Грани музыкального языка

  1.Религиозная

    Музыка - религия в звуках

Первоначальный, сущностный смысл слова “религия” - “связь с Высшим Миром”. Признавая Музыку языком Создателя и закрепляя за Музыкой непременность присутствия в ней Предвечной Гармонии, Вибрации Слова, Первозвука, мы тем самым признаём и тот факт, что именно с помощью Музыки слушатель связывается с более высокими Ступенями Бытия, именуемыми Высшим Миром. Поэтому звуки Музыки, наполняя нас живительными вибрациями, Гармонией Создателя, неизменно связывают нас с Высшим Миром, ибо наша душа, очищаясь, сама начинает излучать волны Гармонии.
Иначе говоря, сгармонизированность нашей души есть условие связи с Предвечной Гармонией, с Создателем, С Высшим Миром. По этому же признаку, то есть по гармоничности можно судить и о том, следует ли отнести к Музыке созданное композитором творение или “оставить на доработку”. “Доработка сочинения” - это не исправление ошибок в голосоведении, оркестровке, форме - нет. Если сочинение композитора дисгармонично, рассудочно, примитивно по мысли, если в нём отсутствует светлая идея, если она не отражает высокого идеала художника, то никакая самая изысканная классическая форма не сможет его спасти -  назвать такое сочинение музыкой никак нельзя. “Доработка сочинения” – это, прежде всего, изменение направления мышления самого композитора, утончение его чувствований. Написанное сочинение должно быть не просто правдивым отражением окружающей действительности, зачастую очень иллюзорной и справедливо называемой “майей”, “иллюзией”, но быть отражением гармонии души композитора, того, как эта душа восприняла Гармонию Творца. Форма же сочинения, его жанр, идеи и идеалы, вложенные в него - это лишь различные способы передачи достигнутой Гармонии. Великая ответственность лежит на композиторе за представляемое слушателям сочинение. Творческий процесс это не просто высвобождение накопившихся эмоций, мыслей, идей, но в конечном счёте предполагает выдачу продукта творчества окружающему миру. Ввергая мир в дисгармонию своего сочинения, композитор тем самым восстаёт против Предвечной Гармонии, а, значит, против Творца. И, наоборот, предлагая гармоничное сочинение, композитор выполняет важнейшую задачу - связывает нас с Творцом, с Миром Высшим. Потому мы можем сказать, что Музыка - это религия в звуках. Всё вышесказанное помогает понять, во-первых, что Музыкой следует считать только сочинения, содержащие в себе Красоту мыслей, чувств, идей и идеалов, то есть Гармонию, всё же дисгармоничное, рассудочное,  стало быть, противоположное Красоте, музыкой не является; во-вторых, Музыка является пищей души, которой надлежит принимать только гармоничные вибрациии, дисгармония же отравляет душу; в-третьих, становится ясным, насколько целесообразно творить Красоту, гармонизировать свой внутренний мир, подключая свою душу ко Вселенской Гармонии. В этом случае, дух композитора - создателя прекрасных мелодий, во всех веках, всех эпохах, странах, планетах, где происходит его надземное развитие после ухода из жизни земной, неуклонно восходит ввысь и ввысь, ибо восторги, восхищения, вдохновение, вызванные его гармоничной Музыкой у слушателей всех поколений, шлют этому духу благословенные энергии, способствующие его развитию в Мире Надземном, Мире Невидимом.

<…>

5.Магическая
При слове “магия” кто-то из нас вздрагивает, кто-то начинает истово молиться, кого-то оно раздражает, вызывает резкое отторжение,  кого-то настораживает, а кого-то и привлекает... Так или иначе, никто безразличным к этому слову не остаётся. Посвященческие Учения говорят, что всё в мире является магией. Всякий предмет, вещь, существо, планета, минеральный, растительный, животный мир, человек, Святые, Посвященные, Адепты мировых религий,-всё вокруг излучает вибрации той или иной интенсивности, той или иной окраски и несёт на себе печать внутренней сущности каждого из явлений жизни. И все эти предметы и явления связаны между собой незримыми узами, неуловимым влиянием друг на друга. Вот это неизбежное влияние всех без исключения  друг на друга и называется магией. Магическим влиянием обладают стихи любого поэта, взгляд человека, построенное здание, вода в стакане, картина на стене, сказанные друг другу слова. Не составляет исключения и звучащая музыка.
Вопрос лишь в том, какое это влияние. Положительно ли его действие или отрицательно, полезно или вредно. Если положительно, то это белая магия, если отрицательно - то магия чёрная. Никаких специальных “магических” действий, манипуляций от нас не требуется, чтобы влиять на окружение. Они не только не полезны, но даже опасны. Ни белой, ни чёрной магией заниматься не следует - это наносит непоправимый духовный и физический вред не только тому, на кого обращены магические действия, но в первую очередь это вредно самому совершающему их. Могут возникнуть тяжелейшие психические расстройства и болезни, практически невозможным становится духовный рост человека. Последствия необдуманных магических  манипуляций порою невозможно бывает исправить. Для этого нужны годы и годы напряжённой внутренней работы, очищения, утончения всего психического организма - на это может уйти целая жизнь, даже несколько жизней...
 Для распознавания в себе “беломагических” и “чёрномагических” действий, нужно следить за своими мыслями, чувствами, словами, поступками, идеями, идеалами.  Каждый из нас с абсолютной точностью может сказать себе, хорошо ли мы подумали о человеке или нет, правы ли мы в той или иной ситуации, согрето ли слово теплом любви, или в нём ледяной холод.

