О Вере и Соне мой горестный рассказ

25 мая 2013 года у нас состоялась встреча однокурсников, выпускников физфака ЛГУ (Ленинградского госуниверситета) 1963 года.
  С одной стороны,   было радостно повидать более 70и бывших однокурсников и узнать много нового о них. Узнал, что помимо родственников А. Толстого и Н. Черкасова, которых упомянул в своей книжке, с нами на курсе учился близкий родственник (или родственница) народного артиста СССР С. Лемешева, племянник,  не менее знаменитого, С. Маршака, сыновья трех или четырех профессоров - деканов нашего же университета и дети прочих знаменитостей.
 На встрече пообщался  с профессором Андреем Черкасовым. Спросил, не сердиться ли он на меня, за то что я представил его в свой книжке пижоном? Поболтал с другим профессором Андреем Рейшахритом (племянником С. Маршака), который до сих пор пребывает зав. кафедрой ВУЗа в Воркуте и по совместительству - депутатом и местным поэтом. А также с Эллочкой Мадиевской, присутствующей на фото по случаю окончания 1 и 2 го курсов ( в моей книжке),  которая прилетела на встречу из США и т.д.
    С другой стороны, - было горестно узнать, что более 70 из нашего выпуска уже отошли в мир иной и среди них - не состоявшееся светило в области теоретической физики, мой приятель и спаситель во времена экзаменационных сессий - Вова Баранцев.
  Огорчило, что  однокурсники (я, в том числе)  не только дружат, но и враждуют на почве мировоззрения до такой степени, что некоторые по этой причине не пришли на встречу. В том числе и мой бывший приятель Павел, с которым на встрече я мечтал помириться. 
 Я весь июнь по инерции после встречи  общался с некоторыми из них. Особенно интенсивно с двумя бывшими зеленоглазыми с каштановыми косами подружками. Одна из них (Соня) сейчас живет в Израиле. Это она разыскала и пригласила меня на встречу, прислав мне по ЕМАЙЛ письмо:
«Игорь!!!Чупров!!! Игорь!!!
вспомни меня ,пожалуйста!! Я---СОНЯ ....Меня очень вдохновила идея отметить 50-летие и мне прислали списки "обнаруженных"---тебя там нет, но многолетне эпизодически общаясь с Павлом--конечно, Григорьевичем--знаю, что ты бываешь в Ленинграде и даже передаю тебе приветы. Ответных нет---значит.......я  живу сейчас не в Л-де;  не то. чтобы далеко, но разглядеть на карте мира можно только точку с цифрой.  Тем не менее я каждое лето прилетаю ( вот это очень просто) в Л-д…..   Я прилечу 17мая, вечер в восьмёрке25мая.  Много лет за спиной, около многих фамилий в списке прописано НЕТ.....И радуги на наших горизонтах блекнут...Я к тому, что ПРИЕЗЖАЙ!!!!  напиши мне. Даже если начнёшь   "Вспомнить не удаётся, но как человек вежливый"...ит.д. Хорошо? Всего тебе доброго.»
    Другая (Вера) оказалась первой, кого я встретил, придя на встречу. Поэтому вручил ей свою книжку, которую вез для Сони, т.к. Соня на встречу не прилетела.   
Соню я запомнил со студенческих лет как девушку с мягким лучезарным взглядом. А у Веры взгляд был зоркий и порой -  пронизывающий.
 И вот за месяц общений выяснилось, что девушка с мягким лучезарным взглядом  оставила в Питере мужа и детей, а сама переехала  в Израиль и превратилась сегодня в ярую сионистку.
 А Вера отказывалась, не только переселиться в землю обетованную, но даже посетить ее.
Прочитав мою книжку, она написала мне и мы месяц с ней общались.
Письма Веры, в память о ней, я решился опубликовать, т.к. сама она уже ничего не напишет.
     Вот ее письма:
31 мая
«Игорь! Я Вера  (возможно ты не сможешь меня идентифицировать по адресу).

Прочитала твою книгу в один присест, за день. Твой пронзительный текст относительно истории  семьи и твоего детства заставил меня  поплакать не раз. Главное, что все это читано и смотрено не раз, но тогда это касалось чужих, абстрактных людей. А здесь идет речь о нашем Игоре, милом, улыбчивом, доброжелательном юноше, при общении с которым было ощущение полного благополучия. Теперь смешным кажется мое умиление в первом колхозе тем, как ловко ты обращался с топором, в отличие от наших городских мальчиков. Теперь оказывается, что это мелочь по сравнению с многими твоими умениями, приобретенными в детстве.  Светлая память твоим родителям, особенно маме, сумевшей в таких условиях вырастить таких замечательных детей.
  Потрясена  твоей замечательной наблюдательностью и памятью, сумевшей сохранить мельчайшие подробности детства, учебы и дальнейшей работы. У нас тоже было не самое легкое детство, сам понимаешь, я оказалась в блокадном Ленинграде в возрасте 6: месяцев. Все ужасы блокады моя мама перенесла с двумя детьми. В результате я - кроха выжила, а сестра, которой было 11,5 лет, умерла от голода. Но дальнейшая жизнь стерла многое из памяти. Ты же помнишь все.
  Я читала раньше о староверах. Это совершенно иная мораль, иные взаимоотношения между родственниками.  Меня просто удивило, как все родственники помогали  семье, оставшейся без отца. В современном обществе это встречается очень редко. Люди
замкнулись в себе и больше ни о ком. не думают.

