C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Одноклассница. К юбилею комсомола

          

Несколько лет назад я познакомилась с удивительной женщиной Клавдией Ефимовной Колмачевой. В  журнале "Север" был опубликован мой очерк "Живая душа поколений" ( в рамках проекта  "Возрождение Заонежья"- о современных проблемах моей малой родины, заонежской деревни Типиницы  и людях, которые берутся их решать), а Клавдия Ефимовна  его прочитала. И теперь все еще  вспоминает, как, прочитав, не спала всю ночь. Как  разложила на кровати фотографии этой и ее тоже родной  деревни, взяла простую ученическую тетрадь и стала рисовать в ней план, вспоминать, где какой дом стоял, кто в них жил, что с кем стало... А наутро позвонила мне, разыскав  номер телефона, поблагодарила за публикацию и позвала в гости...Так мы познакомились, с тех пор дружим. Клавдия Ефимовна оказалась одноклассницей моего отца (к тому времени уже покинувшего этот мир). И, кроме того, -  разведчицей, о которой писали еще И.Бацер и А. Кликачев в своей документальной повести "Позывные из ночи".По заданию командования в 1942 году она проникла в тыл врага , была приговорена к смертной казни, которую в последний момент заменили на бессрочную каторгу... перенесла все тяготы финских концлагерей...

 Повесть я читала. А вот  папа про свою именитую одноклассницу ничего нам не рассказывал...Да и много ли рассказывали нам наши родители о своей жизни, о войне? Много ли мы тогда спрашивали? Нельзя было ...Хочешь знать - читай  учебники да подцензурные газеты...Это сейчас, когда открылись все архивы,  стало модным изучать даже свое родословное древо. Появились возможности работать в архивах, прослеживая путь носителей своей фамилии по  церковным записям о рождении, крещении, венчании - вплоть  до таких событий,  о которых повествуют лишь сухие строчки в официальных документах  НКВД... Мы изучаем документы, на некоторых из них стоит гриф "Хранить вечно"... Они еще долго будут лежать на полках. А  люди, жившие бок о бок с нашими родственниками, сами ставшие очевидцами, героями тех суровых лет, - они уходят...Время безжалостно...

 Я позвонила Клавдии Ефимовне  в День рождения ВЧК, чтобы поздравить  с профессиональным праздником. И, естественно, была не первая - о Клавдии  Колмачевой помнят и  в ФСБ ("не бывает бывших разведчиков"), и в Управлении профтехобразования, в системе которого она отработала   22 года  воспитателем и одна из всех воспитателей в Карелии награждена значком "Отличник профтехобразования РСФСР", и в ближайшей школе, в музей которой  отдала некоторые свои архивные документы и где она частая гостья на  уроках мужества. В свои 89 лет Клавдия Ефимовна живет насыщенной, активной жизнью. Поэтому и  я не оставляю надежды свозить ее на родину.  Договорились, что приду -  показать новые фотографии, а заодно и задать те вопросы, ответить на которые,  кроме нее,  уже никто не может.

  Новые фотографии родных мест вызвали целый поток воспоминаний...

- Колю Ригачина хорошо помню, -  начинает   Клавдия Ефимовна, глядя на фотографию  памятника  Герою Советского Союза Николаю Ригачину.  - Анна Подгорная и мама наша работали в колхозе телятницами, а телята одно время  были размещены  в Задней деревне, в ригачинском доме, на первом этаже, в хозяйственной его части (дома были большие - все под одной крышей, и люди, и скотина). "Рано утром приходим,-  рассказывает мама,-  мелкой картошки намоем для телят-то...да сварим...А он проснется - голодный, да ну-ка  к картошечке-то...и тому рад...заморыш такой был ...Мы с Анной  повздыхаем, жалко парня,   да что сделаешь? Принесешь из дома что-нибудь, пирог какой-нибудь, что для своих стряпаешь, и Анна Николаевна тоже...дадим ему...Сиротой рос..." Мачеха потом нашлась...

- Я сама в шесть лет была посажена в няньки, -продолжает Клавдия Ефимовна.-  Нас было десять человек  детей в семье - я самая старшая. И вот сейчас живу - никого уже нет. Последнюю сестру похоронила. А была  - самая старшая.

-  А лучше всех у нас в классе учился Коля Куриков - папа твой - и Палька Куриков.Коля был сильнее Пальки. Мы иногда придем, с математикой если что-то не ладится - спишем у них...Все семь лет в одном классе учились. Коле учителя доверяли даже самому вести уроки...

