152. В. Агошков. Тросна. Узник Бухенвальда
"Курская правда".
Областная общественно-политическая газета
Издание основано в июне 1917 года,
Главный редактор Ольга Аркадьевна Борцова отвечает на вопросы читателей
Номера 2011 года : № 37 (25105) : Общество 9 апреля 2011
11 апреля мир отмечает Международный день освобождения узников фашистских концентрационных лагерей Во время Второй мировой войны на территории нацистской Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовали 14 тысяч концлагерей. Нацисты сжигали узников в печах крематориев, душили в газовых камерах, проводили на них страшные опыты, пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли работать до полного изнеможения. На территории, подконтрольной гитлеровской Германии, в концлагерях, лагерях смерти и тюрьмах содержалось 18 миллионов человек. 11 миллионов были уничтожены. Почти половина из них – граждане Советского Союза. Немногие бывшие узники, которым посчастливилось дождаться освобождения, дожили до наших дней.
Узник Бухенвальда
Курянин Иван Иванович Попрядухин родился в 1925 году в деревне Ветренке Курской губернии, которая потом отошла к Орловской области. Он был младшим ребенком в семье. Отец Ивана Ивановича умер, когда мальчику было всего четыре года. Обычная семья, обычная жизнь. Мать работала в колхозе, туда же пошла работать и старшая сестра Ивана, а младшая обосновалась в Харькове, устроилась на военный завод. Жизнь семьи сытой никогда не была, а уж когда начался голод 33-го... Попрядухину на всю жизнь запомнился один эпизод из той поры.
- Много голодных людей шло с Украины, — вспоминает Иван Иванович. – Однажды к нам в хату поздним вечером зашла женщина с маленькой девочкой. Малышка плакала и умоляла дать ей что-нибудь поесть. Мама сказала, что вареной картошки у нас нет, есть только сырая, и послала меня в погреб. Как сейчас помню, я достал четыре картофелины и подал женщине с девочкой. Они их чуть обтерли о рукава своей одежки и очень быстро съели. Сырыми.
Когда пришла весть о начале войны, Попрядухину было 15 лет. Ветренку оккупировали уже в начале первой военной зимы. Жителей оккупированной деревни гоняли на расчистку дорог от снега. Ивану Ивановичу запомнился случай, когда одного парня заподозрили в недостаточном прилежании в работе. Немец дал очередь из автомата по его ногам. Парень через три дня умер. А вскоре в деревне собрали группу из 20 человек (по 10 юношей и девушек), в числе которых оказался Попрядухин, и погнали под конвоем вместе с ранее отобранными людьми из других сел и деревень в сторону Курска. Народу было очень много. Несколько дней шли пешком, пока добрели до вокзала. Там переночевали, а наутро всех повели на медицинскую комиссию. Одну из девчонок забраковали и отправили домой, а остальных через некоторое время погрузили в вагоны и повезли в Германию.
Сначала невольников привезли в Мюнхен, но пробыли они там недолго. На следующий день их стали разбивать на группы и распределять по местам будущей дислокации. Попрядухин оказался в концентрационном лагере Аугсбург.
- Строили железную дорогу, — вспоминает Иван Иванович. – В шесть утра на работу, в шесть вечера – в барак, где для нас «оборудовали» трехъярусные нары. Кормили, лишь бы мы не померли с голода и могли работать. Не было даже посуды. Похлебку нам наливали прямо в картузы, которые через некоторое время настолько засалились, что даже не пропускали жидкость. Конвоиры строго следили за тем, чтобы никто не отлынивал от работы, безжалостно стегали тех, кто, по их мнению, недостаточно усердствовал. А как усердствовать, когда от крепких парней на «отборных харчах» уже вскоре остались кожа да кости? Но надо было цепляться за жизнь из последних сил: умирать в расцвете лет никому не хотелось. А погибали многие. Одни не выдерживали голода, другие – издевательств. С рабами никто не церемонился. Чуть что – пустят пулю в лоб или засекут до смерти. Каждый день жизнь каждого из нас висела на волоске. Никто не мог быть уверен, доживет ли до вечера, чтобы обессиленным от усталости и голода рухнуть на нары.