14 июня
Игорь! Отправила тебе большое письмо по двум предложенным тобой адресам, но оба вернулись, адрес заблокирован. Сейчас отправила пробное письмо, вроде прошло.
 Теперь по сути, извини, что долго не отвечала. Пошла 5 июня в поликлинику на ЭКГ, а меня оттуда отправили на скорой в больницу. Не дали даже зайти домой за вещами. На мою просьбу отложить госпитализацию на один день, чтобы я смогла с внуком позаниматься математикой перед экзаменом, мне ответили, что до завтра можно и не дожить. Миленько. Ну вот, оказалось, что у меня был инфаркт, перенесла на ногах .У меня есть подозрение, уж не 25 мая ли это случилось. Уж больно плохо было Теперь надо делать операцию стентирования (расширение сосудов сердца).Я всегда наплевательски относилась к здоровью, пошучивала над этим, а тут стало страшно. Ну да ладно. Извини, что так много написала об этом, ненавижу говорить о болячках
 Игорь! ты не представляешь, как я ценю твои письма. Удивительная глубина и тонкость чувств, да еще и при такой блестящей манере изложения. В наш поверхностный век это большая редкость. Молодец твоя жена, что заставила тебя писать. В наше время такая честность и боль за происходящее. При этом боль  не злобная, призывающая все крушить,,  как у наших ура-патриотов,  у которых и патриотизм носит разрушительный характер и единственная цель- показать себя любимого. Если нет сил и таланта что-то создать, то проще всего выделиться призывом к разрушению.
  Здоровья тебе (как выяснилось это главное), душевного спокойствия и мира с самим собой. Жду писем. И ни в коем случае не извиняйся за беспокойство.

15 июня
Игорь! Прочитала. Спасибо большое. Не буду повторять все эпитеты, написанные ранее. Просто скажу - все это правда. Я много бывала в Литве. Там очень много работал мой муж. Он занимался газификацией республики, объездил ее всю. Иногда и я приезжала к нему. Отдыхала там с ним в Друскенинкае, в Ниде, была в Паланге, Кретинге, Каунасе. (Там замечательная охотничья шашлычная. Шучу).  Я тоже полюбила эту страну. Тем более горько было читать все это. И при этом я хорошо помню, как в начале 90-х, когда у нас был дефицит на все и я не могла достать никаких продуктов на свое 50-летие . Вдруг к нам приехал человек из Литвы и привез целый пакет различных мясопродуктов. Он сказал, что они решили, что мой муж голодает и не могли этого допустить. Вот так все по-разному.. Но при этом, когда в 68-м году мы с ним приехали в 6 часов утра в Кретингу, он работал на отводе на ПАЛАНГУ. ни один человек не объяснил нам, как пройти по нужному адресу. Все "не сопронт". Муж знал потом уже необходимый в быту набор на литовском и в ресторане заказывал "ду септе пенки дешем грам " (надеюсь, помню правильно) по-литовски. И вообще, я считаю, что, живя в другой стране, нужно уважать ее язык.  Сейчас мы сами столкнулись с этой проблемой с гастарбайтерами.
Я с ужасом вспоминаю ситуацию, свидетелем которой я была в Вильнюсе. Я ехала в автобусе. Женщина обратилась к стоящей впереди, видимо, с вопросом, выходит ли она, по-литовски.. Та со злостью ответила:"говори по-русски, я не понимаю твой собачий язык" . Мне стало так стыдно, что я вышла из автобуса. Именно такие вещи вызывают в подходящих условиях соответствующую реакцию.
  А вообще, национализм  - это страшная вещь Можешь поверить, что я столкнулась с этим в полной мере. Не буду об этом писать, но это так. Особенно страшно, когда сталкиваешься с этим у людей, с которыми училась вместе на физфаке, т.е. у них не объяснишь это просто отсутствием интеллекта. Не буду углубляться в это. Недаром Фазиль Искандер назвал национализм "конкуренцией неконкурентоспособных. Только ограниченные , закомплексованные собственной интеллектуальной, моральной и душевной ограниченностью люди будут искать причины своих неудач в других людях и национальностях.
  Да. милый мой однокурсник (и надеюсь, друг), много нам пришлось пережить. Наши инфаркты не случайны. Но я не знала о твоем пороке сердца. Как же ты с ни умудрился так серьезно заниматься спортом?.
 Как состояние Нины после операции? Просто пиши о себе. Мне все о тебе интересно. Жду твоих писем ( но только не считай это обязанностью, пиши когда захочешь). Будь здоров. Твой друг
17 июня
Игорь! Спасибо, что так  быстро отвечаешь. Не скрою, что, включая почту, первым делом ищу твое письмо, остальные подождут. Спасибо за поправки в литовском, все же я уже более 20 лет там не была. Муж очень скучает по Литве, все хочет туда съездить, но в моем нынешнем состоянии это невозможно, вот сегодня нужно пойти в поликлинику, не знаю, как дойду.
Вчера получила письмо от Инны, она просила передать свои извинения тебе за то, что не смогла ответить. Она сейчас живет у сына, до конца июня, пасет внука, а у сына компьютер только с латинской клавиатурой. Так что ответит позже. Очень она милый и доброжелательный человек.
Относительно засилья гастарбайтеров я с тобой согласна совершенно. Но здесь дело не в национализме, а в совершенно иной культуре, ином менталитете, который они даже и не пытаются приспособить к нашим реалиям. А потом удручает их способность к размножению, которая, по-моему, становится реальной угрозой. Не понимаю, почему это волнует только нас с тобой. А сильные мира сего или не могут, или не хотят заниматься этим.

