  Он всесилен, Он без устали ее материализует и материализует.

А Хари - не только совесть Криса, но и его настоящая любовь... Охватывает его под гениальную музыку Баха... Когда станция совершает манёвр и всё в невесомости, незакрепленные предметы "плавают" в воздухе. Крис смотрит на висящую на стене огромную репродукцию "Охоты"  Брейгеля и по какой-то ему одному ведомой ассоциации вспоминает своё детство и свою матушку. Мама является ему очень молодой и нереально красивой дамой, в белоснежной собольей шубке до пят. Она стоит, улыбаясь, на белом снегу, а он сам - пятилетний ребенок, жгущий на этом снегу костёр. А матушка-то всегда ненавидела невестку... но та "охота" давным-давно закончена.

А сейчас есть только Он и Она,  её преданные,  грустные, по-оленьи затравленные, такие родные глаза так близко, близко...  До Криса с опозданием в пару десятков лет наконец-то доходит, что на самом деле любит и всегда любил Хари, Хари и только Хари.

Они почти счастливы. Но теперь они могут жить вместе только здесь - на бесконечно далекой от Земли космической станции - и только в этом маленьком замкнутом пространстве. На Землю с Крисом ей не вернуться, Хари, творение Океана, может существовать только тут, в поле его влияния.

Значит, и Крис, как заложник, должен навечно остаться на станции и никогда больше не увидеть Земли? Она не может и не сможет принять от любимого такую жертву - она сейчас, как и тогда, на Земле, готова жертвовать собой.

"Ты не настоящая! Ты копия Хари. Матрица. В твоих жилах течет не кровь, а вода", - комментируют коллеги Криса, подгоняя её решение.

Кто она? Её терзают какие-то смутные воспоминания о жизни на далёкой Земле ... И она так больше  жить, точнее, существовать, не может. Коллеги Криса, пока он болен и глубоко спит, по "собственному желанию" Хари, а также с целью наведения на станции порядка, наконец, действительно, её уничтожают - используя метод аннигиляции вещества. Хари пишет последнее письмо Крису, и бесстрашно идёт на "процедуру", превращающую её в легкое облачко, которое бесследно исчезает...

Крис просыпается, читает предсмертное письмо Хари и орет от боли, отчаяния и бессилия. Теперь он потерял ее уже навсегда.

И тогда Океан материализует отчий дом Криса.

Там, на Земле, живые и здоровые отец и сын расстались навсегда, так как космические путешествия происходит в измерении времени, отличном от земного; Крис вернется, когда  родителей давным-давно уже не будет в живых.


Но отчий дом оказывается совсем рядом и здесь. Крис идет к нему по знакомой с детства дороге. Все так же - течет речушка, шумят вишни, собака радостно встречает блудного хозяина, отец, по своему обыкновению, мастерит что-то в доме... эта их встреча глазами через толстое  прозрачное стекло!!! - и вот - Отец стоит на пороге...

И Крис падает на колени перед своим отцом.

+++

Под гениальную музыку Баха, дивные картины Breughe
ролик на ютубе, сцена невесомости,
http://www.youtube.com/watch?v=Yb3kHcjusyc
не открывается (, полная версия
http://www.youtube.com/watch?v=GG9Anstjlro

илл.
1.Питер Старший Брейгель. Возвращение охотников
----
2. Возвращение блудного сына
знаменитая картина Рембрандта


Рецензии
Вы замечательно рассказали и проанализировали фильм, Ирина. Давно уж не приходилось смотреть его, но забыть невозможно. Океан материализовал самые потаённые мысли. Благо это или беда? ТАМ все мысли явны, а люди на земле предпочитают их скрывать друг от друга. Вот отрывок из моей "Богини"

"- Мамочка! А разве люди не знают, зачем они живут?
- Одни знают, а другие – нет. А почему ты об этом задумалась?
- Сегодня случайно увидела по телевизору кусочек фильма «Солярис», и там говорят, что это извечный вопрос и будто никто не знает на него ответ.

- Это старый фильм. Снял его большой умница. В то дремучее время он учил людей размышлять о смысле жизни, хотя, может, и сам ещё не знал ответа на этот вопрос, но думал об этом и, возможно, уже догадывался. А ты что ответишь, если тебя спросят об этом? Ты сама-то знаешь? Зачем ты живёшь на этом свете? Для чего дана жизнь?

- Для приобретения жизненного опыта, для развития души! Наша вечная душа здесь учится. Она ведь должна совершенствоваться!"

С самыми добрыми пожеланиями и уважением,

Лариса Наталенко   23.06.2014 18:41     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо огромное за отзыв.
Отрывки из "Богини" прочитала, отличная проза. Но пока отписаться никак не соберусь - проблема с настроением, душа в другом пространстве и измерении, ни слова пока не могу из себя выдавить.
Попустит - перечитаю и отпишусь.
С наилучшими пожеланиями,
Ирина

Ирина Мудра   25.06.2014 01:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.