В Аугсбурге Иван Иванович пробыл до ноября 1944 года. Потом были Дахау, Бухенвальд. В Бухенвальде он пробыл месяц, в Дахау значительно дольше. Эти концентрационные лагеря отличались особо жестким режимом. При этом немцы строго следили за чистотой: меняли узникам одежду, белье на лежаках. Они могли инфицировать их сыпным тифом и туберкулезом, испытывая вакцину и действие ядов. В Дахау загоняли людей в газовые камеры. Но чистоту соблюдали из-за патологической боязни подхватить инфекцию. Вдоль ограждений из колючей проволоки сновали охранники с собаками. На каждой вышке – пулемет.
Последние месяцы неволи Иван Иванович провел в филиале Бухенвальда — концлагере Кравинкель. По его воспоминаниям, 4 мая 1945 года колонну узников гнали на работу. Их конвоировали венгры и чехи. Неожиданно налетела американская авиация. Снаряды свистели над колонной. Многие охранники разбежались. Попрядухин с товарищем, воспользовавшись неразберихой, сбежали. Но куда было идти дальше, они не знали. Три дня плутали по окружающей местности, то и дело натыкаясь на разрозненные группы фашистов. Одна из встреч с ними едва не стоила беглецам жизни. Немец повел их под дулом автомата в сторону от дороги. Иван Иванович решил заговорить с ним, разжалобить.
- Ты женат? – спросил Попрядухин.
- Да, — ответил немецкий солдат.
- А дети у тебя есть?
- Дочка.
- А мы оба неженатые.
Наверное, у немца что-то защемило в груди. Он отвел узников подальше, сделал два выстрела в воздух, повернулся и ушел. Так Попрядухин с товарищем уцелели. А 8 мая их обнаружили американские солдаты. Им повезло. Они дождались освобождения из кромешного ада, чего не удалось миллионам других узников немецких концлагерей.
После войны Попрядухин три года служил в армии. Солдатская судьба забрасывала его в Чехословакию, Украину, Узбекистан, самую южную точку Советского Союза город Кушку. Домой он вернулся только в 1948 году. Работал в колхозе. Женился, вместе с супругой воспитали четырех детей. К сожалению, двух дочерей уже нет в живых. Супруга год назад тоже ушла в мир иной. Двое сыновей Попрядухиных работают судьями в Тимском и Конышевском районах. У Ивана Ивановича три внука, правнучка и два правнука.
...Уж сколько лет минуло с той поры, как закончилась Великая Отечественная война, как он каким-то чудом пережил испытания неволей в концентрационных фашистских лагерях. А ничего не забылось. Бухенвальдский набат звучит в его памяти. Прошедшим сквозь ад на земле судьба обязана послать долгую жизнь. Дай бог Попрядухину здравствовать как можно дольше на радость детям, внукам и правнукам.
Владимир СОГАЧЕВ.
Отзывы читателей (2)
10 апреля
2011, 11:35А.Т.
e-mail: Alex@mail.ru, город: Москва
1 сентября 2009 в ФРГ открыли памятник немецким дезертирам, на котором надпись : 30 000 служащих Вермахта были дизертирами и осуждены военным фашистским трибуналом.
ВОПРОСЫ :
1. Всего немецкая армия составляла 21 миллион 100 тысяч плюс Если только учитывать Вермахт — количество дизертиров = примерно 0,1 %.
Остальные все — воевали и убивали !
2. КОГДА дизертиры отказались служить в Вермахте : в начале войны или в 1945 когда финал=капут был всем давно понятен ???
3. Кто убил 50 миллионов человек в Европе ???
ВЫВОДЫ : вся немецко-финская-румынско- и т.д. армия = УБИЙЦЫ и никогда не будет им прощения !!!
АМИНЬ.
11 апреля
2011, 12:12
Из Интернета
Свидетельство о публикации №213102500843