У тебя случайно промелькнуло, что вбежала внучка. Сколько их у тебя и какого пола? Чем сейчас живешь? Ты как неработающий пенсионер с большим стажем уже, наверное, нашел свою нишу. Я пока еще не пристроилась, да к тому же теперь мало могу: читаю. Большую радость доставляют ваши письма. Просто удивительно, насколько близки духовно люди, с которыми не общалась более 50 лет.
 Будь здоров, береги себя и семью. Не буду писать, что жду твоих писем, чтобы ты не считал себя обязанным, но это так.
18 июня
Игорь! С удовольствием и редким теперь смехом прочитала. Спасибо.
Да, я понимаю, как тебе было трудно оставить ТАКУЮ работу. Ведь когда я о ней читала, у меня помутилось в голове от одного только обилия названий и обозначений. А ты все это помнишь досконально. Работа была твоей жизнью. Но ты человек незаурядный, ты с таким же интересом относишься ко всему, что делаешь. У меня же другая проблема - я потеряла интерес к чему-либо, 16 лет работы в школе как будто выжгли у меня все нутро. Я смотрю на все со стороны, и фактически перестала участвовать в этой жизни. Возможно, это можно отнести за счет моего нынешнего физического состояния. А может быть просто " я пережил свои желания" Но теперь я хочу одного, покоя, чтобы никто меня не трогал, и ничто меня не трогало. Но так не всегда получается, А реакция - боли в сердце. Тьфу, даже самой противно.
 Вчера разговаривала с Соней. Вроде у нее все нормально. Я думаю, ты неправ, когда пишешь, что вам с ней было труднее из-за перемены места жительства. По-моему, наоборот, новая жизнь, новые условия, необходимость к ним приспособиться, а у тебя еще и ответственность за семью, как раз стимулируют интерес к жизни. Я думаю, что ты с твоими знаниями и возможностями еще и сейчас при желании мог бы найти себе работу, если, конечно, здоровье позволяет.
  Кстати, насчет  твоего "русофобства" это, видимо, определение нашего общего "приятеля".Это у него тот, кто не ненавидит другие национальности.- враг. Да бог с ним. Убогий оказался человечишко. Не переживай по этому поводу. Я раньше очень переживала,  теперь наплевать..  «Собака  лает, караван идет».
  К счастью, не все такие. Только что позвонил Саша Т…, помнишь такого?. Ему Наташа С.. рассказала о моей проблеме. У него дочь - кардиолог, работает в том кардиоцентре, куда меня послали. К ней надо обратиться. он с ней переговорил. Тебе передал привет.
  Всего доброго тебе и твоей семье. Вера

19 июня, 11:40
 Игорь! Спасибо. Замечательно, особенно фотографии  да еще в сопровождении моего любимого Болеро.
Что же касается советов Виктории, то я что-то подобное встречала в разных вариантах . Все это правильно, но для человека, который хочет что-то изменить. Ко мне это не относится. Мне просто НЕ НРАВИТСЯ СТАРОСТЬ. Я не могу с ней смириться. До недавнего времени ( видимо, до инфаркта) я проходила ежедневно по 7 км. Сейчас не выхожу из дома вообще.  Я в принципе не нравлюсь себе такой, такая жизнь не для меня. Я по натуре очень эмоциональный человек. А какие эмоции могут быть сейчас? Разве что как у этих старушек на фотографиях. Мне никогда не были они интересны. На работе я общалась только с молодежью, по-моему, им тоже было интересно со мной. А теперь....
 Вообще стала понимать алкоголиков. Как они с утра бегают в поисках бутылки, так и я с утра включаю комп, чтобы посмотреть письмо от тебя. Это ни в коем случае не обязывает тебя писать ежедневно ( всю жизнь боялась быть кому-нибудь в тягость).
  Хорошо понимаю тебя в твоем нежелании ехать в Литву. Я бы тоже не поехала. И вообще ведь известно: "никогда не возвращайся туда, где когда-то был счастлив".
Вчера в очередной раз не знала смеяться или плакать: наша замечательная Госдума приняла очень "важное" для страны решение - называть 27 января не "День полного снятия блокады Ленинграда", а  "День освобождения Ленинграда от блокады". Ты знаешь, я сама блокадница и свято чту этот праздник, но мне совершенно все равно, как он называется . А наши замечательные депутаты за те астрономические зарплаты, которые они получают, не нашли более животрепещущих вопросов для решения.
 А кроме того, сообщили, что выделено 300 000 руб. на обеспечение дополнительной информационной защиты ЕГЭ.. Я уж не говорю о полной непригодности этой формы экзаменов как с точки зрения контроля знаний, так и с использованием их результатов для приема в вуз, когда жители южных республик с нулевыми знаниями и 100 процентным ЕГЭ поступают первыми. Я сейчас думаю о той совершенно невыносимой нервной обстановке, в которой пребывают выпускники и их родители на протяжении периода подготовки и сдачи этого экзамена, когда детей не учат, а "натаскивают". А когда дети отвечают на это совершенно естественным желанием как-то словчить, их лишают возможности пересдать экзамен в этом году. Представляешь, какие психические сдвиги у детей.  У тебя внучка в прошлом году окончила школу. Надеюсь, в Беларуси нет этого безумия. Кстати, на каком она факультете?
Ну вот, пока все. Будь здоров, а главное, в согласии с самим собой. С этим у нас обоих проблемы.

19 июня, 11:57
 Ну, сегодня прямо праздник какой-то - сразу два письма от тебя.
Отвечаю. Речь идет вроде бы не о шунтировании, а о стентировании, это в сосуды вводят расширители, а не ставят шунты (как в электричестве, т.е. окольные пути для кроветока). Что будет на самом деле не знаю, у специалистов еще не была, а те врачи, у которых я лечилась сейчас в больнице, по-моему. понимают в медицине не больше меня, добросовестность в работе у них вообще отсутствует. Разве не говорит об этом то, что об инфаркте я узнала не от лечащего врача, а из выписки-эпикриза. Пока к специалистам пойти не могу, потому что уже 3 дня у меня держится температура около 38 (так что можешь воспринимать мою писанину за горячечный бред, шучу, конечно.)
Безусловно, вся эта ситуация внушает тревогу. Вот парадокс: и жизнь не радует, и умирать не хочется. Ну да ладно, будем оптимистами.
 Удивительно, как ты сразу понял, о ком идет речь. Ведь я не называла имя. Неудивительно, что он не пришел на встречу, там ему трудно было бы проявлять свой привычный нарциссизм. У меня из-за него были серьезные разлады с Соней. Ее почему-то устраивает, что он делает исключение лично для нее. Мне же это не нужно.
Рада общаться с тобой. Всего доброго.