<…>
10. Отождествление
  Все мы - создания видимые и невидимые - являемся частью Великого Целого, вышли из Его лона, Его Любви. Названий у этого Великого Целого огромное множество - Вышень,  Всевышний, Творец, Создатель, Владыка, Высший  Разум, Бог,
Абсолют, Первопричина, Мир Истины, Отец Небесный, Высший Мир, Господь, Небо,  Солнце, Беспредельность, Иерархия, Цветок, Аллах, Космический Разум...
   Как ручей стремится к морю, чтобы, слившись с ним, стать этим морем, так и дух человека, устремляясь к Первопричине, отождествляясь с Создателем, сливается с Ним.
Когда мы слушаем величественную музыку, нам следует всем существом пойти за вертикалью звучащей мелодии к Творцу. Поскольку всё Высшее идёт от Творца, Создателя, то лучшим видом отождествления будет признательность и благодарение. В благодарном сердце рождаются самые тёплые чувства к Cоздателю. Если, слушая величественную музыку и оформляя эти чувства в слова, давать самые чистые, самые искренние определения Всевышнему, то произойдёт волшебство благодарения - отождествление. 
              Привожу слова из глубины моего сердца:
         Творец, Создатель, Всевышний, Владыка.
  К Тебе обращаю я дух свой в моём благодарении.
               
 Для меня, моего разума, моего сердца, моей души, моего духа      
                Ты Животворный источник,
    Красота первозданная,
          Лик лучезарный,
                Кладезь бесценный,
     Мудрость сокровенная,
Любовь безграничная,
Даль беспредельная,
  Совершенство бесподобное,
       Вершина сияющая,
  Образ солнцеликий,
      Чертог небывалый,
   Дух пламенный,
    Бриллиант сверкающий,
    Вода жизнедательная,
     Сердец Врачеватель,
    Цветок неувядающий,
      Даритель щедрый,
Дозор несменный,
      Покой душевный,  
          Рай желанный,
     Вдохновение жизненосное,
Песнь ангельская,
                Обновление несравненное,
Сила  благодатная,
Свежесть весенняя,
   Лестница восхождения,
    Вместилище Истины,
   Радость долгожданная,

      Звезда путеводная,
       Душа смиренная,
Вестник благовествующий,
       Маяк указующий,
Гавань спасительная,
Оазис благоуханный...

Скажем без преувеличения, что нанизывая, словно жемчужины на нить ожерелья,  полные нашей сердечной искренности и почитания слова благодарения  и  смиренной признательности, мы заставляем в нас течь потоки удивительной чистоты, и светоносность этих потоков рождает волшебные состояния в нашей душе - состояния особой радости, торжественности, сопричастности  к чему-то очень Высокому - именно к Всевышнему. Момент этой сопричастности, когда мы в радости сливаемся с Создателем, отождествляясь с ним, и есть Предстояние.

    А вот как пресуществлял Предстояние Григор Нарекаци, армянский поэт Средневековья, обращаясь в своей “Книге скорбных песнопений” к Высшему :
 
Слово к Богу из глубин сердца

     Господи, Господи мой, податель щедрот,
          Благий по естеству, равно властвующий над всеми,
    Естественный творец всего из ничего,
    Прославляемый, неисповедимый,
    Страшный, удивительный,
    Суровый, непонятный,
    Недоступный, непостижимый, непознаваемый,
    Неизреченный, незримый,
    Невидимый, неосязаемый,
         Неуловимый, безначальный, предвечный,
   Ничем не затуманенное знание,
   Видение, не ведающее колебаний,
   Истинное естеством своим,
   Высокое пребывание в небесах,
   И низкое пребывание в преисподней,
   Восхваляемое бытие,
   Рассвет без тени,
   Сверкающий луч,
   Свет исповедуемый,
   Упование без сомнений,
   Покой нерушимый,
   Печать неизменная,
   Прозрение, не знающее границ,
   Имя признанное,
   Вкус сладостный,
   Чаша радости,
   Хлеб, укрепляющий души,
   Любовь неиссякающая,
   Обещание, не вызывающее сомнений,
        Покров желанный,
   Облачение неотъемлемое,
  Риза вожделенная,
  Украшение славы,

  Вспомоществование великое,
        Прибежище восхваляемое,
  Неиссякаемая благодать,
        Неубывающее сокровище,
  Нетленный дождь,
  Роса предрассветная,
        Елей, изливающийся на всех,      
        Безвозмездное врачевание,
  Двукратно дарованное здоровье,
        Величайшее ободрение,
  Необманный призыв,
        Благовествование всеобщее,
        Царь, почитающий рабов,
        Нищелюбивый защитник,
        Вечно богатый даритель,
  Шествие беспрепятственное,
  Нерушимое повеление,
        Вечная надежда,
        Долговидящий взгляд,
        Дар без сожаления,
        Всем раздающая десница,
        Рука правосудная,
        Око беспристрастное,
        Глас надежды,
        Весть утешения,
        Послание радости,
        Имя, жизнь означающее,
        Перст попечительный,
        Исход безошибочный,
        Провидение непогрешимое,
        Воля животворящая,
        Нелукавый совет,
        Почесть, не вызывающая зависти,
        Изобретательность бескрайняя,
        Но и строгий предел,
        Ненаходимый след,
      Невидимая стезя,
  Образ неизмеряемый,
  Количество беспредельное,
        Изображение бесподобное,
  Сострадание несравнимое,
  Благость многообильная,
  Смирение торжественное,
  Поцелуй спасительный,
        И ещё много других благолепных слов
  Кроме этих можно тебе посвятить, о боже,
        Благословенный и восхваляемый,
        Величаемый и проповедуемый,
        Благовествуемый и превозносимый,
  Возглашаемый и повествуемый. 

(Из книги "Предстояние. Духовная самореализация через музыку". Фрагменты)


Рецензии