Информационная корреспонденция. Оптина пустынь ист

На последних Достоевских чтениях большой интерес вызвало сообщение архимандрита Иннокентия Просвирина, заместителя главного редактора издательства Московской епархии, который большую часть своей жизни посвятил изучению истории Оптиной Введенской пустыни, переданной ныне Русской православной церкви, изучению истории старчества.
В 1919 году священник Павел Флоренский, обращаясь к тем, кому была поручена ликвидация пустыни, сказал, что Оптина, отличаясь не столько своими исключительными лицами, сколько гармоничным сочетанием и взаимодействием  духовных сил, всегда была и есть, как целое – могучий коллективный возбудитель духовного опыта.
К этому опыту прибегали в разное время великие русские писатели Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.
Фёдор Михайлович писал своей жене в 1878 году: «Только что сейчас воротился из Оптиной пустыни…». Пробыл там Ф. М. Достоевский двое суток. История не сохранила нам ничего о характере его бесед со старцем Амвросием, но есть предположение, что его словами у писателя говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Сам же Амвросий, по свидетельству современников, сказал о Ф. М. Достоевском всего два слова: «Это кающийся»…
Доклад Иннокентия Просвирина «Оптина пустынь и история русской книжности», впервые прочитанный духовным лицом подобной аудитории, не смог удовлетворить интерес всех участников чтений и почитателей Ф. М. Достоевского, поэтому архимандрит встретился с ними в перерыве между сообщениями, рассказал о своих исследованиях, ответил на многочисленные вопросы. Думается, что и всем ленинградцам, увлечённым отечественной историей, было бы интересно познакомиться с изобразительными и печатными материалами, посвящёнными этому месту на берегу реки Жиздры.
Почему бы музею Ф. М. Достоевского или Ленинградскому отделению Фонда культуры не организовать выставку, которая расскажет о Введенской Оптиной пустыни.

Газета «Вечерний Ленинград», 28 декабря, 1988 года.


Рецензии