21 июня, 16:50
 Да, наверное, я бываю злая. Но поверь, что не это составляет мою сущность. Эта злость не носит фундаментального характера. Просто некоторые темы я отвергаю, исключительно в целях самосохранения..
Сегодня одна вышла на улицу, дошла до магазина, купила продукты. Не могу сказать, что чувствую себя уверенно, но все равно это уже прогресс.
  Тебе здоровья, успехов, согласия с самим собой.

23 июня, 14:06 
 Приятного аппетита с клубникой. Мне муж тоже привез вчера немного клубники с дачи, но мне, к сожалению, со сметаной нельзя - холестерин.
Со здоровьем действительно плоховато. Малейшая нагрузка вызывает тяжесть в сердце. Велено пока ничего не делать. Особенно страдаю, что не могу поехать на дачу. Да и мужу тяжело работать, ходить по магазинам и ездить на дачу. Я не привыкла на него многое вешать, всегда все тащила сама. Он ругается, а я все равно стараюсь втихаря что-то делать.
Очень мы с тобой похожи по натуре и нервному складу. Я тоже все всегда бурно переживаю, при этом очень ярко работает воображение. Навоображаю себе в красках и психую. Отсюда и нездоровье. Но все равно не люблю слишком спокойных людей, в них что-то рыбье. И вообще, мне кажется. что у людей со  слабо возбудимой психикой и интеллект  обычно ленивый .
Игорь! береги себя, не нервничай без особой причины. Ты для нас всех очень дорог. Будь здоррров!

26 июня, 12:36
Рада твоей болтовне. Будучи наслышана о твоей северной прямолинейности, не обижаюсь на "болтовню от безделья" Хотелось бы думать, что тебе просто интересно. Опять же по порядку:
Теперь самый сложный вопрос - о семейной жизни. Кстати, мне попалось высказывание: благополучный брак - это когда у тебя есть возможность завести любовницу, а  ты заводишь рыбок в аквариуме или кота ( в твоем случае - дачу). Вообще, женщина - очень сложный организм.  Ведь недаром говорят, что женщина любит ушами. Ей совершенно необходимо слышать ( а не только знать), что ее любят, ею восхищаются. Иначе она перестает чувствовать себя женщиной, становится существом среднего пола. И это ужасно. Если мужчина хочет видеть рядом с собой женщину, он  должен и вести себя соответственно.  Не хочу все время приводить в пример своего мужа. Но он, будучи на 4 года старше меня и имея достаточный добрачный опыт общения с женщинами, это понял. Я помню, что в любой компании, в которой мы оказывались, он говорил: "а ты здесь лучше всех". Пусть истина этих слов будет на его совести, но меня это поднимало в собственных глазах Я думала, что он говорит это только мне, но много лет спустя, в разговоре с его сотрудницей, я узнала, что и в мое отсутствие, когда речь заходит о какой-то женщине ( а я тебе писала, что он в молодости был очень хорош собой и пользовался большим вниманием женщин, особенно в экспедициях)  он всегда говорил: " а Верочка у меня лучше". Может быть, он себя этим утешал, но тем не менее. Я пишу это не для того, чтобы похвастаться, а чтобы показать, чего не хватает твоей жене. Возможно, она как северянка более выдержанна в этом плане, но суть ведь не изменишь.
 Возможно, ты не согласишься с моей точкой зрения, но я открыта для дискуссии. А Игорьком мне тоже все время хочется тебя назвать, но я не рискую это делать, зная твою сдержанность. По поводу детей я с тобой согласна, это главное в жизни. Очень жалею, что у меня всего один сын, правда, сын замечательный. К сожалению, условия (одна комната в коммуналке вместе с моей мамой. Муж постоянно в отъезде. Материальные сложности (мама много болела и др.) не позволили родить еще ребенка (хотя, может быть, я этим просто себя оправдываю).  Но дети вырастают, у них своя жизнь и наша задача - не очень в эту жизнь вмешиваться. Помогать по мере возможностей, но не лезть с советами и указаниями. И в этой ситуации мы остаемся вдвоем ( каждый день благодарю Бога, что вдвоем). Конечно, и у нас бывают ссоры и обиды. С возрастом характер лучше не становится. Но я знаю, что в любой ситуации я могу на него положиться. Сейчас, когда так плохо со здоровьем, он для меня главная опора. Хотя и сын очень внимателен ко мне, звонит по три-четыре раза в день. Ищет хороших врачей, возит меня к ним.

Ну вот. И я тоже разболталась. Но это потому, что мне интересно с тобой разговаривать Буду рада, если изложенное мной будет для тебя полезно (нескромно, да) Будь здоров. Не хандри. Мое любимое высказывание: " Пока мы недовольны жизнью, она проходит."