- После окончания семилетки я работала в колхозе, а потом вызвали в сельсовет и сказали, что назначают меня  налоговым иструктором.Мол, ты комсомолка,  девка сообразительная, ответственная,  деньги считать умеешь... Собирала налоги, бегала по колхозам...  В 15 лет поехала в Вегоруксу зав красным уголком работать.Помню, бабушка меня провожала.А там в клубе  - взрослые такие девки да парни. Я и испугалась. Бабушке уезжать, а я за ней: "Домой поеду".Бабушка и говорит:"Как же поедешь? Ты сюда работать послана".Так и осталась, сидеть на камне и плакать...Парторг там хороший мужчина был, на папу похожий...Он меня и выучил."Надо, говорит, Клава, с докладом выступить, о международном положении". А время-то  уже такое было, тревожное.С докладом - так с докладом.  Вот  я  напишу все...и расскажу.Ну, учились-то мы в школе хорошо...

 - В 17 лет  я уже шла в тыл врага...14 февраля, как сейчас помню...Я шла как перебежчик с оборонных работ к маме. Легенда была такая. И вот,  когда уже надо было  завтра ночью уходить в тыл к финнам, на задание,  меня вызвал комадир спецотряда, он был в звании майора, и  сказал:"Клава! У тебя есть еще возможность отказаться. Подумай. Может все случиться. Тебя могут отдать солдатам на растерзание. Тебя могут пытать..."  Причем я не должна была финнам врать. Я должна была сказать, что работала в сельском Совете, что была комсомолкой. Все равно ведь узнают. Я должна была легализоваться. Надо было, чтобы все было достоверно. Я шла домой к матери. Да, у матери было пятеро,мал-мала меньше, только что младшего родила,-  шла ей помочь. Я сказала:"Василий Иванович! Я дала слово, что иду, и я иду. Что будет, то будет! "-  "Клава, один процент, что ты останешься жива. Сколько мы посылаем - группы не возвращаются, одиночки не возвращаются..."

-  В 44-м году я вернулась из Финляндии... 28 ноября 44 года. ЦК комсомола отправил меня  на курсы комсомольских работников  (краткосрочные) и потом - в Заонежский райком. Здесь меня все знали еще по партизанскому отряду (меня же из партизанского отряда забрали в спецотряд)...
Да, девочки, сейчас как подумаю...я пережила лагерь смерти, второй лагерь попроще, и четыре тюрьмы...Была осуждена к расстрелу, расстрел был заменен пожизненной каторгой, которая закончилась в Финляндии. Ужас! Не верится, что все это выпало одному человеку! Собственная похоронная все еще лежит в сумке...

 Встречаясь с Клавдией Ефимовной, я всегда узнаю от нее что-то новое. В этот раз - про своего дедушку, Курикова Михаила Николаевича - оказывается, именно ему, работавшему заведующим местной почтой, она каждый день сдавала собранные в колхозах налоги  - посылали  денежные переводы в район. Клава училась у него ответственному отношению к порученному делу, аккуратности, точности.

 Дедушка получил  повестку из военкомата в Великой Губе, бывшем районном центре, находясь там в командировке, и даже не заехал домой проститься с семьей -  война ждала его на Лоухском направлении и взяла к себе сразу же, в первых боях...О том, как жила деревня "под финнами", папа  рассказывал нам, дочерям, немного, скупо...Он не скоро, только когда уже вышел на пенсию и совсем оставил работу в школе, начал записывать свои воспоминания о прошедшей жизни. Хотя и был по профессии историком - про личное не распространялся. Что считал нужным и что успел - записал. Эта простая "Общая тетрадь" по 44 копейки в коленкоровой обложке  хранится в семье как дорогая реликвия. А я смогла разобрать папин  очень мелкий убористый почерк и перепечатала его записи;  уже в электронном виде они отправлены всем моим родственникам. В бумажном варианте эти воспоминания с фотографиями мы с мужем подарили сыну на свадьбу - как напутственное слово перед новой, самостоятельной семейной жизнью. 

  В первый раз встречалась с Клавдией Ефимовной моя сестра Вера, которая сейчас  занимается "выращиванием"  нашего родословного дерева. Уже почти три года она как на работу ходит в Национальный архив Карелии, читает документы, делает выписки. Надо было видеть, с каким интересом слушала она папину одноклассницу! Ведь даже в мимолетных каких-то ее словах под примелькавшимися, но ничего до этой встречи не говорящими  фамилиями оживали люди ...

  А я все думала о родной деревне. Особо  не примечательная в ряду других заонежских деревень, испокон веку жившая за счет земли да озера, не особо кланявшаяся властям да богам, хотя и церковь была тут настоящая...- деревня рождала и  растила в своих больших семьях  свободолюбивых,  смелых, умных людей, бесконечно любящих свой край и готовых  в лютую годину защищать его ценой собственной жизни. В два ряда записаны почти все деревенские фамилии (только инициалы меняются) на скромном  памятнике  в центре деревни у колодца-журавля...


Рецензии