Запомнился Афган тюльпанами

Сергея Григорьевича Краснокутского мы нашли в бригаде СПК имени Ленина, где он готовил свой трактор «Беларусь» к севу. Правда, мороз в тот день стоял нешуточный – 25 градусов, а на ветру – и все 32. К железкам прикоснуться невозможно – обжигают холодом! В мастерской всё же шла работа вперемешку с кратковременным обогревом. Вот как раз в такой момент мы и смогли поговорить с участником войны в Афганистане. Повод – самый подходящий, приближается двадцать третья годовщина со дня вывода советских войск с территории Демократической республики Афганистан.

Туда Сергей попал после учебки – во Владикавказе учился водить «КамАЗ». В Кабуле расформировали по частям. Правда, работать на «КамАЗе» не довелось, в Афгане в основном наши автоколонны состояли из «Уралов». На них возили солярку к БТР, другим машинам.
Родные не сразу узнали, где проходит служба у Сергея: на конверте можно было прочитать только два слова: «Полевая почта» и номер воинской части. Письма же проверяла цензура. Поэтому писать приходилось общими фразами, да и времени для писем было немного.
Полтора года служил рядовой Сергей Краснокутский в Баграме. Не только крутить баранку довелось, вместе с бойцами охраняли медсанбат, где лежали раненые солдаты, врачи проводили операции.

И всё же Баграм запомнился не этим:
--Виноградники там хорошие, весной очень красиво, когда тюльпаны цветут.
Всё оборвалось в один миг: в машину Сергея попал снаряд. «Урал» охватило пламенем, и солдат сильно обгорел.

Сначала его отправили в Кабульский госпиталь. В те годы Советский Союз развернул модульные госпитали во многих уголках Афганистана. В Кабуле же действовал стационар с современным оборудованием, там выхаживали тяжелораненых солдат.
Позднее, когда дело пошло на поправку, как был, в бинтах и простынях Сергея отправили в Ташкент. Лишь потом «догнали» документы, главное – паспорт.
Когда вернулся домой, земляки хоронили Александра Муравина, с которым Сергей вместе учился в школе.
Дома на машине не работал ни дня. С 1986 года работает механизатором.
--Работы на тракторе хватает, и зимой и летом, -- говорит Сергей Григорьевич. Сейчас возим сено, солому к фермам. Но главное – к весне подготовиться. Многое мы уже сделали. Сейчас готовим сеялки. А там, глядишь, сенокос подойдёт – техника должна быть готова. Если за трактор  отвечаю я сам, то за всю сельскохозяйственную технику ответственны мы все. Сейчас ремонтируем бороны, прочий инвентарь. Вот только морозы мешают делу.
В день памяти воинов-интернационалистов афганцы соберутся в посёлке Орловском – вспомнить годы опалённые, помянуть не вернувшихся с войны друзей. Жаль только, что среди них не будет боевых друзей Сергея Григорьевича.


Рецензии
Спасибо Вам, Любовь, за память! Сами афганцы, да и вообще, ветераны любых войн, не особо любят распространяться о себе...

Сергей Лебедев-Полевской   15.12.2014 13:59     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв. Да, афганцев разговорить бывает непросто. Их приучили молчать. Я от своего мужане сразу узнала, что он там был. И сейчас немногословен. А у Вас есть стихи, посвящённые Полевскому? Он мне запомнился учительницей Анной Михайловной Соколовой (училась у неё два месяца в третьем классе) и снежным городком. Школа была там, где пруд Штанговый - от него несколько остановок на автобусе № 3, а снежный городок видела в районе улицы имени 22 съезда КПСС. А ещё у меня ведёрки были маленькие с надписью СТЗ - Северский трубный завод.

Любовь Архипова-Уральцева   15.12.2014 14:24   Заявить о нарушении
Школы на Штанговом сейчас нет. А ёлку теперь только на площади ставят.
http://www.proza.ru/2014/10/13/193

Сергей Лебедев-Полевской   15.12.2014 14:53   Заявить о нарушении