26 июня, 18:01
Ну, я как чувствовала, что от тебя есть письмо. Прямо как магнитом тянуло к компу. Как замечательно, что ты знаешь и чтишь историю своего рода, гордишься ею, и являешься ее достойным продолжателем. А за что тебя прогнали с трибуны? Наверное, сказал что-то неугодное начальству, вот это-то я в тебе и ценю. Ты не будешь "прогибаться под этот изменчивый мир". Ты попытаешься , независимо от вероятности успеха, прогнуть его под себя. А кто такая Белла Забровская, о которой  гласит файл? Жаль, что там всего одна страница.
А вот то, что ты не спишь по ночам (предыдущее письмо написано около пяти часов утра) это не дело Мы уже не слишком молоды, и тратить себя нужно экономно. Береги себя. Если " от безделья" (вот язва) захочется написать, я буду рада. Хотя понимаю, что с приездом сестры и жены времени на общение  со старыми друзьями останется мало.   Будь здоров, не хандри.

Да. Твоя " северная прямолинейность" - большая редкость в нашем очень гибком мире.

27 июня, 14:06
 Обязательно постараюсь найти книгу Бушкова и составить свое мнение. Вижу, что количество адресатов у тебя весьма обширное. Это хорошо. Я так не могу, и в этом моногамна.
Что касается книги об А.Д.Александрове (книга «Академик Александр Данилович Александров»), это очень интересно. Дело в том, что мой дядюшка, о котором я тебе , кажется, писала (профессор математики в Академии им.Можайского) , был хорошо с ним знаком, учился с ним вместе в аспирантуре и рассказывал о его неординарных поступках. Например, он на велосипеде проехался по университетскому коридору и въехал в кабинет ректора. Было и другое, но я тогда мало к этому прислушивалась. Сама же помню, как в НИФИ была выставка его работ к 50-летию. Я стояла и смотрела их. Вдруг сзади слышу голос: "Ну, Александров, ну молодец". Повернулась, а это он. Плохо помню свою реакцию, но, наверное, растерялась. Что же касается Ольги Александровны Ладыженской, то она была хорошей приятельницей моего дядюшки, очень милая женщина с косой вокруг головы, весьма женственная в жизни и очень крутая в математике. Помню она однажды принимала экзамен у нас на физфаке, уже не помню, по какому предмету, но это было, по отзывам очень сложно.
 Мне однажды довелось принимать ее и других представителей математической элиты на 50-летии дядюшки, у него дома. Тетушка моя заболела и я выступала в качестве хозяйки.Я была еще студенткой - 1962г - и вдруг такой Олимп. Должен был быть даже академик В.И.Смирнов, тот самый -4 тома математики, он был учителем дяди, но он заболел и не смог прийти. Вот такие воспоминания.
 У нас тоже жуткая жара, больше 30, что в Питере просто невыносимо. Так и не привыкла к названию Петербург. Тем более Санкт-Петербург, а слово санкт-петербуржцы на меня действует просто убийственно. Особенно учитывая культуру этих граждан, а Ленинград  уже тоже вроде устарело.  Вчера была в состоянии, близком к прострации: прочитала в местной газете, что на празднике "Алые паруса" - в честь выпускников школ был грандиозный праздник - на баннере на главной сцене праздника были допущены две грубейшие грамматические ошибки, за которые уже в пятом классе поставили бы двойку  На всю страну транслировалась надпись "Праздник проводитЬся при поддержкИ правительства С.-Пб". Позор неимоверный. Ну что же, каков уровень образования, такова и надпись.
Ну, пока. Будь здоров

28 июня, 10:42
Возможно, за давностью лет я перепутала и они учились вместе в университете или встречались по работе. Во всяком случае, близкий контакт был. Дядя  работал одно время с акад. Харитоном и имел личную письменную благодарность от Сталина (я ее видела) за работы определенного плана. Очень интересно было бы прочитать эту книгу. Когда (если) выкарабкаюсь в нормальную жизнь, постараюсь ее найти. Да, еще вспомнила. Когда мы еще учились, в актовом зале состоялась лекция Александрова на тему "Пространство и время".  Народу набралось видимо-невидимо. Была даже опасность, что рухнет балкон. Я плохо помню содержание лекции. Помню только ее начало: " Пространство - это то, что вы занимаете, а время - это то, что вы потеряете, прослушав эту лекцию". Замечательно, правда?
Что касается жары, то у нас она просто невыносима. Муж поехал сегодня на дачу, нужно все полить, засуха жуткая. А я, ощущая собственную никчемность и страшно переживая из-за этого, осталась дома. Сколько продлится такая растительная жизнь - не знаю, но настроение - пакостное. При моей быстроте реакций и порывистости размеренная домашняя жизнь, с редкими кратковременными выходами на улицу.  Просто приводит к полной хандре. Ну да ладно. Пока рисковать не стоит. Вот во вторник поеду к кардиологу, посмотрим, что он скажет. Погано, что и мужу я порчу отпуск. Он начинается у него с 1 июля, но из-за меня даже на дачу поехать на постоянное проживание нельзя.
Сегодня хандра непреодолима, поэтому писать пока больше не буду, чтобы не наводить тоску на тебя. Будь здоров.

30 июня, 10:28
Замечательно! Но от этого в четырех стенах еще грустнее. Удачной тебе встрече с сестрой.
4 июля, 21:45.   Вместо очередного письма от Веры, я получил письмо от ее сына:
 « Здравствуйте
мама умерла вчера утром
             Евгений»

4 июля 21.47.  Я ответил:
«Евгений, однокурсники Вашей мамы скорбят вместе с Вами.
                Игорь Чупров».

Так закончилась моя переписка с Верой.

 После чего я РЕШИЛ  прервать свое общение  с Соней, которую попытался образумить двумя последними письмами к ней, получив от нее  очередное излияние  ненависти к России и Путину по случаю реформы АН РФ.
Письма в Израиль.

28.06.13
Соня, на твое : «Мнение моё  о делах нынешних   скорбных-----очень жёсткое   невоспроизводимое   ни в каких речениях.   Как это возможно---не понимаю;  не потому, что мышление  ограниченное. а наоборот.   Что происходит?----это ведь   не отдельные моменты,  а   цепь...»

осмелюсь высказать свое мнение, хотя ты мне и запретила это делать. Если ты хочешь сохранить приятные воспоминания о былом, то и не поймешь. А если, хочешь спасти Россию от полного и окончательного развала, то понять придется. Просто разогнать все эти Академии надо было одновременно с разгоном всех ЦК КПСС и обкомов в 1991 г., т.к. это звенья ( кормушки для привилегированных, и более ничего) одной цепи на шее государства. А то одно звено сорвали, а другое в 90х годах  еще больше расплодили – ты забыла, сколько новых Академий открывалось в России. Если бы я не жалел 500 руб., то мог бы стать член - кором: Инженерной, Радиоизмерительной и еще, черт знает каких, академий.
  И главное: назови хоть одно достижение наших Академиков за последние 20-30 лет, признанное не ими самими, а мировой наукой.     Весь мир обходиться без этих Академий, так почему Россия не сможет?  Трагедия не в том, что их, наконец, разгоняют, а в том, что преобразовывают в нечто похожее.
28.06.13
Если убрать перехлесты, то в целом верно.
По части: «до сих пор …    ни компьютеров..». Они, все-таки в СССР были. Например : БЭСМ-1 была создана в 1952 г. и, действительно, была одной из лучших в мире в те годы.
Если « ни клистронов, ни магнетронов,  ни ЛБВ   ни   ЛОВ» не было в НИФИ, то это еще не значит, что их вообще не было в СССР. Мы еще в 1958 – 1960 г.г. на военной кафедре изучали отечественные радиолокационные станции АРСОМ и СНАР, построенные  на магнетронах, серийно выпускаемые с середины 50х.
А в 1963 г. в КНИИРИТ уже были разработаны первые отечественные панорамные ( с автоматической перестройкой частоты  в пределах рабочих диапазонов волноводов) измерители параметров СВЧ устройств  на серийно выпускаемых отечественных  ЛОВах. 
В конце 60х по заказу нашего  Саратовский НИИ МЭПа разработал принципиально новый, но, увы, похоже, последний тип электровакуумных ламп СВЧ – митроны. На базе их при моем участии были разработаны первые в СССР приборы для измерения комплексных коэффициентов передачи и отражения СВЧ устройств – приборы Р4 -1 и
Р4- 2. 
Ты сама еще раз подтвердила мою правоту в отношении убогости ВУЗовской науки: если ты в НИФИ делала диплом с использованием допотопного магнетрона, то я в ГИПХе параллельно с тобой делал диплом с использованием новейшего Западного ЯМР – спектографа фирмы «Вариан» – не помню, как она точно называлась.
  Теперь позволь два слова о «продажных девках» типа «генетика». Я не силен в истории науки Азиатских стран: Японии, Юж. Кореи и Китая. Но, сдается мне, что они совершили огромные скачки в области прикладных наук и технологий без этих самых    «продажных девок».  Так что, может быть, те, кто наводят на тебя ужас как борцы  с «продажными девками» были не так уж и не правы в те годы, когда стране в первую очередь требовались  пушки, танки и те же магнетроны, а не генетика.   
   О мракобесии: читая книгу об А.Д. Александрове, еще раз убеждаюсь, что сплошь и рядом деятели от науки становились жертвами  НКВД по доносам ближайших коллег, в том числе лиц одной с ними национальности. НКВДшники просто были не в состоянии разобраться, кто верно трактует теорию относительности, эволюции и т.д., а кто нет.  Поэтому, садили того, на кого раньше написали.
 Анекдот из тех лет. Рабинович спрашивает у Абрама: ты что делаешь. Тот отвечает: пишу. А что ты пишешь? Ответ: Оперу. Вопрос: а почему ты ее пишешь. Ответ: а я всегда ему пишу.
29.06.13
На счет истории с БЭСМ – значит, враги генетики и кибернетики  в СССР оказались в своих гонениях правыми: чем на протяжении десятилетий содержать ораву «продажных девок», оказалось дешевле и, главное, - надежней кое что купить, кое что украсть.
Почему то те, кто обвиняет СССР в воровстве, забывают обвинить США за то, что они всю ораву   «продажных девок» Европы ( и не только их), заполучили с помощью Фюрера в 30е годы.
Какая бы сволочная Россия не была, но она дала Вашему народу приют и неоднократно. И во многом, благодаря ей сегодня существует страна Израиль, а СССР  во многом не стало из-за будущих граждан Израиля.
 Так, почему Россию «кусать» можно, а того, кто ее: ни, ни..? Так до истины не докопаешься.
Ты горячая патриотка своей страны. А я хоть и русофоб, но гражданин России.
Все, пошел во исполнение твоего совета отправлять послания в Космос – выть на луну.
  1.07. 13. Соня, поделюсь с тобой выводами, сделанными мной в результате общения с бывшими знакомыми,  ставшими гражданами Израиля:
Самые ура – патриоты земли обетованной, по крайней мере, на словах, - женщины.
Среди мужиков большой разнобой во взглядах. Двое остались верными идеям коммунизма и СССР. Возможно, в твоем окружении таких чудаков нет. 
 Кое что из переписки с одним из них   прилагаю:
«Игорь! Вот http://eot.su/node/10801 сайт движения СУТЬ ВРЕМЕНИ.
Я почитал Манифест. Там есть один резкий лозунг - поскольку СССР живёт в наших сердцах, постольку мы хотим его восстановления.

Это прямо противоположно словам Путина: Кто не жалеет об СССР, тот не имеет сердца, кто желает возврата в СССР - не имеет ума.
Я было подумал, не поискать ли мне места в этом движении. Но, дочитав до этого лозунга, дальше читать не стал и понял, что я не с ними, я с Путиным.
Путин разведчиком добыл нечто, а в СССР это не смогли повторить - так отстали. И ты лучше меня знаешь, какие мы были отсталые. Это прямая дорога к потере государственности.
Открытость, вроде не спасает. Естественное поведение капитала - идти туда, где лучше. То есть вон из России. Так, по-моему, хитрость политики Путина в том и состоит, чтоб вопреки этой тенденции вывернуться и в итоге вернуть его в Россию.
Он потому и в президенты идёт, я понимаю, что этот путь между Сциллой и Харибдой Россия ещё не прошла. Ни правые по этому пути Россию не проведут (они против народа), ни возврат в СССР. ТОЛЬКО ОН. Пусть и с правыми министрами. Но, зато не опуская социалку.
В общем - правоцентризм. Вот бы только ещё взял бы идею ПОКА-модернизации...»
  Остается только завидовать таким,  как Семен  -нынешнему гражданину Израиля,  давшему знать о себе аж через 30 лет после нашего знакомства. Может его письмо тебе будет интересно прочесть:
«Ну, очень - ей богу - польщён именованием шебутной.
Я и сейчас такой. Хоть у меня изменилось мировоззрение.
Я раньше верил в прогресс, а теперь считаю его чреватым смертью человечества.
Если раньше я верил в конечную победу коммунизма через прогресс, то теперь я обратил внимание, что в нём-то потребление имелось в виду РАЗУМНЫМ.
И вот я бацаюсь - в своём сайте http://art-otkrytie.narod.ru.htm - за ПОКА-модернизацию.
Аж Медведеву письмо писал.
Можешь прочесть его в файле art-otkrytie.narod.ru/gogol2.htm
А как гражданина СССР меня эти выпады против России, правопреемницы его, раздражают, и я их стараюсь не читать.
 Я хожу обедать в благотворительную столовую, так один сотрапезник вообще феномен. Он, переносясь мысленно в 19-й век и в Крымскую войну, отдаёт симпатии Англии, ибо Россия хотела присоединить к себе Палестину, отняв её у Турции.
Здесь почти все мерзко относятся к России, и я стараюсь ни с кем не знакомиться и не говорить. Противно. Хоть они по-своему и правы. Они все схлопотали в СССР от антисемитизма, а Россия ж всё-таки правопреемница. Да и опасность нацизма заполучила.
Ну а я практически от антисемитизма не схлопотал. А и схлопотал бы - отнёс бы к извращению идеи интернационализма.
Из-за всяких извращений я и был шебутной. Хотел починить.
   Почему мне с сыном хватает, а Фиме не хватало?... - А мы с сыном аскеты. Нам много не надо. У нас, например, мебель, кроме платяного и книжного шкафов, не купленная, а принесённая с улицы. Стол, стулья, тумбочки, диваны. Люди выставляют на улицу старое - мы подбираем. А у них в семье, наверно, это не допустимо. Обед мне стоит 4 шекеля. Считай один американский доллар. А пособие моё долларов 700. Ну? - А им зазорно ходить в благотворительную столовую.
Науму  тоже не хватает (он с женой живёт), и он до сих пор тянет лямку - работает дворником. И в нескольких местах ещё.
А на тебя с Изей я удивился, чего это ты ему пишешь, что мой почтовый не открывается. Я ж тебе должен быть до лампочки.
Странна мне реклама меня тебе Изей. Мы было стали с ним переписываться, но вскоре я его попросил мне не писать. Он ну до невозможности надо мною смеялся всё. Да так по-умному. Стихами. То ли цитировал, то ли сам сочинял. Я устал и сник.
Ну вот, Игорь. Теперь тебе всё ясно про меня?

Давай, как Изя предлагает, читай, если хочется, что я ваяю. И обругивай, если хочется. Только не так, прошу, как Изя. Он же исходил из того, что я шебутной до степени дурака, что ли.
Согласись, что неприятно, если в таком разрезе.
Самые дельные возражения себе я даже - завёл такое правило - у себя на сайте помещаю.»

       Я заглянул на его сайт и обнаружил, что человек, который питается в благотворительной столовой, пишет не только  президенту Медведеву, но и комментарии к «Мертвым душам» Гоголя.
   И даже на мой не очень приятный для его слуха ответ на его письмо (см. ниже) не обиделся. 
Мое письмо: «Ну, а тем, кто, как ты пишешь: «Хоть они по-своему и правы. Они все схлопотали в СССР от антисемитизма, а Россия ж всё-таки правопреемница. Да и опасность нацизма заполучила" не мешало бы помнить, что  основными соратниками и подручными Ленина и Сталина помимо латышских стрелков, были: Аксельрод, Каменев, Зиновьев, Троцкий, Якир, Луначарский, Свердлов и т.д. Тот самый случай, когда в народе говорят,  за что боролись, на то и напоролись. Опять же, если в Вильнюсе в 1944 г. оставалось всего лишь около сотни евреев, а в 1992 г. было уже более 20 тысяч и многие из них занимала теплые местечки, то страдания от антисемитизма выглядят как то странно. А если, еще учесть, что при численности евреев в СССР не более 1-3 %, представительство в научной и культурной элите составляло чуть ли не 50%, то можно предположить, что антисемитизм заключался в том, что бедным евреям был закрыт доступ к "почетным в СССР" профессиям рабочих и  колхозников. Шучу. Не обижайся.
 Опять же , кто были основными подручными Ельцина в 90е: Абрамович, Березовский, Немцов, Ходорковский, Чубайс и т.д.
Это я к тому, что не любить евреев у русских оснований тоже хватает.
1.07.13 Добрый день, госпожа Соня!
Обращаюсь к Вам так, предположив, что за два месяца общения, я для Вас из милого юноши 1958 г. и  бывшего однокурсника превратился в подлое  чудовище. Каюсь, виноват. Оскорбил беззащитную женщину, в своих попытках выяснить, в кого превратила жестокая действительность бывшую лучезарную девушку. Пишу не для того, чтобы оскорбить тебя, а чтобы констатировать печальный для меня факт.
В России не зря говорили: в тихом омуте черти водятся. Это про тебя времен студенчества. Ты была тихая на вид, но уже тогда амбициозная. Свои амбиции, к сожалению, реализовать тебе в жизни не удалось. Многих постигла эта учесть, не тебя одну. И многие, по крайней мере, внешне, смирились с этим, но не ты. Ты ожесточилась и решилась на старости лет на отчаянный шаг: бросить все, бежать в страну обетованную  и стать  ярой сионисткой.    По сей причине для тебя не только я чудовище, но и твой брат по крови, о котором я тебе написал, - ничтожество.
 Раскрою тебе свою небольшую тайну. После того, как от нечего делать я написал книжки про староверов и  литовцев, у меня возникла скверная идея написать еще одну «Мои евреи», или, чтобы  Кикабидзе не обвинил меня в плагиате,  может назову  ее «Я и евреи», галерея образов для нее уже выстроилась: от первого еврея г. Нарьян- Мара Немчина, которому я носил чайную чашку молока, до Гендиректора Вильнюсского завода Бурденко Октября Осиповича, который то же не смог реализовать всех своих амбиций: не стал  Героем соцтруда и  Лауреатом Госпремии СССР. Мы его включали в свой коллектив на присуждение Госпремии СССР, но на его беду, к власти пришел молодой Генсек М. Горбачев и бедного Бурденко из списка вычеркнул, пообещав ему орден как участнику ВОВ.
В 1991 г. он, наконец, реализовал еще одну свою давнею  мечту – стал членом ЦК Компартии Литвы. Но, это было всего лишь альтернативное ЦК, членов которого через полгода новая власть отдала под суд. Бурденко пришлось полгода скрываться в Киеве, пока ему Москва не оформила новые документы, по которым он улетел в США. За год до смерти он сообщил, что единственное, чего ему там не хватает – прожитых лет. 
 Моя заготовка для книжки в части бедного Семена тебя взбесила. Но вынужден тебя сказать, среди полусотни знакомых мне евреев, Семен личность более типичная, чем ты. Для полноты картины в  галерею образов должен включить тебя, как достойного представителя воинствующего сионизма, но вот под «каким соусом подать»  после последних твоих откровений – ума не приложу.
Мы с Вами госпожа Соня оба в чем то уникальны,  сошлись как коса и камень. А это уже интересно. Только мои предки староверы  ни перед кем голову не склоняли, не лебезили, за свою веру шли на костер, уходили в места необжитые и до сих пор там живут. А про своих ты и сама знаешь.
14.07.13
Мадам, ваша ярость, надеюсь, поутихла. Поэтому рискну  дать ответ на ваше последнее послание.
Покойная Вера помогла мне понять, что роднит вас с Павлом: ярый национализм. С той лишь разницей, что он ярый антисемит, а ты – ярая сионистка. В этом весь ваш смысл жизни и оправдание всех ваших  неудовлетворенных амбиций.
По этому случаю, Вера в одном из последних писем сказала:   
«А вообще, национализм  - это страшная вещь Можешь поверить, что я столкнулась с этим в полной мере. Не буду об этом писать, но это так. Особенно страшно, когда сталкиваешься с этим у людей, с которыми училась вместе на физфаке, т.е. у них не объяснишь это просто отсутствием интеллекта. Не буду углубляться в это. Недаром Фазиль Искандер назвал национализм "конкуренцией неконкурентоспособных. Только ограниченные , закомплексованные собственной интеллектуальной, моральной и душевной ограниченностью люди будут искать причины своих неудач в других людях и национальностях.» - Вера четко сформулировала суть вашего с Павлом национализма: поиск «причины своих неудач в других людях и национальностях.»
  Я в своих размышлениях всего лишь называл вещи своими именами и никого не оскорблял. Кто ж мог предположить, что констатация общеизвестного факта: отсутствие наличия евреев среди «Почетных колхозников СССР» будет воспринято тобой как личное оскорбление и приведет тебя в дикую ярость. 
Ослепленная сионисткой яростью ты все что я писал об еврейском вопросе, принимала как оскорбление на свой личный счет. Только вот о том же самом у покойной Веры было совсем другое мнение. Я уж не говорю о мнениях евреев, с которыми я работал и до сих пор общаюсь. Так что не стройте из себя оскорбленную сионисткою гордыню. Оно вам ни к лицу. В этом усердии вы мне сильно напоминаете тех русских, которые в конце 80х в Литве первыми вступили в Саюдис и пытались стать святее папы Римского, проклиная Россию.   Иначе, как и они, потеряешь уважение не только бывших друзей, но и кроме омерзения ничего другого не вызовешь у истинных сионистов, в среду которых пытаешься втереться.
Похоже, что до тебя так и не дошло, что истовые сионисты мерзко относятся не только к России, но и ко всем выходцам из нее, пытающимся втереться в их среду. По этой причине ты и не могла понять, почему Вера отказывалась даже посетить твою обетованную землю, а не то, что переселиться в нее.
Тем более, что они ( истые сионисты) видят, как многие из тех, кто сначала бросил Россию в надежде лучше устроиться в Израиле, поклявшись в верности ему навсегда, сегодня снова оказались в России, где им сегодня лучше.
 Да, и вы мадам, похоже, не брезгуете гражданством и пенсией проклинаемой вами России.
Мой вам совет: не плюйте в колодец, из которого пьете.


 


Рецензии